ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО

Гулак А.Н. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для изучения особенностей работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов необходимы конкретные критерии и показатели, на основании которых мы планируем осуществлять исследование.

В практической части исследования мы позаимствовали критерии и показатели учёных, которые уже разработаны в полном объёме и апробированы в практике деятельности дошкольного образования.

Чтобы проанализировать организационную культуру педагогов дошкольной образовательной организации необходимо, прежде всего, подобрать критерии оценивания, показатели, а также разработать уровни сформированности исследуемого компонента.

Для этого была определена цель исследования – изучить особенности работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.

При достижения поставленной цели предстоить решать некоторые задачи практической части исследования:

Определить критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО;

Изучить уровень сформированности организационной культуры педагогов ДОО;

Разработать систему работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов.

Эффективность деятельности руководителя ДОО зависит от организационной культуры в целом. Для этого необходимо изучать как внутренние, так и внешние институты взаимодействия организации [4].

На диагностическом этапе происходит сбор аналитических данных образовательной организации об особенностях развития организационной культуры среди педагогов, а также о системе мероприятий, проводимых руководителем в рамках данного компонента [2].

На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены критерии, и разработаны показатели сформированности организационной культуры среди педагогов дошкольной образовательной организации.

Также для выявления системы работы руководителя по развитию организационной культуры разработали критериальный аппарат. За основу были взяты критерии и показатели Бескровной Л.В., Арсеньевой Ю.Э. [1, с. 112-154]

Критерии и показатели системы работы руководителя ДОО по развитию организационной культуры.

Когнитивный компонент: - осознание внешних и внутренних факторов организационной культуры;

- знание организационной культуры и её компонентов;

- жизненные ценности руководителя;

- образ идеальной организационной культуры.

Ценностный компонент: - внедрение специальных форм работы по актуализации, систематизации и совершенствованию уровня развития организационной культуры педагогического коллектива ДОО;

- координация профессиональной деятельности педагогов;

- демонстрация прогрессивных тенденций развития организационной культуры;

- профилирование деятельности педагогов;

- реализация совместно-творческой деятельности педагогов ДОО.

Деятельностный компонент: - организация совместной деятельности по проектированию организационной культуры;

- организация социального взаимодействия; - организация группового обучения педагогов;

- закрепление организационных норм административными мерами.

Критерии и показатели сформированности организационной культуры педагогов ДОО.

Когнитивный компонент: - знание педагогов сущности понятия «организационная культура», её характеристик;

- самостоятельный анализ, соотношение накопленных знаний и культурного опыта организационной деятельности;

- знание особенностей членов коллектива;

- понимание необходимости постоянного обновления способов деятельности;

- использование в совокупности всех знаний об организационной культуре организации в своей деятельности.

Ценностный компонент: - принимает педагогические ценности как значимые;

- ориентируется на ценности созидания и развития организации;

- оценивает свою организационную культуру как нравственное качество;

- мотивы деятельности педагогов при взаимодействии с субъектами образовательных отношений;

- ориентация на профессионально-организационную культуру поведения в практической деятельности.

Деятельностный компонент: - взаимодействие на основе согласия и соучастия;

- выбор культурных вариантов поведения в процессе организации педагогической деятельности;

- отношения к соблюдению норм пяти нравственных качеств (терпимость, принципиальность, справедливость, правдивость и ответственность)

- признание собственной ответственности за результаты своей деятельности;

- принятие правил поведения в соответствии с традициями, нормами поведения организации, педагогическим этикетом.

Для выявления каждого критерии были подобраны специальные разработанные методики, отдельно для педагогов и отдельно для руководителя, которые уже направлены на выявление организационной культуры. Тест профессиональной мотивации (Ш. Риччи и П. Мартина) направлен на выявление уровня сформированности ценностного компонента. Он выявляет особенности потребностно-мотивационной сферы. Тест О.Ю. Коровиной «Организационная культура в сфере образования» [3] направлен на выявление уровней сформированности всех выделенных компонентов среди педагогов ДОО и руководителя. Методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто «Изучение социально-психологического климата трудового коллектива» [5] позволит выявить также уровни сформированности всех компонентов. Данные методики предполагается использовать для работы с педагогами.

Работу руководителя ДОО по развитию организационной культуры педагогов можно представить в виде определённой системы действий.

1 этап – подготовительный. Задача на данном этапе состоит в определении философии, идеологии, миссии образовательной организации, основных ценностей.

2 этап – диагностический. Задача раскрывается в выявлении основных характеристик организационной культуры образовательной организации методами анализа локальных актов, протоколов и планов работы педагогического Совета по организационной культуре, анкетирования педагогов, проведения бесед.

Конкретно мы выявляем какая работа с ними ведётся по развитию органихзационной культуры, знакомит ли руководитель их с данным компонентом, ведёт ли какие-либо мероприятия и как они закреплены в нормативных актах, какую работу ведёт при несоблюдении положенных форм работы.

Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что, формирование и развитие организационной культуры образовательной организации, организационной культуры педагогического коллектива образовательной организации является определяющим фактором эффективного образовательного процесса, который позволяет достичь высоких результатов.

Список литературы:

Арсеньева, Н.В. Организационная культура образовательных систем: обоснование необходимости и определение направлений изменений /Ю.В. Арсеньева// Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании». – Новосибирск, 2017. – 250 с.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. – М.: АПКиПРО. - 2014. 124 с.

Коровина, О.Ю. организационная культура в образовании / О.Ю. Коровина // Организационная культура в образовании. - - В.: ВИРО, 2016. 70 с.

Самодурова, В.С. Организационная культура современной школы // Первое сентября. Управление школой. – 2013. – № 16. – С. 25-32.

Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. – М.: «Просвещение», 2013. – 118 с.

Просмотров работы: 76