ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСВ В АТМОСФЕРЕ ГОРОДА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСВ В АТМОСФЕРЕ ГОРОДА

Айтбаев Казбек 1, Ашитова Нургуль Жамалидиновна 1, Шингисбаева Жадра Атырхановна 1, Исаева Разия Адильбековна 1
1Южно-Казахстанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу жизни и здоровью населения. Наиболее тревожным симптомом является даже не крайне неблагоприятное экологическое состояние, сложившееся в стране к настоящему времени, а тенденции, ясно свидетельствующие о том, что положение не только улучшается (или хотя бы стабилизируется), но заметно ухудшается [1]. Скорость увеличения интенсивного вредного воздействия внешних факторов вышла за пределы скорости биологического приспособления живых систем к среде обитания.

Уровень приземной концентрации вредных веществ в атмосфере от стационарных и подвижных объектов промышленности и транспорта при одном и том же массовом выбросе может существенно меняться в атмосфере в зависимости от техногенных и природно-климатических факторов [17].

Техногенные факторы: интенсивность и объем выброса вредных веществ; высота расположения устья источника выбросов от поверхности земли; размер территории, на которой осуществляются загрязнения; уровень техногенного освоения региона.

Природно-климатические факторы: характеристика циркуляционного режима; термичекая устойчивость атмосферы; атмосферное давление, влажность воздуха, температурный режим, температурные инверсии, их повторяемость и продолжительность; скорость ветра, повторяемость застоев воздуха и слабых ветров, продолжительность ткманов, рельеф местности, геологическое строение и гидрогеология района, почвенно-растительные условия.

Существенными факторами в городской среде, влияющими на концентрацию загрязняющих примесей и относящимися к постоянно действующим, являются размеры города, рельеф местности, тип планировки и застройки, наличие зеленых насаждений. К факторам, усиливающим или ослабляющим техногенное воздействие загрязнения воздушного бассейна, относятся также расчлененность поверхности, структура ландшафта, способность его компонентов, особенно растительного и почвенного, к самоочищению. Экологический анализ городской территории базируется, как правило, на выявлении факторов, оказывающих то или иное воздействие на городскую среду, что в конечном итоге позволяет получить комплексную оценку экологического состояния городской территории.

К числу экологических факторов, усиливающих или ослабляющих техногенное воздействие загрязнения воздушного бассейна, относятся природно-климатические факторы: характеристика циркуляционного режима; термичекая устойчивость атмосферы; атмосферное давление, влажность воздуха, температурный режим, температурныее инверсии, их повторяемость и продолжительность; скорость ветра, посвторяемость застоев воздуха и слабых ветров, продолжительность туманов; рельеф местности, геологическое строение и гидрогеология района, почвенно-растительные условия.

Атмосфера, как и вся природная среда, в целом, обладает способностью к самоочищению. Вредные примеси, поступающие в атмосферу от антропогенных источников, оседают на поверхности почвы, растений, домов и др., вымываются атмосферными осадками или переносятся на большие расстояния от источников выбросов. Все эти процессы происходят под влиянием ветра и зависят от температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков и других метеорологических факторов[2].

Кратко рассмотрим метеорологические условия переноса и рассеивания вредных веществ в атмосфере.Вгородских условиях рассеивающая способность ветра определяется степенью его трансформации при обтекании строений и характера возникающей при этом турбулентности ветра внутри города. Степень трансформации скорости ветра зависит от расстояния, проходимого воздушным потоком над городом до исследуемого пункта, а также от способов планировки и застройки городских территорий. При этом повторяемость малых скоростей ветра и штилей значительно возрастает. Следовательно, вероятность возникновения повышенных уровней загрязнения воздуха от автотранспорта в городе выше, чем за его пределами(рис. 1).

Неравномерность процесса распространения и рассеивания примесей в воздухе может определяться не только гидродинамическими воздействиями, но и термическими, связанными со стратификацией атмосферы. Так как в городах температура окружающей среды выше, чем на периферии, то за счет повышенной турбулентности воздействие загрязняющих веществ в городах от автотранспорта значительно выше.

Это следует и из экспериментальных данных, полученных в теплый и холодный периоды. Уровень концентраций в холодный период на 15-20% ниже, чем в теплый период. Способность атмосферы рассеивать загрязняющие вещества определяется степенью ее устойчивости. При устойчивой атмосфере средняя высота слоя перемешивания значительно ниже, чем при неустойчивом состоянии. С ростом высоты до 5-10 м температура воздуха увеличивается, и атмосферные условия определяются как инверсия. Наличие инверсии уменьшает вертикальное перемешивание загрязняющих веществ, что способствует увеличению концентраций в приземном слое атмосферы. Наибольшие загрязнения приземного слоя атмосферы наблюдаются при приземных инверсиях, подавляющих как вертикальную, так и горизонтальную турбулентности.

Важную роль в процессе самоочищения атмосферы играют атмосферные осадки. Чем больше количество выпавших осадков, тем чище атмосфера. При выпадении осадков воздух очищается от загрязняющих веществ, но возрастают их концентрации в почвах и растениях вокруг элементов улично-дорожной сети.

ЛИТЕРАТУРА

Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды: Учеб. Для вузов. – М.: Стройиздат, 1988.-272 с

Ашитова Н.Ж., Сарбасов А.С., Шакиров Б.С., Жолдасбекова Н.Ш. Факторы, влияющие на городскую экосистему .// Научно-технический журнал министерства образования и науки РК«Промышленность Казахстана» г. Алматы - 2010 г, с. 35-37

Просмотров работы: 207