МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЛМОНА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЛМОНА

Шаронова Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях реорганизации образования в России в рамках Болонского соглашения все учреждения нашей страны каждые пять лет проходят комплексную проверку своей деятельности. Эта процедура предусматривает проверку остаточных знаний по всем аттестуемым основным образовательным программам в виде компьютерного тестирования, в частности Федерального экзамена в сфере профессионального образования. При исследовании процесса подготовки обучающихся к тестированию приходится моделировать ситуации, когда значение результативного признака в текущий момент времени формируется под воздействием ряда факторов, действующих в прошлые моменты времени t 1, t 2, ..., t l. Поэтому при моделировании процесса подготовки студентов к тестированию предпочтительно использовать модели с распределенным лагом, в частности модель Алмона [1]. В табл. 1 представлены данные об изменениях знаний и умений обучающихся (переменная y, в баллах) в зависимости от «инвестиций» в подготовку обучающихся к тестированию (переменная x , в баллах) за 6 месяцев.

Таблица 1 – Исходные данные для реализации модели

Недели

у

х

1

34

23

2

32

25

3

37

27

4

34

24

5

39

26

6

39

30

7

41

29

8

40

28

9

42

25

10

48

26

11

51

32

12

51

35

13

53

32

14

54

36

15

56

42

16

59

41

17

61

45

18

62

38

19

69

37

20

72

40

21

70

39

22

75

38

23

76

40

24

80

45

Укажем, что переменная y – средний балл группы, набранный при выполнении пробного тестирования. Переменная x оценивается по следующим показателям:

Таблица 2 – Шкала оценки критериев

№ п.п.

Критерии

Max-значение

1

Обзор базовых тем

10

2

Анализ типовых задач

10

3

Решение типовых задач обучающимися

10

4

Решение задач повышенной сложности

10

5

Применение дополнительных средств активации НИРС

10

Построим модель с распределенным лагом для L=4 предположении, что структура лага описывается полиномом второй степени.

Общий вид модели:

Для полинома второй степени имеем:

Для расчета параметров модели необходимо провести преобразование исходных данных в новые переменные z0, z1, z2 . Это преобразование выглядит следующим образом:

Значения переменных z0, z1, z2 приводятся в табл. 3.

Таблица 3 – Расчетные данные переменных z0, z1, z2

Недели

у

х

Z0

Z1

Z2

1

34

23

-

-

-

2

32

25

-

-

-

3

37

27

-

-

-

4

34

24

-

-

-

5

39

26

125

245

725

6

39

30

132

255

765

7

41

29

136

262

782

8

40

28

137

263

767

9

42

25

138

280

830

10

48

26

138

288

878

11

51

32

140

276

842

12

51

35

146

271

809

13

53

32

150

277

797

14

54

36

161

302

876

15

56

42

177

333

991

16

59

41

186

350

1034

17

61

45

196

361

1045

18

62

38

202

397

1163

19

69

37

203

419

1259

20

72

40

201

412

1250

21

70

39

199

408

1250

22

75

38

192

382

1140

23

76

40

194

384

1146

24

80

45

202

393

1183

Отметим, что число наблюдений, по которым производился расчет этих переменных, равно 20 (четыре наблюдения были потеряны вследствие сдвига факторного признака на четыре момента времени). Расчет параметров уравнения регрессии методом наименьших квадратов, с использованием табличного процессора (рис. 1) дал следующие результаты:

Рисунок 1 – Результаты расчета параметров уравнения регрессии методом наименьших квадратов

Рассчитаем коэффициенты регрессии исходной модели:

b0=0,539

Модель с распределенным лагом имеет вид:

Полученные коэффициенты показывают структуру лага в модели зависимости знаний, умений и навыков обучающихся от «инвестиций» в их подготовку. Анализ этой модели показывает, что рост «инвестиций» в подготовку обучающихся к Федеральному экзамену в сфере профессионального образования на 1 единицу в текущем периоде приведет через 4 недели к росту их знаний, умений и навыков в среднем на 2,074 балла.

Определим относительные коэффициенты регрессии.

Более половины воздействия фактора на результат реализуется с лагом в 3 недели. Таким образом, в среднем увеличение «инвестиций» в подготовку студентов приведет к увеличению их знаний, умений и навыков через 2,763 недели.

Список литературы

Кочетыгов А.А., Толоконников Л.А. Основы эконометрики: учеб. пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» 2007. – 344 с.

Рогачев А.Ф. Алгоритмическое моделирование экономических процессов на основе компьютерных тренажеров / А.Ф. РогачевМ.П. Процюк // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2014. № 1 (33).

Токарев К.Е. Моделирование стратегий управления оказанием образовательных услуг в аграрном вузе / К.Е. ТокаревМ.П. Процюк // Современная экономика: проблемы и решения, № 5 – 2014 г.

Процюк М.П. Разработка алгоритма повышения эффективности управления оказанием образовательных с учетом их качественных характеристик / М.П. ПроцюкК.Е. Токарев // "Бизнес. Образование. Право" Вестник института бизнеса,№ 2 – 2014.

Просмотров работы: 10