Влияние информационных технологий на человека с каждым годом растет. Уже сегодня трудно представить какую-либо деятельность без использования информационных технологий.
Активное формирование и развитие информационной среды способствует ускорению всех процессов в человеческой деятельности. Результатом является возникновение новых требований и определенных условий жизни, к которым человек обязан приспособиться [3, c.23].
Особенно трудно адаптироваться к новым изменяющимся условиям, такой возрастной группе, как пожилые люди. Но включение пожилых людей в информационную среду важно как для пожилого человека, так и для общества. Сегодня активно происходит старение населения, только по данным статистическим данным РФ доля пожилых людей из всего населения за 2017 год по предварительным данным составляет 23,8 %. Доля пожилых людей по Ульяновской области за 2016 год составляет 27,8 %.
Так основные проблемы пожилых людей связаны с ухудшением здоровья, с финансовыми трудностями и с социальной адаптацией. По статистическим данным, полученных из социологического исследования, в ходе которого определилась доля активных пользователей сети Интернет (заходят в интернет не реже 2 раза в неделю) за 2017 г. по РФ - доля пожилых людей от 55 до 59 лет составляет 6,6 %, от 60 до 72 — 5,3 %.
Доля пожилых людей, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг за октябрь-ноябрь 2017 года составила от55 до 59 — 11,3%, от 60 до 72 — 5,7 % [1, c.26].
Эти статистические данные показывают недостаточную включенность пожилых людей в информационное пространство. И если не решать эту проблему, то пожилые люди окажутся в информационной изоляции, что приведет к усугублению и обострению их проблем социально-психологического и материального характера.
Именно поэтому есть необходимость в формировании у пожилого человека информационной грамотности, и если этого не делать, то пожилой человек не сможет организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит, повысить общий интеллектуальный уровень [2, c.276].
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. 164-р [4] рассматривает приоритетные направления государственной поддержки граждан старшего возраста:
- стимулирование занятости граждан пожилого возраста посредством создание условий для обучения компьютерной грамотности (также прописано в ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») [6];
- повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста;
- обеспечение доступа пожилых людей к информационным и образовательным ресурсам; развитие современных форм социального обслуживания;
- формирование условий для организации досуга граждан пожилого возраста.
Также существует государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [4].
В настоящее время социальная политика РФ выделяет такие приоритетные задачи в аспекте включения пожилых людей в информационную сферу, как:
- содействие в использовании гражданами пожилого возраста компьютерных и информационных технологий для успешной социальной адаптации в информационной среде;
- содействие информированию граждан пожилого возраста о возможностях реализации их прав посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий;
- содействие в получении гражданами пожилого возраста государственных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая единый (региональный) портал государственных и муниципальных услуг;
- вовлечение граждан пожилого возраста в общественно значимую деятельность современного общества через информационно-телекоммуникационные ресурсы, в том числе организация их просвещения, досуга, повышения уровня социальной активности; формирование позитивного образа открытости органов государственной власти.
В рамках постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» действует подпрограмма «Старшее поколение», целью которой является обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным ресурсам. Подпрограмма ориентирована на увеличение доли неработающих пенсионеров, прошедших курс обучения компьютерной грамотности (обучение компьютерной грамотности 50 тыс. неработающих пенсионеров в год). Программа реализуется с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года.
В настоящее время реализуется программа, целью которой является повышение качества жизни и работы граждан, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Основные ее положения закреплены в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», в которой реализуются следующие подпрограммы:
- Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе;
- Информационная среда;
- Безопасность в информационном обществе;
- Информационное государство. В рамках данной программы реализуется федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2019 годы».
Компьютерные курсы для людей третьего возраста призваны не только снизить «межпоколенческие» различия, но и помогут социально адаптироваться к сложившимся условиям, самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Таким образом, обучение компьютерной грамотности лиц старшего возраста обеспечивает:
- доступность государственных социальных услуг и услуг, предоставляемых различными организациями и учреждениями;
- преодоление барьеров в общении [7].
Типичные программы обучения компьютерной грамотности людей старшего возраста включают в себя занятия по освоению первичных навыков работы на персональном компьютере такие как:
- знакомство с персональным компьютером, программами Word, Excel, PowerPoint;
- знакомство с возможностями сети Интернет (освоение электронной почты, поисковых систем, знакомство с электронными приемными государственных и негосударственных социальных учреждений, способами заказа и оплаты различных услуг, записи в поликлинику, поиска нужной информации и т. д.);
- знакомство способами общения в Интернете посредством программ Skype, популярными социальными сетями, общение на форумах, блогах.
Исходя из вышесказанного, мы можем условно определить области применения информационной грамотности пожилых людей, используя некоторые направления социальной активности пожилых людей, которые мы можем преобразовать. Информационная грамотность в нашем понимании определяется навыками использования пожилыми людьми компьютера, также знание и умение работать с информационными порталами и сайтами, которые направлены на упрощение и реорганизацию бытовых операций, практическую значимость которых нельзя переоценить. То есть условно навыки использования пожилыми людьми разделим на следующие сферы их влияния на социальную активность, такие как:
- познавательно-трудовая, которая характеризуется стремлением пожилого человека к саморазвитию и к приобретению новых знаний и навыков, таких как изучение основных свойств ПК, использование государственных услуг в электронном виде (оплата ЖКХ, электронная запись на прием к врачу, а также государственные услуги Пенсионного фонда);
- финансовая, которая характеризуется информационной грамотностью пожилого человека в сфере использования денежных средств и методов работы с ними, например, освоения пожилыми людьми онлайн-шопинга (покупка в сети лекарств, билетов на театрально-концертные мероприятия, бытовых товаров, электроники и одежды), онлайн-банкинга (денежные переводы через интернет);
- коммуникативная, которая направлена на поиск и восстановление связей, контактов, необходимых для реализации деятельности, для этого используют различные социальные сети, серверы, программы для общения (электронная почта, Skype и др.). Таким образом, социальная активность пожилых людей в информационной среде рассматривается в познавательно-трудовом, финансовом, коммуникативном аспекте. Стоит отметить, что при обучении лиц пенсионного возраста компьютерным технологиям используется помощь специалистов, а также предоставляются технические средства для получения доступа к социально-значимой интернет-информации.
И важно, чтобы пожилые люди стремились к получению информационной грамотности или же других новых навыков и умений, для появления и сохранения позитивного отношения к себе и окружающим.
1.Морозова Е. Г. Быть современным есть возможность / Е. Г. Морозова // Социальная работа. – 2009. – № 5. – С. 26–30.
2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651с.
3. Штир К. Пожилые в информационном и коммуникационном обществе – новые задачи для Бюро пожилых / К. Штир // Компьютерное образование пожилых: опыт Европы. – СПб.: Питер, 2007. – С. 21.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р. О Стратегии действий в интересах пожилых в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71322816 (дата обращения: 24.02.19).
5.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170942/ (дата обращения: 22.03.19).
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения:24.02.19).
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://actualcomment.ru/theme/1600 (дата обращения 18.12.2017).