Ценообразование на предприятии является одной из важнейших составляющих хозяйственной деятельности. Реализуемая продукциядолжна соответствовать требованиям потребителей и быть продана по справедливым ценам с точки зрения и потребителя, и производителя. В результате этого для предприятия выбор ценовой стратегии является способом обеспечения эффективного хозяйствования.
По мнению автора Бутузовой, ценовая стратегия – это один из элементов общей стратегии развития предприятия, представляющий собой взвешенный набор инструментов и методов, используемых в управленческой практике для целесообразного установления рыночных цен на конкретные виды товаров, услуг и других видов продукции хозяйствующего субъекта [1].
Активная ценовая политика может быть признана успешной в случае, если она позволяет увеличить чистую прибыль предприятия и улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке определенного вида продукции.
При формировании ценовой стратегии предприятиянужноучитывать следующие аспекты:
- установление места цен среди других факторов рыночной конкуренции;
- использование методов, способствующих оптимизировать расчетные доходы;
- предпочтение стратегии лидерства либо стратегии следования за лидером при определении цен;
- учет характера ценовой политики на новые товары;
- формирование ценовой стратегии, учитывающей ступени жизненного цикла товаров;
- употребление базовых цен при работе на разных рыночных сегментах;
- выработка в ценовой политике результатов сравнительного анализа соотношений «издержки/ прибыль» и «издержки/ качество» [2].
Методы ценообразования определенногопредприятия зависят, прежде всего, от целей, которые оно ставит перед собой.
Цель ценообразования предприятия, рассматриваемого в дипломной работе ТОО«ADM Machinery&Service» — максимизация прибыли и обеспечение доступности предлагаемых предприятием товаров для всех слоев населения.
Максимизация текущей прибыли обеспечивается с помощью оперативной и объективной оценки всех тенденций предложения и спроса:
Уникальность товара. Так, товар, обладающий уникальными свойствами и характеристиками менее подвержен падению спроса при росте цен по сравнению с альтернативными товарами, не обладающими этими параметрами.
Отдельного внимания заслуживают престижные и эксклюзивные товары. Первые, могут проигрывать по соотношению «цена - качество» более дешевым маркам, но на них априори формируется высокий спрос. Данная закономерность часто проявляется на рынках цифровой и бытовой техники, а также автомобильном рынке. Эксклюзивные товары имеют высокую цену, которая положительно воспринимается покупателями и ограничивает круг желающих получить данный продукт наиболее состоятельными и заинтересованными покупателями.
Наличие или отсутствие замещающих товаров (товарных аналогов). Любой потребитель готов уйти к конкуренту, предлагающими схожую продукцию, даже с минимальной разницей в цене.
Уровень сложности сравнений товаров. Покупатели предпочитают товары известных брендов, если сравнение по свойствам и ценам затруднено или невозможно до совершения покупки. Производители в свою очередь, чтобы затруднить покупателю сравнение товаров, используют различные по массе упаковки или дополнительные товары «в подарок».
Наличие дополнительных трат при переходе на новый товар (при смене поставщика услуг). Так, практически любой потребитель оценивает новый товар/услугу не только на основе его свойств и цены, но и с учетом издержек, необходимых на переход. Этот фактор чаще всего проявляется на рынке сложных технических товаров. Поэтому разница в цене должна быть столь существенна, чтобы покрыть расходы на приобретение дополнительного оборудования, само подключение, обучение персонала и морально компенсировать потраченное время.
Покупательная способность целевой аудитории – отражает абсолютную величину и долю дохода, которую клиент готов (может) потратить на продукцию компании.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предприятию для того, чтобы эффективно противостоять проявлениям кризиса, начинать необходимо с выбора ценовой стратегии.
Для разработки обоснованной ценовой стратегии нужноверно определить систему факторов, влияющих на нее. Результативность ценообразования, или, иначе говоря, реализация ценовой политики, зависит от подхода к определению цены [3].
Список литературы:
Бутузова А. С. Понятие ценовой стратегии, характерные черты // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 12. С. 75 – 77.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Изд-во Питер, 2007. С. 208.
Войтешенко М. И. Ценовая стратегия корпораций // Актуальные вопросы развития экономики. 2015.