В условиях реорганизации образования в России в рамках Болонского соглашения все учреждения нашей страны каждые пять лет проходят комплексную проверку своей деятельности. Эта процедура предусматривает проверку остаточных знаний по всем аттестуемым основным образовательным программам в виде компьютерного тестирования, в частности Федерального экзамена в сфере профессионального образования. При исследовании процесса подготовки обучающихся к тестированию приходится моделировать ситуации, когда значение результативного признака в текущий момент времени формируется под воздействием ряда факторов, действующих в прошлые моменты времени t  1, t  2, ..., t  l. Поэтому при моделировании процесса подготовки студентов к тестированию предпочтительно использовать модели с распределенным лагом, в частности модель Алмона [1]. В табл. 1 представлены данные об изменениях знаний и умений обучающихся (переменная y, в баллах) в зависимости от «инвестиций» в подготовку обучающихся к тестированию (переменная x , в баллах) за 6 месяцев.
Таблица 1 – Исходные данные для реализации модели
| Недели | у | х | 
| 1 | 34 | 23 | 
| 2 | 32 | 25 | 
| 3 | 37 | 27 | 
| 4 | 34 | 24 | 
| 5 | 39 | 26 | 
| 6 | 39 | 30 | 
| 7 | 41 | 29 | 
| 8 | 40 | 28 | 
| 9 | 42 | 25 | 
| 10 | 48 | 26 | 
| 11 | 51 | 32 | 
| 12 | 51 | 35 | 
| 13 | 53 | 32 | 
| 14 | 54 | 36 | 
| 15 | 56 | 42 | 
| 16 | 59 | 41 | 
| 17 | 61 | 45 | 
| 18 | 62 | 38 | 
| 19 | 69 | 37 | 
| 20 | 72 | 40 | 
| 21 | 70 | 39 | 
| 22 | 75 | 38 | 
| 23 | 76 | 40 | 
| 24 | 80 | 45 | 
Укажем, что переменная y – средний балл группы, набранный при выполнении пробного тестирования. Переменная x оценивается по следующим показателям:
Таблица 2 – Шкала оценки критериев
| № п.п. | Критерии | Max-значение | 
| 1 | Обзор базовых тем | 10 | 
| 2 | Анализ типовых задач | 10 | 
| 3 | Решение типовых задач обучающимися | 10 | 
| 4 | Решение задач повышенной сложности | 10 | 
| 5 | Применение дополнительных средств активации НИРС | 10 | 
Построим модель с распределенным лагом для L=4 предположении, что структура лага описывается полиномом второй степени.
Общий вид модели:
Для полинома второй степени имеем:
Для расчета параметров модели необходимо провести преобразование исходных данных в новые переменные z0, z1, z2 . Это преобразование выглядит следующим образом:
Значения переменных z0, z1, z2 приводятся в табл. 3.
Таблица 3 – Расчетные данные переменных z0, z1, z2
| Недели | у | х | Z0 | Z1 | Z2 | 
| 1 | 34 | 23 | - | - | - | 
| 2 | 32 | 25 | - | - | - | 
| 3 | 37 | 27 | - | - | - | 
| 4 | 34 | 24 | - | - | - | 
| 5 | 39 | 26 | 125 | 245 | 725 | 
| 6 | 39 | 30 | 132 | 255 | 765 | 
| 7 | 41 | 29 | 136 | 262 | 782 | 
| 8 | 40 | 28 | 137 | 263 | 767 | 
| 9 | 42 | 25 | 138 | 280 | 830 | 
| 10 | 48 | 26 | 138 | 288 | 878 | 
| 11 | 51 | 32 | 140 | 276 | 842 | 
| 12 | 51 | 35 | 146 | 271 | 809 | 
| 13 | 53 | 32 | 150 | 277 | 797 | 
| 14 | 54 | 36 | 161 | 302 | 876 | 
| 15 | 56 | 42 | 177 | 333 | 991 | 
| 16 | 59 | 41 | 186 | 350 | 1034 | 
| 17 | 61 | 45 | 196 | 361 | 1045 | 
| 18 | 62 | 38 | 202 | 397 | 1163 | 
| 19 | 69 | 37 | 203 | 419 | 1259 | 
| 20 | 72 | 40 | 201 | 412 | 1250 | 
| 21 | 70 | 39 | 199 | 408 | 1250 | 
| 22 | 75 | 38 | 192 | 382 | 1140 | 
| 23 | 76 | 40 | 194 | 384 | 1146 | 
| 24 | 80 | 45 | 202 | 393 | 1183 | 
Отметим, что число наблюдений, по которым производился расчет этих переменных, равно 20 (четыре наблюдения были потеряны вследствие сдвига факторного признака на четыре момента времени). Расчет параметров уравнения регрессии методом наименьших квадратов, с использованием табличного процессора (рис. 1) дал следующие результаты:
Рисунок 1 – Результаты расчета параметров уравнения регрессии методом наименьших квадратов
Рассчитаем коэффициенты регрессии исходной модели:
b0=0,539
Модель с распределенным лагом имеет вид:
Полученные коэффициенты показывают структуру лага в модели зависимости знаний, умений и навыков обучающихся от «инвестиций» в их подготовку. Анализ этой модели показывает, что рост «инвестиций» в подготовку обучающихся к Федеральному экзамену в сфере профессионального образования на 1 единицу в текущем периоде приведет через 4 недели к росту их знаний, умений и навыков в среднем на 2,074 балла.
Определим относительные коэффициенты регрессии.
Более половины воздействия фактора на результат реализуется с лагом в 3 недели. Таким образом, в среднем увеличение «инвестиций» в подготовку студентов приведет к увеличению их знаний, умений и навыков через 2,763 недели.
Список литературы
Кочетыгов А.А., Толоконников Л.А. Основы эконометрики: учеб. пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» 2007. – 344 с.
Рогачев А.Ф. Алгоритмическое моделирование экономических процессов на основе компьютерных тренажеров / А.Ф. Рогачев, М.П. Процюк // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2014. № 1 (33).
Токарев К.Е. Моделирование стратегий управления оказанием образовательных услуг в аграрном вузе / К.Е. Токарев, М.П. Процюк // Современная экономика: проблемы и решения, № 5 – 2014 г.
Процюк М.П. Разработка алгоритма повышения эффективности управления оказанием образовательных с учетом их качественных характеристик / М.П. Процюк, К.Е. Токарев // "Бизнес. Образование. Право" Вестник института бизнеса,№ 2 – 2014.