Зрение и физическая культура - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Зрение и физическая культура

Ульянов М.В. 1, Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1
1САФУ (Северный Арктический Федеральный Университет Им. М.В.Ломоносова)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чумой ХХ века считают близорукость более 1 млрд. человек в мире пользуются очками. С каждым годом увеличивается зрительная нагрузка человека. Из пяти человеческих органов чувств - зрение имеет наибольшую ценность. Оно несет огромную информацию об окружающем мире. Существует мнение, что с возрастом зрение ослабевает. Смирившись с этим, люди покорно ждут ухудшения зрения, развития глазных болезней. А между тем существует и другое мнение, много раз подтвержденное практикой: у каждого возраста есть возможности для усовершенствования зрения.(1)

В практике работы по физическому воспитанию студентов особую озабоченность и тревогу вызывает увеличивающееся количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Основной качественный состав этих групп составляют лица с патологией органов сердечнососудистой, пищеварительной систем, а также органов зрения.

Ежегодные медицинские осмотры студентов показывают, что основная масса заболеваний органов зрения связана с близорукостью или миопией. Ее симптомами, как правило, являются жалобы на плохое зрение вдаль, затруднения при чтении, ощущение летающих "мушек" перед глазами. Не исключено при этом внезапное резкое снижение зрения в результате кровоизлияния, отслойки клетчатки.

Среди комплекса мер, направленных на лечение данного заболевания, часто игнорируется очень важный фактор рациональный режим труда, включая и физическую активность, и отдых. Длительные наблюдения за

студентами, страдающими миопией различной степени, показали их недостаточную физическую подготовленность.

Установлено, что разумная двигательная активность, физическая нагрузка способствуют улучшению аккомодации глаз, повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаз.(2)

Задачи: Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.

Цель: Привлечь внимание студентов к проблеме сохранения зрения и что можно сделать для сохранения их здоровья.

Актуальность темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение. Выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя и сообщать эти правила другим.

Глава I. Обоснование использования физической культуры

Одним из важных условий получения знаний в вузе является необходимость переработки значительного количества информации. Около 95% этой информации поступает к человеку через органы зрения. Объем зрительной работы (просмотр телевизионных передач, чтение книг, работа на дисплее) в последнее время еще более увеличился, что в ряде случаев оказывает отрицательное воздействие на функции органов зрения и проявляется возникновением и развитием близорукости. Сегодня можно назвать три фактора, которые влияют на возникновение близорукости.

Два из них - наследственная предрасположенность и напряженная зрительная работа при ослабленной аккомодации служат как бы пусковым механизмом близорукости и сложно взаимодействуют уже на начальном этапе ее развития. Установлено, что в семьях, где близорукость прослеживается в ряде поколений, она встречается в 3 раза чаще, чем в других семьях Детально изучены особенности наследственной передачи близорукости. Так, выявлено, что наследуется главным образом длина переднее - задней оси глаза, от которой зависит зрение. Однако передача этого дефекта зрения от родителей к детям необязательна, и, как показали наблюдения за близнецами, возникновение его во многом зависит от условий внешней среды. Для современного человека это, прежде всего условия зрительной работы на близком расстоянии. И здесь первостепенное значение имеет состояние аккомодации способности глаза одинаково хорошо видеть вдали и вблизи.

Третий фактор - изменения наружной оболочки глаза, обычно проявляется, когда зрение уже нарушено. С ним в основном связано прогрессирование близорукости. У жителей Архангельской, Мурманской областей и северных районов Карелии короткий световой день в зимний период, а также недостаточно сбалансированное питание влияют на возникновение миопической рефракции.(3)

Приведенная концепция близорукости (миопии) получает все большее подтверждение. На этой основе возникла идея о возможности профилактики близорукости и ее исправления путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза с помощью физических упражнений.

Существует прямая и обратная зависимость между физической активностью человека, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой. У тех, кто с ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.(4)

Занятия специальными физическими упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них полезно включать в комплекс производственной гимнастики. Очень важно, чтобы упражнения были правильно подобраны с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой глаз.

Физическая культура показана всем лицам, имеющим прогрессирующую приобретенную и неосложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. Возраст не является лимитирующим моментом. У близоруких людей, имеющих одновременно различные нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие и т.д.), занятия физической культурой являются обязательными. Чем раньше начать занятия ЛФК и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность.

Глава II. Физические упражнения

Специальные упражнения для глаз

1) Исходное положение (И. п ) сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению и улучшению кровообращения глазных мышц.

2) И.п. ˗ сидя. Быстро моргать 15 сек., 3-4 серии. Улучшает кровообращение.

3) И.п. ˗ стоя. Смотреть прямо перед собо1 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см и от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-4 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4) И.п. ˗ стоя. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет “двоиться”. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5) И.п. ˗ сидя. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6) И.п. ˗ стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с. Убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7) И.п. ˗ стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове смотреть на палец. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за ним. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8) И.п. ˗ сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать 1-2 сек. на верхнее веко обоих глаз, затем снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

9) И.п. ˗ сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрыть глаза, пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышце. Повторить 8-10 раз.

Упражнения для наружных мышц глаз

1) И.п. ˗ сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно 8-10 раз (голова неподвижна).

2) Медленно переводить взгляд справа налево и обратно 8-10 раз.

3) Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении 4-6 раз.

4) Частые моргания в течение 15-30сек.

Упражнения для внутренних (цилиарных) мышц глаза

1) Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать 7.8 раз

2) Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя) 8-10 раз.

3) Бросить мяч сильно об пол и поймать одной или двумя руками 6-7 раз.

4) Передача мяча (баскетбольного, волейбольного, набивного) от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м 12-15 раз.

5) Передача мяча партнеру из-за головы 10-12 раз.

6) Передача мяча партнеру одной рукой от плеча 7-10 раз каждой рукой.

7) Броски теннисного мяча в стену на расстоянии 5-8 м 6-8 раз каждой рукой.

8) Броски теннисного мяча в мишень 6-8 раз каждой рукой.

9) Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, и затем поймать его. Повторить каждой рукой по 6-8 раз.

10) Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3-5 м 12-15 раз.

11) Верхняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять 5-7 мин.

12) Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя) 10-12 раз.

13) Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять 5-6 мин.

14) Игра в бадминтон через сетку или без нее в течение от 15-20 мин.

15) Игра в настольный теннис 25-30 мин.

16) Игра в большой теннис у стенки и через сетку 15-20 мин.

17) Удары футбольным мячом в стенку и в квадраты на расстоянии 8-10 м. Повторять 10-12 раз.

18) Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м. Повторить 10-12 раз.

19) Броски обруча вперед, придав ему вращение с таким расчетом, чтобы он вернулся назад. Повторить 8-10 раз.

Тренировка внутренних, цилиарных мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э.С. Аветисов), и по методу Ю.З. Роземблюм, К.А. Мац, Н.И. Лохтиной ˗ на «аккомодотренере».

Упражнение “метка на стекле”

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30-35 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 см. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25-30 дней. Если за это время не наступит стойкая нормализация аккомодационной способности, то упражнения выполнять систематически с перерывом 10-15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин., последующие два дня ˗ 5 мин., а в остальные дни ˗ 7 мин.

Упражнения на “аккомодотренере"

Для этого придется изготовить простой прибор. Взять кусок плотного картона или фанеры в форме ракетки (20-10 см) и в нижней части (над рукояткой) сделать горизонтальную щель, в которую вставляется линейка длиной 50-60 см, по ней должна свободно перемещаться ракетка. На передней поверхности ракетки, в ее центре, наносится буква «с» величиной примерно 2мм.

Для тренировки человек надевает очки, полностью корригирующие близорукость, дополнительно прикрепив к ним линзы +3 диоптрии (для более полного расслабления цилиарной мышцы), и приставляет к одному глазу, прикрыв другой, линейку прибора. Затем медленно перемещает ракетку по линейке по направлению к глазу до тех пор, пока буква «с» не станет расплывчатой и похожей на букву “о”. После этого занимающийся медленно отодвигает ракетку от глаза, добиваясь того, чтобы буква «с» вначале была ясно видна, а потом расплылась. Как только это произойдет, ракетку вновь приближают к глазу, а затем отодвигают и т.д. Упражнения проводят в течение 10 мин. для каждого глаза отдельно с интервалом 10-20 мин. Необходимо следить за тем, чтобы буква на ракетке во время выполнения упражнения была хорошо освещена.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые с движением глаз

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, глазные яблоки передвигать медленно.

1) И.п.. ˗ лежа на спине, руки в стороны, в правой ˗ теннисный мяч. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз.

2) И.п. ˗ лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, отпуская ее, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки ˗ вдох, при опускании ˗ выдох. Мужчины эти два упражнения могут выполнять с гантелью 1-3 кг.

3) И.п. ˗ лежа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с. Дыхание произвольное.

4) И.п. ˗ то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Смотреть на носок, 6-8 раз каждой ногой. Мах выполнять быстро. Во время маха ˗ выдох.

5) И.п. ˗ лежа на спине, вытянутыми руками впереди держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Смотреть на носок. 6-8 раз каждой ногой.

6) И.п. ˗ лежа на спине, руки впереди. Выполнять ими скрестные движения, опуская и вновь поднимая. Следить за кистью одной руки.

7) И.п. ˗ лежа на спине, правой рукой впереди держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения в одном и другом направлении в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8) И.п. ˗ сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 16-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9) И.п. ˗ то же. Одна нога несколько поднимается, а затем опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги 15-20 сек.

10) И.п. ˗ сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх влево. То же левой ногой вверх вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз.

11) И.п. ˗ то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз.

12) И.п. ˗ то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговое движение в одном и другом направлении. Смотреть на носок. Выполнять в течение 10-15 сек. каждой ногой.

13) И.п. ˗ то же, подняты обе ноги. Смотреть на носки. Выполнять круговые движения в том и другом направлении в течение 10-15 сек.

14) И.п. ˗ стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться ˗ вдох, опустить ˗ выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.

15) И.п. ˗ то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п., смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16) И.п. ˗ стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. В одном направлении, затем ˗ в противоположном.

17) И.п. ˗ то же. Одну руку с гантелью несколько раз поднимать, другую ˗ опускать, затем наоборот в течение 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18) И.п. ˗ стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, и поднимать вслед за ней глаза, затем перевести взгляд на левую и при опускании следить за ней. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движение глазами в одном направлении в течение 15-20 сек. Менять направление движения глаз через 5 сек.

19) И.п. ˗ стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч от себя и на себя
20-30 сек. смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20) И.п. ˗ стоя, смотреть вперед. Повернуть голову направо, затем налево по 8-10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более. Учитывая, что у лиц с близорукостью часто наблюдается нарушение осанки, искривление позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии, то большое значение следует придавать корригирующим упражнениям для укрепления мышц ˗ разгибателей туловища и головы.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения играют важную роль в усилении легочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того, они являются средством периодического снижения нагрузки.

1) Стоя на 4 счета делать вдох, затем на 4 счета - выдох. Повторить 6-8 раз.

2) Упражнение то же, но выполняется во время ходьбы. На четыре шага вдох, на 4 - выдох.

3) Сочетание медленного бега с углубленным дыханием в течение 5-8 мин.

4) И.п. - стоя, руки на животе. При вдохе надавить руками на переднюю брюшную стенку, слегка выпятить живот, при выдохе втянуть живот внутрь, 10-12 раз.

5) И.п. - стоя. Поднять руки через стороны вверх ˗ вдох, опустить ˗ выдох, 8-10 раз.

6) И.п. - стоя. Сделать вдох и, не выдыхая, 5-6 раз выпятить и втянуть живот.

7) И.п. - стоя, руки сзади в замок. Отвести руки назад, прогнуться - вдох, и.п. - выдох. Повторить 6-10 раз.

8) И.п. - стоя, отвести руки в стороны назад прогнуться - вдох, наклониться вперед - выдох. Повторить несколько раз.

9) И.п. - стоя, руки вперед. Скрестное движение руками - выдох, и.п. - вдох. Повторить несколько раз. Акцент на выдохе.

10) И.п. - стоя, кисти на затылке. Делая вздох на четыре счета, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться, ответ голову назад. При выдохе на четыре счета - локти вперед, опустить голову, 10-12 раз.

11) И.п. - стоя. Поднять руки вверх, ногу назад - вдох, и.п. - выдох. То же другой ногой. Выполнить по 6 раз каждой ногой.

12) И.п. - стоя. Отвести руки назад в стороны, прогнуться - вдох; приседая, наклониться вперед - выдох, 8 раз.

Во всех упражнениях вдох рекомендуется выполнять через нос, а выдох через рот. Опрос студентов показал, что при утомлении они отмечают снижение остроты зрения, а после использования дыхательных упражнений с акцентом на вдохе зрение улучшается.(7)

Массаж

Массаж шейного отдела призван стабилизировать зрительные функции и служит одним из методов в комплексном лечении в истинной и ложной близорукости.

Массаж необходимо проводить раз в неделю либо проводить самомассаж.

И.п. - сидя верхом на стуле, руки на спинке, голова опущена на руки. Выполняются поглаживания, растирания. Движения выполняются ритмично одной или двумя руками без значительного давления и продолжаются каждые 30-40 сек. Затем следуют разминания без большого давления - 20-30 сек. каждого движения. Завершается массаж вновь поглаживанием. Массаж задних и боковых мышц шеи занимает около 10 мин.

Непременное условие для занятий близоруких - учет противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием зрения. Спортивные занятия благотворно влияют на состояние глаза, но могут приводить к осложнениям. Все зависит. Как мы уже говорили, от степени близорукости, вида спорта, и дозировки нагрузок.(8)

Как показали исследования и спортивная практика, умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом противопоказаний) способствуют улучшению или стабилизации зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и взрослых. Особую пользу приносят спортивные игры, плавание, туризм.

Известно немало примеров, когда спортсмены, имеющие среднюю степень близорукости, добивались высоких результатов в международных соревнованиях. В составе сборных команд немало спортсменов со слабой и средней степенью близорукости. Занятия с ними требуют индивидуального подхода и постоянного контроля со стороны врача-офтальмолога. Коррекция зрения достигается с помощью очков или контактных линз в зависимости от вида спорта. Однако если спортсмен не привык тренироваться в очках и это не влияет на его спортивный результат, то можно обходиться без коррекции.

Список использованных источников

1 Аветисов Э.С. Близорукость. ˗ М.: Знание, 1986. ˗ 26 с.

2 Бабенкова Р.Д., Маничева Л.Е. Методические рекомендации по профилактике и общему оздоровлению организма средствами физического воспитания. ˗ М.: 1988. ˗ с.10-14.

3 Зайцев П.В., Авдеева Т.А., Мисюн Ф.А. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным зрением // Вопросы физического воспитания студентов. ˗ Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. ˗ Вып. XXII. ˗ С. 103-108.

4 Зеркалина Е.И. Подбор индивидуального двигательного режима в зависимости от состояния зрительного анализатора // Проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. В.А.Ермакова ˗ Тула: Изд-во ТГПИ, 1992. ˗ С.127-130.

5 Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости. ˗ М.: Знание, 1985.

Просмотров работы: 904