Для изучения особенностей работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов необходимы конкретные критерии и показатели, на основании которых мы планируем осуществлять исследование.
В практической части исследования мы позаимствовали критерии и показатели учёных, которые уже разработаны в полном объёме и апробированы в практике деятельности дошкольного образования.
Чтобы проанализировать организационную культуру педагогов дошкольной образовательной организации необходимо, прежде всего, подобрать критерии оценивания, показатели, а также разработать уровни сформированности исследуемого компонента.
Для этого была определена цель исследования – изучить особенности работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.
При достижения поставленной цели предстоить решать некоторые задачи практической части исследования:
Определить критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО;
Изучить уровень сформированности организационной культуры педагогов ДОО;
Разработать систему работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.
Эффективность деятельности руководителя ДОО зависит от организационной культуры в целом. Для этого необходимо изучать как внутренние, так и внешние институты взаимодействия организации [4].
На диагностическом этапе происходит сбор аналитических данных образовательной организации об особенностях развития организационной культуры среди педагогов, а также о системе мероприятий, проводимых руководителем в рамках данного компонента [2].
На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены критерии, и разработаны показатели сформированности организационной культуры среди педагогов дошкольной образовательной организации.
Также для выявления системы работы руководителя по развитию организационной культуры разработали критериальный аппарат. За основу были взяты критерии и показатели Бескровной Л.В., Арсеньевой Ю.Э. [1, с. 112-154]
Критерии и показатели системы работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры.
Когнитивный компонент: - осознание внешних и внутренних факторов организационной культуры;
- знание организационной культуры и её компонентов;
- жизненные ценности руководителя;
- образ идеальной организационной культуры.
Ценностный компонент: - внедрение специальных форм работы по актуализации, систематизации и совершенствованию уровня развития организационной культуры педагогического коллектива ДОО;
- координация профессиональной деятельности педагогов;
- демонстрация прогрессивных тенденций развития организационной культуры;
- профилирование деятельности педагогов;
- реализация совместно-творческой деятельности педагогов ДОО.
Деятельностный компонент: - организация совместной деятельности по проектированию организационной культуры;
- организация социального взаимодействия; - организация группового обучения педагогов;
- закрепление организационных норм административными мерами.
Критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО.
Когнитивный компонент: - знание педагогов сущности понятия «организационная культура», её характеристик;
- самостоятельный анализ, соотношение накопленных знаний и культурного опыта организационной деятельности;
- знание особенностей членов коллектива;
- понимание необходимости постоянного обновления способов деятельности;
- использование в совокупности всех знаний об организационной культуре организации в своей деятельности.
Ценностный компонент: - принимает педагогические ценности как значимые;
- ориентируется на ценности созидания и развития организации;
- оценивает свою организационную культуру как нравственное качество;
- мотивы деятельности педагогов при взаимодействии с субъектами образовательных отношений;
- ориентация на профессионально-организационную культуру поведения в практической деятельности.
Деятельностный компонент: - взаимодействие на основе согласия и соучастия;
- выбор культурных вариантов поведения в процессе организации педагогической деятельности;
- отношения к соблюдению норм пяти нравственных качеств (терпимость, принципиальность, справедливость, правдивость и ответственность)
- признание собственной ответственности за результаты своей деятельности;
- принятие правил поведения в соответствии с традициями, нормами поведения организации, педагогическим этикетом.
Для выявления каждого критерии были подобраны специальные разработанные методики, отдельно для педагогов и отдельно для руководителя, которые уже направлены на выявление организационной культуры. Тест профессиональной мотивации (Ш. Риччи и П. Мартина) направлен на выявление уровня сформированности ценностного компонента. Он выявляет особенности потребностно-мотивационной сферы. Тест О.Ю. Коровиной «Организационная культура в сфере образования» [3] направлен на выявление уровней сформированности всех выделенных компонентов среди педагогов ДОО и руководителя. Методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата трудового коллектива» [5] позволит выявить также уровни сформированности всех компонентов. Данные методики предполагается использовать для работы с педагогами.
Работу руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов можно представить в виде определённой системы действий.
1 этап – подготовительный. Задача на данном этапе состоит в определении философии, идеологии, миссии образовательной организации, основных ценностей.
2 этап – диагностический. Задача раскрывается в выявлении основных характеристик организационной культуры образовательной организации методами анализа локальных актов, протоколов и планов работы педагогического Совета по организационной культуре, анкетирования педагогов, проведения бесед.
Конкретно мы выявляем какая работа с ними ведётся по развитию органихзационной культуры, знакомит ли руководитель их с данным компонентом, ведёт ли какие-либо мероприятия и как они закреплены в нормативных актах, какую работу ведёт при несоблюдении положенных форм работы.
Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что, формирование и развитие организационной культуры образовательной организации, организационной культуры педагогического коллектива образовательной организации является определяющим фактором эффективного образовательного процесса, который позволяет достичь высоких результатов.
Список литературы:
Арсеньева, Н.В. Организационная культура образовательных систем: обоснование необходимости и определение направлений изменений /Ю.В. Арсеньева// Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании». – Новосибирск, 2017. – 250 с.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. – М.: АПКиПРО. - 2014. 124 с.
Коровина, О.Ю. организационная культура в образовании / О.Ю. Коровина // Организационная культура в образовании. - - В.: ВИРО, 2016. 70 с.
Самодурова, В.С. Организационная культура современной школы // Первое сентября. Управление школой. – 2013. – № 16. – С. 25-32.
Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. – М.: «Просвещение», 2013. – 118 с.