ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

Мамадалиева М.Ш. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современный век - век инновационных и компьютерных технологий, большинство населения ведут все более малоподвижный образ жизни. В связи с этим особенно остро возникает вопрос о сохранении и укреплении здоровья. Воспитание здорового подрастающего поколения является актуальной задачей государства, необходимой для его дальнейшего развития.

Известно, что до семи лет идет интенсивное развитие и становление органов и функциональных систем детского организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Именно на этом этапе важно сформировать у детей фундаментальную базу знаний и практических навыков, а также осознанную потребность в сохранении своего здоровья и ведения здорового образа жизни.

Дошкольная образовательная организация в работе с семьями воспитанников должна опираться на педагогику сотрудничества. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», подчеркивается, одно из основных требований к психолого-педагогическим условиям ДОО - обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1,11]. Следовательно, ДОО должны тесно взаимодействовать с семьей.

В начале нашей работы обратимся к содержанию понятия «взаимодействие».

 Взаимодействие – это деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение [2, 212].

В истории педагогической мысли взаимодействие семьи и образования рассматривалось в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и др.

В педагогическом словаре под педагогическим взаимодействием понимается личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, проявляющийся как следствие во взаимном изменении их поведения, деятельности, отношений и установок. [3, 34]

Педагогическое взаимодействие ДОО и семьи можно определить, как взаимное воздействие педагогов и родителей, реализуемое в ходе воспитательно-образовательного процесса. И в данном взаимодействии, мы считаем необходимым, подчеркнуть важность валеологического подхода, который основан на воспитании у детей потребности в здоровье, формировании у них осознанного понимания сущности здорового образа жизни, а также выработке индивидуального стиля здорового поведения.

Валеология (в переводе с лат. «valeo»- быть здоровым, здравствую)- это наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (З.Н. Вайнер, Н.Л. Степаненков, В.В.Колбанов). Стратегия валеологии - это увеличение количества и качества здоровья.

Понятие «здоровье» сформировалось еще в далекой древности и в начале соотносилось, в основном, с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит, не больной человек [4]. На сегодняшний день общепринятую трактовку этого понятия дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): «здоровье- состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Исследователь Л. Г. Татарникова также определяет и третий способ формирования и сбережения здоровья - образ жизни [5; 53].

По данным известных отечественных учёных Ю. П. Лисицына, Ю.М. Комарова, здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни. Образ жизни - это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО «Физическое развитие» выделено в отдельную область, состоящую из следующих направлений: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

И это не случайно. Согласно последним статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность направленную, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни мы пришли к следующим выводам:

- дошкольный возраст является самым оптимальным для формирования здорового образа жизни, т.к. в этот период дети наиболее восприимчивы к различным обучающим и формирующим целенаправленным педагогическим воздействиям.

- формирование понятия «здорового образа жизни» в этот период ведет к тому, что забота о собственном здоровье, как основной ценности у детей, становится в последствии естественной формой их поведения.

- здоровый образ жизни является активной формой поведения детей, что обеспечивает сохранение их психического и физического здоровья, повышает адаптационные возможности организма и его максимальной дееспособности.

- на формирование здорового образа жизни оказывает благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку;

- немаловажным фактором для формирования здорового образа жизни является правильно организованное питание, режим дня, сна и отдыха, использование физических упражнений, культура гигиенических навыков, закаливание и т.д.

- на формирование ЗОЖ оказывают влияние воспитание общей культуры личности ребенка (нравственное, эстетическое, патриотическое, духовное воспитание)

Список использованной литературы

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155.

Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2016. -№ 9 – C. 23

Доронова, Т.Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию развития и образования детей 6-7 лет в детском саду. / Т.Н. Доронова – М., 2015. -224с.

Семенака, С.И. Учимся чувствовать свое тело. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет /С.И.Семенака. – М.: Академия, 2014.

Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

Алямовская, В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. -2016.-№3- С. 19

Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд./ И.И. Брехман. - М.: Просвещение, 2011.-242с.

Просмотров работы: 18