Синдром множественного лентиго (множественные пигментные пятна) - это полиорганный наследственный дерматоз, который по начальным буквам его составляющих называют синдром ЛЕОПАРДа (LEOPARD-синдром). Его основными наружными проявлениями являются лентиго (темно-коричневые пятна).
Клиническая картина.
В первые месяцы жизни на теле ребенка появляются пигментные пятна типа веснушек. Дети отстают в умственном и физическом развитии. В возрасте 2-5 лет появляется и прогрессирует снижение слуха, вплоть до полной его потери. В старшем возрасте основная проблема-патология сердца.
Случай редкого наследственного заболевания в практике врача-генетика.
Синдром LEOPARD (синдром множественных лентиго, ОМIМ: 151100) редкое наследственное заболевание, популяционная частота которого неизвестна. Был выделен Робертом Горлином с соавторами в 1969 году. Название синдрома является аббревиатурой главных его компонентов, соответствующих основным фенотипическим и клиническим проявлениям:
Lentigines — лентиго;
Electrocardiographic conduction abnormalities — электрокардиографические нарушения проводимости;
Ocular hypertelorism — глазной гипертелоризм;
Pulmonary stenosis — стеноз легочной артерии;
Abnormalities of genitalia — аномалии половых органов;
Retardation of growth — задержка роста;
Deafness sensorineural — нейросенсорная глухота.
Заболевание наследуется по аутосомно-доминантному типу, характеризуется высокой пенетрантностью и различной степенью экспрессивности даже в пределах одной семьи.
У большинства больных (до 90%) находят мутации гена PTNP11, локализованного в сегменте 12q24.1. кодирующего белок тирозин-фосфотазу SНS-2. Примечательно то, что данный генный дефект описан у 40% пациентов с синдромом Нунан. основные фенотипические и клинические проявления которого пересекаются с СЛ: сходные лицевые дизморфии, низкорослость, кардиопатология, аномалии половых органов и задержка полового развития, нейросенсорная тугоухость. В связи с этим был предложен еще один синоним СЛ -синдром Нунан с множественным лентиго (СЛ/СНМЛ).
С момента первого описания СЛ/СНМЛ до настоящего времени известно лишь о немногим более 100 больных. Поэтому каждый новый случай этого редкого наследственного заболевания представляет определенный научный интерес.
Учеными была обследована беременная К., 1988 года рождения. В Республиканский специализированный
центр медицинской генетики и диагностики была направлена впервые в 23—24 недели беременности. Беременность 2 брак повторный, в анамнезе рождение ребенка со стенозом легочной артерии.
При осмотре беременной врач-генетик обратил внимание на множественные диффузные лентиго темно-коричневого цвета диаметром 1—5 мм на лице, шее и теле. Кроме того, у женщины имелась легкая задержка роста, птоз, широкий плоский нос, полные губы, легкая лопоухость, короткая шея, асимметричные выступающие лопатки, кифосколиоз. Отдельные более светлые пятна на ладонях. Из гинекологического анамнеза известно о задержке полового развития — mensis с 16 лет.
Врачом-генетиком осмотрена сестра беременной 2001 года рождения. Отмечены множественные лентиго на лице, шее, туловище и ладонях. Имеется низкорослость, изменения ЭКГ — нарушение сердечной проводимости и задержка полового развития.
При анализе родословной стало известно, что вышеперечисленные фенотипические признаки характерны и для брата беременной К. (сестра и брат от разных браков их матери)
Кроме того, у брата имеется стеноз легочной артерии. По совокупности клинических и фенотипических признаков был предположен диагноз: СЛ/СНМЛ. Было проведено исследование образцов ДНК крови беременной К. и ее сестры методом прямого автоматического секвенирования кодирующей последовательности экзонов 7, 12 и 13 гена РТNР11. В экзоне 7 у обеих обследуемых обнаружена идентичная мутация с.836А>G (р.Туr279Суs) в гетерозиготном состоянии. Диагноз СЛ/СНМЛ был подтвержден молекулярно-генетическим методом.
Ранее нами упоминалось, что впервые беременная К. обратилась в Центр только в 23—24 недели. Поскольку спектр генетических обследований в этом сроке весьма ограничен, беременной было выполнено только УЗИ плода с синдромологическим анализом. На момент осмотра грубых аномалий развития не выявлено, однако у плода было отмечено увеличение шейной складки. Имелось многоводие.
Беременность завершилась физиологическими родами в срок. Девочка, родилась с массой 3250 г. До 3 мес. развивается соответственно возрасту. Участковым врачом-педиатром при плановом осмотре были отмечены шумы в сердце. В результате УЗИ диагностирован субаортальный стеноз.
Ребенок осмотрен врачом-педиатром-генетиком в 3,5 месяца. Психофизическое развитие соответствует возрасту. Отмечен орбитальный гипертелоризм, короткая шея с избыточной кожей, широко расставленные соски. Пигментные пятна отсутствуют. Аналогичные признаки характерны и для старшего сибса (возраст 3,5 года). Кроме того, у старшей девочки отмечены птоз и выступающие лопатки.
Принимая во внимание особенности фенотипа у детей и наличие у них сердечной патологии, выставлен клинический диагноз: СЛ/СНМЛ. Отсутствие пигментных пятен (одного из наиболее часто встречаемых признаков) у обоих детей на момент осмотра может быть обусловлено вариабельностью как самого признака — в отдельных случаях заболевания отмечено отсутствие лентиго, так и вариабельностью периода манифестации пигментных пятен врожденные и появляющиеся в детстве, вплоть до полового созревания.
Список литературы.
Джонс Кеннет Л. Наследственные синдромы по Дэвиду Смиту. Атлас-справочник. М.: Практика, 2011.-1024 с.
Gorlin R.J. Anderson R.C. Blaw M. Multiple Ientigines. syndrome// Am. J. Dis. Child.-1969.- Vol/ 117 №6 – P. 652-662.
Digilio M.C.. Conti E., Sartozy A. et al. Grouping of multiple-lentigines/LEOPARD and Noonan syndromes on the PTPN11 gene // Am. J. Hum. Genet.- 2002.- Vol. 71 №2 P.389-394