ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ «FAIR PLAY» В ВОСПИТАНИИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ «FAIR PLAY» В ВОСПИТАНИИ СПОРТСМЕНОВ

Белова В.А. 1, Бредихина Я.А. 2
1ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
2ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России БН.Ельцина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спорт формирует общечеловеческие ценности и идеалы, призывает к здоровому образу жизни, способствует формированию определенного уровня знаний, не только специфического (из области физической культуры и спорта), но и общего характера. В целом спорт формирует личность развитую не только физически, но и морально, интеллектуально. Гармонично развитые личности могут сформировать соответствующее времени, передовое общество с высоким уровнем жизни. Поэтому на спорт ложится большая ответственность в обществе.

Проблема спортивного воспитания исключительно важна в наше время, когда спорт высоких достижений все больше охватывают такие процессы, как профессионализация, коммерциализация, ранняя специализация. Эти явления, имеющие тенденции к росту в ХХI в., порождают допинговые скандалы, подкупы судей, договорные матчи, сломанные судьбы и подорванное здоровье юных спортсменов и т.д. Подобные тенденции идут вразрез с высокими гуманистическими целями олимпизма, который нацелен на гармоничное развитие человека, объединяя в себе процессы образования, воспитания и культуры и создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры.

Вопросы нравственного содержания спорта и его влияния на формирование личности актуальны в наши дни. В современном спорте активно пропагандируются принципы «fair play», поощряющие благородное поведение спортсменов. Однако подобные принципы во многом носят декларативный характер. Специфика современного общества отодвигает на второй план нравственные аспекты формирования личности. В спорте, как модели общества, процессы нравственной деградации проявляются в полном объеме.

В связи с общепринятыми стандартами для взрослых спортсменов на рассмотрение можно вынести вопрос воспитания этих черт и качеств у юных спортсменов, которые только приходят в спортивные секции и начинают свою спортивную деятельность.

В современном спорте исследователи отмечают ряд негативных тенденций, вызывающих особую обеспокоенность. Одна из проблем современного спорта состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно “молодеть”. Высокие достижения стали показывать подростки, почти дети. Проблема заключается в том, что, попадая в спортивную субкультуру с ее «взрослыми» правилами, у молодого спортсмена происходит односторонняя социализация с присущим ей процессом усвоения нравственных ценностей и кодексов поведения, многие из которых не всегда являются позитивными.

В связи с этим, актуальной является деятельность, направленная на– разъяснение и пропаганду среди молодежи гуманистических, нравственных основ спорта, выраженных в идее Фэйр Плэй. Спортивная этика предъявляет и особые требования к поведению спортсменов. Дружба и товарищество — закон в отношениях между спортсменами.

Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами. Основной целью спортивного воспитания является формирование спортивной культуры, нравственных основ личности ребенка, подростка, молодого человека в процессе спортивной деятельности.

«Фейр плей» можно трактовать как совокупность этических законов поведения в спорте, основанных на внутренней установке спортсмена, тренера, врача, спортивного чиновника поступать честно и справедливо, как моральное обязательство достижения результата в спорте без обмана, грубости, запрещенных приемов и методов, без использования допинга. Оно опирается на концепции дружбы, товарищества, уважения к соперникам и обязательного соблюдения норм морали. «Фейр плей» определяется не только как форма поведения, но и как мировоззрение, идеалы которого, духовные ценности, идеи, принципы, убеждения исключают мошенничество, обман, трюкачество. Честная игра в спорте предполагает протест против насилия (физического и психологического), сексуального преследования и злоупотребления детьми, молодыми людьми и женщинами, борьбу с эксплуатацией, неравными возможностями, чрезмерной коммерциализацией и коррупцией.

При общем положительном отношении к принципам Фэйр Плэй, уровень восприятия ценностей Честной игры остается низким. Это было отображно при подведении итогов опроса студентов. Кроме этого, большое количество опрошенных вообще не знакомо с принципами Фэйр Плэй, не соблюдают их не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни. В мировоззрении юношей и девушек низка ценность Олимпийских игр и олимпийского движения, многие из них даже не имеют желания принять участие в подготовке и проведения такого масштабного мирового события, вовлекающего в себя культурную, политическую и экономическую и др. сферы общественной жизни. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость внедрения новаций, основанных на истинных идеях и принципах олимпизма, в дидактику не только высших учебных заведений, но и в дошкольное и школьное физкультурно-спортивное образование.

В настоящее время спорт является одним из регуляторов общественных отношений, а также вовлекает в себя широкий диапазон добровольцев, занимающихся спортом и физической культурой. Поэтому очень важно способствовать формированию истинных ценностей при помощи спорта именно у подрастающего поколения. И чем важнее и многозначительней будет подход к истинным идеалам и ценностям спорта в воспитании подрастающего поколения, тем надежнее будет результат.

Список литературы:

Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте [Текст ] - Смоленск 2006 г 186с.

Перезвонников А.А. Спорт и нравственные ценности: из опыта спортивных организаций Москвы конца XIX – начала XX в. [Электронный ресурс] – Режим досупаhttp://naukarus.com/sport-i-nravstvennye-tsennosti-iz-opyta-sportivnyh-organizatsiy-moskvy-kontsa-xix-nachala-hh-v - Загл. с экрана

Сосуновский В.С., Загревская А.И. Кодекс спортивной этики в системе высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://interactive-plus.ru/ru/article/53/discussion_platform/ - Загл. с экрана.

Ягодин В. В. Основы спортивной этики : [Текст]; //М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 112 с

Просмотров работы: 195