Человек может быть успешным только тогда, когда он чувствует себя комфортно в социуме, живёт в ладу с окружающей его действительностью. Комфорт человека нарушается в том случае, если его помещают в новую для него среду. То же самое происходит и с младшим школьником. В этот период у ребёнка запускается процесс адаптации к новым условиям. В норме первоклассник адаптируется к новым условиям за 5–6 недель[1,с.70]. Но, к сожалению, случается и такое, что ребёнок не может приспособиться к жизни в новой среде. В данном случае принято говорить о явлении дезадаптации.Под дезадаптацией понимается возникновение неадекватных способов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в форме нарушений поведения и учёбы, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии[2].
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия адаптации младших школьников?
Гипотеза исследования: психолого-педагогическими условиями адаптации младших школьников являются:
-комплексная работа всех участников образовательного процесса (педагога-психолога, родителей, педагогов, детей);
-ориентация на ведущий вид деятельности и учёт возрастных особенностей младших школьников;
-использование различных форм работы (игра, упражнение, рисование, анализ сказки, обсуждение проблемных ситуаций, беседа)
Цель исследования: изучить и разработать модель профилактикидезадаптации младших школьников
Объект исследования: процесс формирования дезадаптации у младших школьников
Предмет исследования: формы работы в процессе профилактики дезадаптации младших школьников
В ходе теоретического исследования мы рассмотрели различные подходы к определению термина «дезадаптация» и «школьная дезадаптация», изучили причины, виды, и уровни школьной дезадаптации первоклассников, описали подходы к проблеме дезадаптации, дали подробную психолого-педагогическую характеристику младших школьников. В процессе анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что на успешность адаптации ребёнка к школе влияют факторы как индивидуальные, так и социальные. Поэтому с целью профилактики и коррекции школьной дезадаптации необходимо изучение и устранение данных негативных факторов.
Мы считаем, что только при совместных усилиях родителей и школы можно делать оптимистические прогнозы о том, чтобы различного рода отклоняющиеся черты поведения ребёнка в процессе адаптации к школе уступили место гармоничным компонентам структуры личности первоклассника и он благополучно адаптировался к новым для него условиям.
Эмпирическое исследование проводилось базе МОУ "Китовская СШ" в течение 1 месяца. В качестве методов исследования мы использовали:
1. Наблюдение
Данный метод использовался с целью выявления характерных особенностей поведения, межличностного взаимодействия дезадаптированных учащихся;
2. Анкетирование
Цель –определение психологических характеристик учащихся, которые являются критериями дезадаптации;
3. Беседа
Данный метод применялся при взаимодействии с классным руководителем и педагогом-психологом для определения дезадаптированных учащихся, изучения их личностных особенностей, поведения в условиях образовательного процесса, межличностного взаимодействия в классе.
Для выявления дезадаптации первоклассников были использованы следующие методики:
1. Оценка школьной мотивации (Лусканова Н.Г.) Данная методика направлена на определение уровня школьной мотивации. Её целью является выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
2. Шкала тревожности (Кондаш А.).Она позволяет выявить уровень школьной, самооценочной, межличностной тревожности.
3. Два домикика(по Т.Д. Марцинковской). Данная социометрическая методика была проведена с целью диагностики межличностных отношений.Она служит для выявления особенностей взаимоотношений в группе, определения круга значимого общения ребенка, выявления симпатий к одноклассникам.
4. Дерево (Лампен Д., в адаптации Пономаренко Л.П) используется с целью оценки успешности адаптации ребёнка к школьному обучению. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка.
С помощью методов и методик для диагностирования дезадаптации младших школьников, мы выявили одного учащегося, имеющего ярко выраженные проявления школьной дезадаптации, и трёх учащихся, которые имеют один или несколько критериев дезадаптации. На основе беседы с педагогом-психологом и классным руководителем мы выделили характерные особенности поведения дезадаптированных школьников в условиях образовательного процесса и в отношениях с одноклассниками. К ним относятся: безответственное отношение к выполнению домашних заданий, недисциплинированность, лживость, низкая способностью к самоконтролю, эмоциональная неустойчивость, отставание от учебного курса, закрытость, нежелание вступать в контакт.К учебной деятельности они относятся легкомысленно, не проявляют инициативы.
Дезадаптация – это серьезная проблема, которая может значительно затруднить жизнь ребенка. К сожалению, родители и педагоги не всегда уделяют должное внимание данной проблеме, а она лишь усугубляется с течением времени.
Для профилактики дезадаптации детей в младшем школьном возрасте необходимо предупредить или же устранить факторы ее развития. На этом основании мы и смоделировали программу профилактики дезадаптации. В неё включены основные факторы, влияющие на развитие дезадаптации: отсутствие навыка взаимодействия с коллективом, повышенный уровень тревожности, несформированность позиции школьника, неадекватная самооценка, низкий уровень школьной мотивации, агрессивность. Основными формами работы в процессе профилактики дезадаптации являются игра, упражнение, рисование, анализ сказки, обсуждение проблемных ситуаций, беседа. Так же программа профилактики предусматривает работу с родителями, с целью формирования представления о необходимости поддержки ребёнка при поступлении в первый класс. Для родителей разработана памятка, содержащая в себе важнейшие правила взаимодействия с детьми, входящими в школьную жизнь.Так же в программе отражена работа с педагогами, которая заключается в разработке рекомендаций для успешной адаптации первоклассников.Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что задачи исследования – решены. Цель исследования: изучить и смоделировать методику профилактики дезадаптации младших школьников - достигнута. Гипотеза подтвердилась:психолого-педагогическими условиями адаптации младших школьников являются:
-комплексная работа всех участников образовательного процесса (педагога-психолога, родителей, педагогов, детей);
-ориентация на ведущий вид деятельности и учёт возрастных особенностей младших школьников;
-использование различных форм работы (игра, упражнение, рисование, анализ сказки, обсуждение проблемных ситуаций, беседа)
В нашем исследовании мы отразили лишь часть работы по проблеме дезадаптации младших школьников. Работа по данной теме может продолжаться за счёт разработки коррекционной программы дезадаптации.
Список использованной литературы:
1. Меланченко Е. Лекция 1.Школьная дезадаптация//Здоровье детей.-2007,№17
2.Залевская Е.А. Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста //В сборнике: Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт.- 2015,с.70