САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО САМОВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЕГО САМОВОСПИТАНИЯ

Старкова М.В. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности представляется одним из актуальных проблем современной психологии. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах.

В данной статье рассматривается проблема влияния самооценки школьника на процесс его самовоспитания.

В научной литературе исследование понятия «самооценка» является дискуссионным. В.С. Васильева предлагает понимать под самооценкой «личностное образование, которое принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности» [1].

М.А. Королева придерживается иного подхода к пониманию психологического термина «самооценка», определяя ее как «сложный продукт сознательной деятельности ребенка». При этом автор указывает на то, что «исходные формы самооценки ребенка следует рассматривать как прямое отражение оценки взрослого человека, подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка» [3].

По мнению Ю. Едихановой, самооценка есть «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [2].

А.Т. Фатуллаева рассматривает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику» [4].

Обобщая вышесказанное, отметим, что самооценка является важным и необходимым компонент развития самосознания ребенка.

При изучении самооценки необходимо уделить внимание исследованию ее функций. В научной литературе по психологии к основным функциям самооценки относятся мотивационная, ориентационная, регулятивная и рефлексивная функции. Однако, по нашему мнению, основной функцией самооценки является регулятивная функция по следующей причине. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит эффективность его деятельности, реакция на успех и неуспех, его контактность и характер взаимоотношений с другими людьми. Обозначенные выше функции самооценки не охватывают в полной мере того влияния, которое оказывает самооценка на развитие личности. Они показывают связь между исследуемым качеством и личностью в целом.

С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

Таким образом, в данной работе мы будем рассматривать самооценку как субъективный фактор, влияющий на притязания личности, взаимоотношения между людьми. Она способствует организации процесса воспитания, содействует выработке объективных критериев своих поступков поведения, зарождает чувство неудовлетворенности собой, влияет на эффективность работы над собой.

Самооценка – это компонент самосознания, субъективное и личностное образование психики человека, при рассмотрении которого необходимо учитывать факторы, влияющие на его формирование.

Самооценка обучающихся оказывает влияние на уровень успеваемости ребенка, на его интеллектуальное развитие и коммуникативные способности с педагогом и сверстниками.

Изучение уровней самооценки и ее влияние на самовоспитание проводилось на базе МБОУ СОШ № 17 г. Иваново с обучающимися 5 класса. Выборка составила 30 детей, из них 19 (63,3%) мальчиков и 11 (36,7%) девочек. Возраст испытуемых 10-11 лет.

В ходе исследования использовалась методика «Лесенка», по результатам которой установлено, что:

- 21 учащийся характеризуется адекватной самооценкой. При этом 14 учащихся выбрали ступеньку № 2 и 5 учащихся ступеньку № 3. Обратим внимание, указанная группа учащихся активно реализует работы по саморазвитию, путем изучения дополнительной литературы, ознакомления с новыми знаниями в разных отраслях;

- 4 учащихся 3-х классов характеризуются завышенной самооценкой. Указанная группа учащихся отказывается от самовоспитания, указывая, что их знания и возможности достаточно развиты, что дальнейшее развитие им не необходимо;

- 5 учащихся 3-х классов характеризуются заниженной самооценкой и им свойственна тревожность. Указанная группа учащихся отказывается от внедрения в свою жизнь принципов самовоспитания, мотивируя это тем, что они не способны к развитию, что они не такие как все.

В ходе анализа самооценки нами было установлено, что 9 учащихся не готовы участвовать в процессе самовоспитания по той причине, что 4 учащихся характеризуются завышенной самооценкой, и 5 учащихся характеризуются заниженной самооценкой. В виду сказанного, необходимо предпринять меры по стимулированию внедрения мер самовоспитания учащихся младшего подросткового возраста.

Во-первых, необходимо организовывать внеклассные занятия, в ходе которых учащимся будут раскрыты особенности самовоспитания, цель такой работы, выделены преимущества. В рамках проведения внеклассных занятий необходимо проводить психологические исследования по определению направленности и способностей ученика, в какой области успешнее проводить самовоспитание. Кроме того, целесообразно организовывать различные виды тренингов и игр, в ходе которых можно определить уровень способностей, а также определить, в каком направлении необходимо организовать самовоспитание.

Во-вторых, необходимо создать психологические консультации с учащимися, которые испытывают тревогу, неуверенность в своих способностях, то есть с той группой лиц, у которых занижена самооценка. Психологические консультирование позволит выявить у учащихся страхи, определить направления работы по их преодолению, а также повысить их эмоциональную и личностную составляющуюся учащегося, повысить их уверенность в себе.

В-третьих, необходимо использовать комплексную психологическую поддержку учащихся 5-х классов, направленные на развитие уверенности в себе, развитие социального интеллекта, а также компетентности, за счет организации различных внешкольных практик. Психологи и педагоги должны исходить из ресурсов личности подростка, помогать ему в развитии своих задатков, талантов, склонностей.

Список литературы

Васильева В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста // Электронный научный журнал. – 2016. – № 5 (8). – С. 291-294.

Едиханова Ю. Проблема самооценки детей в психолого-педагогической литературе // Современный научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № 8. – С. 11-23.

Королева М.А. К определению понятия «самооценка» // Психология и педагогика в образовательной и научной среде. – 2016. – С. 85-87.

Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 6. – С. 69-70

Просмотров работы: 45