С течением времени роль информации в жизни человека стало все существеннее. Стремительное развитие коммуникационных и информационных технологий привело к преобразованиям структуры масс-медиа, характера их взаимодействия с различными сферами общества. Это коснулось многих направлений: политических, культурных, экономических, в том числе и спортивных коммуникаций.
Понятие «спортивная информация» отображает события и явления, происходящие в спортивной жизни общества, и предназначена для всестороннего понимания спорта. Особенно важен при этом информационный комфорт как болельщиков и зрителей, так и самих спортсменов [1].
Баскетбол является одним из самых популярных видов спорта в мире. Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) – спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в корзину (кольцо) соперника. Играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко. Наибольшего развития эта игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире [2].
Создание информационного комфорта спортсменов начинается с создания контента для сайта. Здесь важно создать стратегию, которая поможет общаться конкретно с целевой аудиторией, т.е. с болельщиками и спортсменами.
Первый шаг – узнать больше о целевой аудитории посредством опросов, анкетирования, анализа статистики медиа-контента или благодаря более опытным руководителям и наставникам.
Второй шаг – создать уникальный и сфокусированный контент. Здесь важно всё – шрифты, цвета на странице, темы и стиль написания. Именно это создает сильное первое впечатление, помогает запомнить команду как бренд, добавляет узнаваемости и привлекает новых подписчиков. Важны:
Качественный логотип спортивной команды способен представить ее как серьезного игрока, что необходимо для создания соответствующей репутации среди оппонентов и для привлечения спонсоров;
Далее обязательно стоит подобрать 1-3 фирменных шрифта для всего контента, и пользоваться только ими. Повторяющиеся шрифты создают максимально целостную картинку у любого читателя;
Цветовая гамма — еще один немаловажный элемент фирменного стиля, она сильно влияет на общее восприятие вашей страницы [3].
Третий шаг – создание контент-плана. Контент-план – это список тем для социальных сетей на определенный промежуток времени. Оформить его можно, как угодно: заметки в телефоне, файл в Word или Excel. Таблица должна включать день и время публикации, тему, тип поста (статья, новость, анонс и др.), место для дополнительного комментария. По времени постинга грамотнее всего будет ориентироваться на «часы пик» присутствия целевой аудитории в интернете – примерно с 11:00 и до 23:00 [4].
Западные специалисты разработали «золотую формулу контента», по которой состав контента в группе должен быть следующим [5]:
Вовлекающий контент (40%): регулярные опросы, фото- и видео-новости, викторины, конкурсы.
Пользовательский контент (30%): репортажи с матчей, интервью с игроками и тренерами, видео с клубных мероприятий, важных встреч;.
Обучающий контент (25%): история организации, анонсы предстоящих событий, новости спорта (а именно баскетбола), исторические факты, близкие к теме сообщества.
Рекламный контент (5%).
Стоит отдельно сказать про написание грамотных и информативных постов для группы спортивного клуба – текст всегда должен нести в себе максимум полезной информации для болельщиков и игроков, и при этом уметь цеплять с первых строк и вдохновлять на действия.
Целью данной публикации является выявление информационного комфорта спортсменов на примере игроков баскетбольной сборной Уральского федерального университета «УрФУ-Уралмаш» (г. Екатеринбург).
На данный момент существует две официальные страницы Баскетбольного клуба «УрФУ-Уралмаш» – группа Вконтакте и аккаунт в Instagram, где публикуется много различной информации: анонсы матчей, афиши и информация о предстоящих играх; интервью с игроками и тренерами после прошедших матчей; текстовые обзоры и результаты игр, информация о самых результативных игроках матча; видео-нарезки лучших моментов с прошедщих игр и так далее.
Для еще большего продвижения баскетбольного клуба в социальных сетях и в стенах университета, прежде всего, стоит наладить отношения игроков с клубным СМИ и узнать у них, какую информацию они хотели бы видеть на официальных страницах Баскетбольного клуба. Для этого была составлена анкета в Google-форме и разослана всем игрокам команды «УрФУ-Уралмаш».
В первую очередь необходимо было узнать, подписаны ли игроки на официальные страницы своего Баскетбольного клуба – группу Вконтакте и Instagram (рис.1).
Рис.1. Диаграмма «Подписаны ли Вы на наши аккаунты в группе Вконтакте и Instagram?»
По диаграмме видно, что 12 опрашиваемых игроков (92,3%) подписаны на аккаунты клуба. 1 игрок (7,7%) выбрал ответ «Нет», т.е. он не подписан на официальные страницы. Здесь следует отметить, что этот игрок не зарегистрирован в Вконтакте и, следовательно, не может просматривать новости в группе, но в Instagram игрок активно следит за официальным аккаунтом команды. Из результатов этого вопроса можно сделать вывод, что все игроки знают о существовании официальных страниц клуба.
Клубное СМИ выпускает 3-4 поста в день в предигровые и игровые дни, в промежутки между играми – один пост в два дня. Интересно было узнать, как часто игроки читают статьи и информацию о жизни своего клуба (рис.2).
Рис.2. Диаграмма «Как часто Вы читаете новости о жизни нашего клуба?»
Диаграмма показывает, что чуть больше половины игроков «УрФУ-Уралмаш» (7 человек, 53,8%) читают все статьи. Это говорит о большой заинтересованности деятельностью клуба и информацией, представленной в официальных аккаунтах. 4 человека (30,8%) читают большинство статей, 2 человека (15,4%) читает лишь некоторые статьи. Причинами этого могут быть отсутствие свободного времени для наблюдением за всей информацией в клубе и безразличность к некоторым рубрикам публикуемого медиа-контента. Хочется отметить, что вариант ответа «Ничего не читаю» не выбрал никто из игроков, а это значит, что команда следит за тем, какие посты выходят в официальных акааунтах клуба.
Как было сказано выше, Баскетбольный клуб «УрФУ-Уралмаш» только недавно начал развивать медиа-составляющую своей команды. На данный момент существует две официальные страницы клуба – группа Вконтакте и аккаунт в Instagram. Из всех ранее представленных вопросов вытекает следующий: «С какой периодичностью игроки посещают страницы клуба?» клуба (рис.3).
Рис.3. Диаграмма «С какой периодичностью Вы посещают официальные страницы клуба?»
Несколько раз в день посещают официальные страницы 4 игрока (30,8%) и один раз в день 6 игроков (46,2%), что говорит о том, что ребята активно следят за информационной деятельностью клуба. Несколько раз в неделю посещают нашу страницу 3 игрока (23,1%). Это может объясняться загруженностью игроков в спорте и учебе и невозможностью своевременно узнавать о новостях клуба.
Команде менеджеров важно знать, как оценивают качество представленной информации не только болельщики, но и сами игроки, которые, по сути, и являются главными героями всех статей. Игроки команды оценили качество информации в аккаунтах следующим образом (рис.4): 11 человек (84,6%) ответили «Отлично» 2 игрока (15,4%) - «Хорошо», а это значит, что весь текущий медиа-контент достаточно информативен и интересен почти для всех членов Баскетбольного клуба.
Рис.4. «Как Вы оцените качество информации, представленной в наших аккаунтах?»
Далее баскетболистам было предложено выбрать, какие из перечисленных рубрик наиболее им интересны:
Анонсы матчей;
Видео с матчей, нарезка лучших моментов;
Фотографии с матчей;
Интервью с игроками и тренерами;
Краткий текстовый обзор игры;
Конкурсы для болельщиков;
Истории из жизни игроков;
Популярные челленджи в исполнении команды;
Музыкальные подборки от игроков;
Новости баскетбольного мира.
Следует отметить, что пункты 1-6 являются основным контентом официальных страниц БК «УрФУ-Уралмаш», а пункты 7-10 пока находятся в разработке. Поэтому необходимо было узнать, какие именно рубрики игроки хотят видеть в наших аккаунтах. Как распределились результаты, можно увидеть на гистограмме (рис.5).
Рис.5. Гистограмма «Укажите, насколько Вам интересны следующие рубрики»
Самыми интересными рубриками для игроков оказались «Видео с матчей, нарезка лучших моментов», «Фотографии с матчей» и «Музыкальные подборки игроков» (13 из 13 голосов). Первые две рубрики имеют успех как и у болельщиков и команды, так и у соперников. Тем более фотографии и видео с матчей являются необходимой частью освещения деятельности спортивной команды. Рубрика «Музыкальные подборки игроков» ни разу не использовалась, хоть он и очень прост в своем исполнении, так как контент уже был хорошо сформирован и не нуждался в новых рубриках.
Анонсы матчей и краткий текстовый обзор игры интересны 12 членам команды. Самое главное в написании анонса матча и разработке афиши – написать информативный текст, способный с первых секунд увлечь потенциальных зрителей, и добавить к этому качественную картинку (афишу). Так как команда все же является студенческой, не стоит пренебрегать эмоциональной составляющей текстов и статей – это еще больше будет подогревать интерес болельщиков к предстоящему событию.
Интерес самих игроков к афишам и анонсам вполне объясним: каждый хочет увидеть себя на афише и поделиться этим с друзьями с помощью репоста.
Краткий текстовый обзор преподносит информацию о ходе игры, итогах и самых результативных игроках с указанием основных позиций ститистики матча. Ответ «Не очень интересно» в данном случае был выбран одним баскетболистом скорее всего в связи с тем, что игроки и так знают, как закончилась игра.
12 игроков также проявили интерес к рубрике «Популярные челленджи в исполнении команды». Подобный опыт уже имеется у Баскетбольного клуба: 5 октября российская группа Little Big выпустила клип на песню «SKIBIDI», и танец из клипа быстро стал популярным. Ассоциация студенческого баскетбола предложила игрокам «УрФУ-Уралмаша» поддержать Skibidichallenge и выпустить ролик. Как известно, всегда очень важно попасть в тренд. И команде это удалось:
В официальной группе Вконтакте челлендж Баскетбольного клуба собрал 18 173 просмотра, 735 лайка и 10 репостов.
В официальном аккаунте Instagram – 37 343 просмотров, 2 200 лайков, 1 100 репостов.
Рубрика «Истории из жизни игроков» (12 голосов за ответ «Интересно») будет довольно любопытна не только для всех подписчиков, но и для самих членов команды, ведь состав игроков в сезоне 2018/19 собрался совсем новый, и команда еще не до конца узнала друг друга.
Рубрика «Конкурсы для болельщиков» набрала 10 ответов «Интересно» и 3 ответа «Не очень интересно». Это повод задуматься о том, что нужно делать конкурсы не только для болельщиков и подписчиков, но и придумывать что-то для игроков «УрФУ-Уралмаш».
Стоит отметить, что не было ни одного ответа «Не интересно», и это говорит об отсутствии негативной реакции игроков на вышеперечисленные рубрики и общей заинтересованности в разнообразии медиа-контента клуба.
Зрелищность также важна в создании матча на достойном уровне. И здесь развитой спортивной команде не обойтись без ведущего и конкурсов для болельщиков. 12 игроков (92,3%) ответили, что хорошо относятся к развлекательной программе на играх, 1 игрок (7,7%) относится к этому равнодушно (рис.9).
Рис.9. Диаграмма «Что Вы думаете о ведущем и конкурсах для болельщиков на домашних играх?»
Домашние игры всех баскетбольных команд чередуются с выездными турами. Самые преданные болельщики не перестают следить за своим любимым спортивным клубом, даже когда тот играет в другом городе. В этом помогают прямые трансляции матчей, и их намного комфортнее смотреть, если есть комментатор. 8 игроков (61,5%) согласны с этим утверждением. 4 человека относятся к комментатору равнодушно, и один ответил, что это только мешает смотреть матч (рис.10).
Рис.10. Диаграмма «Нужен ли комментатор на трансляциях домашних матчей?»
Но, если брать опыт профессиональных баскетбольных команд (например, в NBA), то присутствие развлекательной программы (ведущий, конкурсы, маскот) и хорошего комментатора способно украсить любой матч и создает положительную репутацию о клубе у болельщиков.
Напоследок игрокам БК «УрФУ-Уралмаш» было предложено написать свои идеи по поводу улучшения контента в официальных аккаунтах клуба. Мнения разделились по нескольким направлениям:
Текущей информации достаточно.
Стоит добавлять больше фотографий.
Лайв-формат из жизни игроков.
Конкурсы для популяризации команды и привлечения болельщиков.
Подводя итог, хочется отметить, что результаты анкетирования указывают на то, что игрокам команды нравится текущий медиа-контент официальных страниц клуба, и они следят за большим количеством выпускаемых публикаций. Это значит, что команда менеджеров движется в правильном направлении по пути создания качественного контента. Предложенные баскетболистами идеи по улучшению контента и добавлению новых рубрик будут приняты к сведению и более подробно рассмотрены менеджерами.
Литература
Каныгин Ю.М. Социальная когнитология // Филос. и социол. мысль. – Киев, 1990. – N 4. – С. 101-102.
Википедия. Баскетбол. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Баскетбол (дата обращения 15.12.2018)
Как создать фирменный стиль в Insatgram? [Электронный ресурс] URL: http://vikaviktorova.com/kak-sozdat-firmenniy-stil-v-instagram/ (дата обращения 15.12.2018)
Как создать контент-план для соцсетей, который работает. [Электронный ресурс] URL: https://www.obrazstroy.ru/blog/kak-sozdat-kontent-plan-dlya-sotssetey-kotoryy-rabotaet/ (дата обращения 15.12.2018)
Правильный контент для социальных сетей. [Электронный ресурс] URL: http://leadmachine.ru/2014/02/06/smm2/ (дата обращения 15.12.2018)