В данной статье рассматривается проблема развития самоконтроля в процессе учебной деятельности. Цель исследования было изучение основных тенденций развития самоконтроля в учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – процесс развития навыка самоконтроля у учащихся
Предмет исследования – условия развития самоконтроля в учебной деятельности
В процессе работы над научной литературой мы пришли к следующим выводам:
Учебная деятельность – это «один из видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач».
Психологическая сущность самоконтроля заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.
В структурные компоненты самоконтроля обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом.
В.А. Сластенин (1930 – 2010) выделил формы и методы самовоспитания: «самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. … А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше побудить у ребёнка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей» [1].
В настоящее время изучению роли и влияния самоконтроля учащихся на учебную деятельность посвящены работы многих педагогов и психологов, как И.В. Тухман, А.К. Маркова, Т. Матис, А.Б. Орлова, А.Г. Пачина и др., но никто из них не подошел явно к выводу, который имплицитно заложен во взглядах В.А. Сластенина на самоконтроль.
Исследование самоконтроля школьников мы проводили на базе МОУ СОШ № 7 г. Шуя Ивановской области. В качестве испытуемых выступали ученики 3 класса, в возрасте от 7 до 10 лет и общим количеством 29 человек. Исследование проводилось осенью 2018 года, во время их обучения таким дисциплинам, как изобразительное искусство, музыка, основы безопасности жизнедеятельности.
Полученные результаты исследований таковы:
При использовании методики «Уровень школьной тревожности» Филлипса мы выявили, что у 54% отсутствует тревожность. А страх проверки знаний у 62%, и даже подчинение каким-либо правилам их не смущает. В целом по шкале Филлипса получены такие результаты (общая тревожность – 46%, переживание социального стресса – 39%, фрустрация потребности в достижении успеха – 41%, страх самовыражения -59%, страх ситуации проверки знаний – 62%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 54%, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 40%, проблемы и страхи в отношениях с учителями – 44%). Напомним, результат меньше 50%- низкий, меньше 70%-повышенный, больше 70%-высокий. Так же можно отметить, что есть учащиеся, находящиеся на грани повышенного и низкого уровня тревожности (фактор общая тревожность проявляется у 8 чел, страх самовыражения выявляется у 4 чел, страх ситуации проверки знаний наблюдается у 8 чел, проблемы и страхи в отношениях с учителями отмечается у 7 чел). Так же отсутствуют учащиеся, у которых тревожность находится на грани повышенного и высокого уровня.
При использовании методики «Изучения саморегуляции» (У.В. Ульенкова) мы выявили, что уровень самоконтроля в учебной деятельности у 59% обучающихся равен среднему значению. А это значит, что ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату равнодушен.
При использовании методики «Раскраска анти-стресс» было выяснено, что она действительно способствует развитию самоконтроля, а значит, арт-терапия нужна в жизни школьников. Кроме этого она является и одним из методов самосовершенствования. А это значит, что точка зрения В.А. Сластенина об условиях развития самоконтроля подтверждается.
Также в процессе исследования мы использовали метод анкетирования. Цель анкетирования: узнать мнение детей о самоконтроле и о значении методик в общем. По итогам анкетирования выяснилось, что большинство детей осознают важность методик, определяющих и развивающих уровень самоконтроля, и даже охотно принимают в них участие.
Подводя итоги изучению самоконтроля младших школьников мы предложили следующие рекомендации.
Педагогу:
Включить методики самосовершенствования в учебную деятельность: организовать организационные паузы в начале и мини паузы в середине урока с использованием разных методов самосовершенствования, таких как арт-терапия, игра.
Включить в план урока такие методы, как использование «кейс-технологии», «мозговой штурм», защита проекта, сказкотерапия, «комментируемое управление», гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ.
Сократить количество стрессовых и тревожных ситуаций:
провести беседы с родителями, объяснив им причину стресса и тревожности их ребенка, и дать им рекомендации по содействию с учебным учреждением для помощи ребенку;
провести беседу отдельно с учащемся, попытаться дойти до сути проблемы, при этом, не задев чувства ребенка;
установить прочные и дружественные контакты между учащимися;
организовать беседы, как с детьми, так и взрослыми (работниками данного учреждения) для развития между двумя сторонами взаимоуважения, взаимоподдержки, взаимопонимания;
провести тематические урокои, направленные на осознание детьми их индивидуальности и принятия себя, такими, какими они есть;
проконсультироваться с педагогом-психологом с целью помощи детям с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу и детям, которые испытывают страх перед проверкой знаний, возможностей, достижений;
провести с помощью психолога аудиотренинг для детей, которые испытывают страх перед проверкой знаний, возможностей, достижений.
Организовать беседы, видеоуроки, творческие задания, направленные на информирование учащихся о стрессе и способах его устранения. Таким образом, ребенок получит новые знания в простой и увлекательной форме, а также, возможно, научиться применять методы по устранению стресса на практике.
Организовать беседы, видеоуроки, творческие задания, направленные на информирование учащихся о навыках учебной деятельности и их развитии. Таким образом, ребенок получит новые знания в простой и увлекательной форме, а также, возможно, научиться применять методы по развитию навыков учебной деятельности на практике.
Родителям испытуемых:
Доверять психологу свои проблемы, особенно те, которые выявил тест на «Школьную тревожность Филипса».
Изучить литературу, мультимедиа, связанную с темой стресса и навыками учебной деятельности.
Изучить литературу, мультимедиа, связанную с методами по устранению стресса и методами по развитию навыков учебной деятельности. А так же научиться применять эти методы на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.