Методы социокультурной реабилитации инвалидов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методы социокультурной реабилитации инвалидов

Павлова А.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в стране и мире наблюдается устойчивый рост числа людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В связи с этим, инвалидность как социальное явление становится проблемой не одного человека, а всего общества в целом. По данным ООН, возникновению инвалидности, в основном, способствуют такие причины как ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей[1].

Как отмечается в Законе «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации: «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты»[7, с. 3].

Ограничения жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью[7, с. 3].

В конвенции о правах инвалидов инвалидность рассматривается как взаимодействие между состоянием данного индивидуума (например, находящегося в инвалидной коляске или страдающего нарушениями зрения) и факторами среды его обитания (например, негативного отношения или недоступности зданий), которые вместе приводят к инвалидности и отрицательно влияют на участие индивида в жизни общества[1].

Проблема социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям жизни в обществе является одной из основных граней злободневных проблем современного социума. Дополнительную остроту и важность в данном вопросе приносят изменения в подходах к людям с ограниченными возможностями здоровья. Процесс реабилитации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества изучается на современном этапе развития социальной работы. Реабилитационные процессы определяют эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Социокультурная реабилитация – это целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости [4, с. 61].

На ряду с тем, что социальный опыт, связанный с инвалидностью, на сегодняшний день недостаточно сформирован, нарушается гармония отношений инвалидов с окружающей средой. Из этого следует, что имеется необходимость формирования нового актуального опыта, во многом отличного от прежнего. Основная цель социокультурной реабилитации – создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счёт развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации [4, с. 65]. Социокультурная реабилитация позволяет связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией [8, с. 64].

Анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов затруднён по следующим причинам:

- у большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья низкий уровень удовлетворённости жизнью;

- отрицательная динамика отражается также в уровне самооценки;

- у инвалидов имеются существенные проблемы в области коммуникации с окружающими, а также взаимоотношений с родными и близкими;

- в эмоциональном состоянии инвалидов часто наблюдается тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь.

Именно благодаря современным методам социокультурной реабилитация есть большая вероятность избавиться от вышеперечисленных проблем. Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов. В связи с этим имеется необходимость в постоянном развитии и усовершенствовании подходов, форм и методов социальной работы с инвалидами.

Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами Холостовой Е.И., ДементьевойН.Ф., Нестерова Г.Ф., Волкова А.Н.,Нагорновой Т.А., Шапкиной Н.В., Плоховой И.А., Бибиковой Н.В. и др.

По мнению Нагорновой А.Ю., низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде [4, с. 7].

Жизнь человека невозможна без непредвиденных изменений. К сожалению, эти изменения невозможно предугадать и заранее подготовиться к адаптации в новых условиях. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это необходимо для подготовки к полноценной, активной реабилитации, которая приведет к положительному результату. Как показывает практика, инвалиды находятся во власти тех или иных обстоятельств, которые не позволяют личности раскрыть свой потенциал в полной мере. Поэтому лица данной категории особо нуждаются в чётко спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика, умения рационально организовать свой досуг. Подготовив человека с ограниченными возможностями для участия в досуге, можно помочь ему адаптироваться в общественной жизни. Проблема адаптации инвалидов в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных действенных технологий социальной реабилитации.

Однако, по мнению Кисилевой Е.Г. и Красильникова Ю.Д., огромные возможности социокультурных технологийв социальной реабилитации инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми [2, с. 458]. При этом существует огромное количество разнообразных форм и методов социокультурной реабилитации.

Разнообразие методов социокультурной реабилитации дает возможность использовать их потенциал в полной мере. Хотелось бы выделить такие методы, как: арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия. Приведём описание перечисленных методов социокультурной реабилитации.

Арт-терапия.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.[5, с. 52]

В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;

снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;

относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [5, с. 56 ].

В творческом процессе инвалид становится более открытым, чем в повседневной жизни. Даже рисуя что-то свое, в присутствии арт-терапевта, инвалид проходит терапию, которая способствует активизации собственного эмоционального и творческого потенциала, приводит к гармонии душевного состояния. Кроме того, созданные творческие работы в дальнейшем могут оцениваться окружающим, и тогда воздействие осуществляется за счет более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей [8, с. 56 ].

Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями инвалида. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации инвалидов [3, с. 56].

Музыкотерапия способна настроить людей с ограниченными возможностями здоровья на положительное, спокойное или депрессивное эмоциональное состояние, в зависимости от выбранной музыки и индивидуального восприятия слушающего. Так, например, минорные тональности могут оказывать депрессивный эффект, быстрые ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы – успокаивают.

Библиотерапия.

Библиотерапия и её социокультурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки [3, с. 51].

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические состояния или свойства личности инвалидов, испытывающих:

неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить;

эмоционально-застойные депрессивные, фрустрационные состояния, ведущие в тупиковые ситуации, из которых инвалиды часто не знают выхода;

желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д. [3, с. 51].

Благодаря библиотерапии инвалид может почувствовать себя героем какого-либо произведения и вместе с ним пережить различные ситуации. Все это помогает анализировать и найти пути решения личных неразрешенных проблем.

Сказкотерапия.

Сказка – это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социокультурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования [3, с. 59]. Применяется в реабилитации как разновидность социокультурных технологий.

При этом необходимо выделить ряд направлений особенно актуальных в коррекционной работе с инвалидами с помощью сказкотерапии:

психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у лиц с трудностями общения;

формирование творческого потенциала инвалида через сказки — драматизации;

преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и драматическое их проигрывание [3, с. 60].

С помощью сказкотерапии также можно провести диагностику. Благодаря реакции на ту или иную сказку, можно понять состояние инвалида, сделать выводы о его проблемах и жизненной ситуации.

Игровая терапия

Игровая терапия – это комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций [3, с. 58].

Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отражение (катарсис) их достаточно реально. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции инвалида [3, с. 58].

Вышеперечисленные методы ориентированы на помощь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Как показывает практика, использование данных методов социокультурной деятельности способствуют улучшению качества жизни инвалидов по показателю психосоциальной реабилитации, развивают доверие, интерес, эмпатию к людям, коммуникативную компетентность, навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование реалистичных представлений о себе, адекватной самооценки и самоприятия, расширение сферы интересов, развитие мотивации достижения успеха, формирование базового доверия к миру и чувства безопасности[6, с. 17-18].

Социокультурная реабилитация имеет огромный потенциал положительного воздействия на жизнедеятельность инвалидов. Главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Именно такие методы как арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия и игровая терапия позволяют достичь желаемого результата в данной задаче. В основе рассмотренных в статье методов — идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к приобщению этой личности к активному образу жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социокультурная реабилитация является одной из основных технологий социальной работы по достижению высокого уровня социальной жизни инвалидов. Применение методов социокультурной реабилитации – это эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом. Включение в социум людей с ограниченными возможностями здоровья можно считать одним из факторов развития современного общества.

Список литературы

Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018)

Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Ю.Д.Красильников, Т.Г. Киселева – М.: МГУКИ, 2004. С. 539.

Ломакин В.И., Храпылина Л.П., Шипулина B.C. (ред) Социокультурная реабилитация инвалидов Метод. рекомендации. - М., 2002. С. 144.

Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Теория и технология культурно-досуговой деятельности с инвалидами.—Saarbrücken:LAPLambertAcademicPublishing, 2015. С. 89.

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие / Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2014. С. 69.

Работник социальной службы: журнал. – М.: Социальное обслуживание. – 2018. – № 5. – С. 17-18.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2018)

Хаидов, С.К. Социокультурные основы реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.К. Хаидов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 133 с. — ISBN 978-5879-54-861-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/338179 (дата обращения: 11.11.18)

Просмотров работы: 3943