СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Горлова А.Д. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет, экономический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главный признак теневой экономики заключается в том, что это понятие юридически не закреплено, она функционирует вне форм государственно - правового регулирования.

Теневая экономика является колоссальной проблемой в странах, где она присутствует. По данным Росстата в России с 2006 года идет увеличение размера теневой экономики. По данным РБК, Россия заняла четвертое место в рейтинги из 28 стран с крупнейшей теневой экономикой, что означает она вошла в пятерку стран с высоким масштабом теневой экономической деятельности. Объем в 2017 году ее составил 33,6 трлн. руб., или 39 % от прошлогоднего ВВП страны. Если сравнивать с другими годами, то в России неформальный сектор достиг рекордных размеров. Показатель теневой экономики в России почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Объем теневой деятельности больше чем в России лишь в Украине (46% от ВВП), Нигерии (48% от ВВП) и Азербайджане (67% от ВВП)[1].

В теневую деятельность относят предпринимательство, которое всеми способами скрывает свои доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов. Нужно отметить, что в пределах половины организаций в РФ не выплачивают налог на прибыль, что ухудшает финансовое состояние страны.

По данным статистики Росстата можно увидеть, что в неформальной экономике России в 2015 году было занято 14,4 млн. чел., что составляет 22,1% от общего числа занятых в экономике государства. Из них в торговле - 4669 тыс. чел., в сельском хозяйстве - 3341 тыс. чел., в строительстве - 1669 тыс. чел., в сфере транспорта и связи – 1315 тыс. чел., в обрабатывающей промышленности 1275 тыс. чел., в сфере оказания различного вида услуг – 752 тыс. чел., в операциях с недвижимостью – 570 тыс. чел., в гостиничном и ресторанном бизнесе – 441 тыс. чел..

В других видах экономической деятельности данные по неофициальной экономике не слишком велики: образование (107 тыс. чел.), здравоохранение (142 тыс. чел.) и другие, но они все же пополняют теневую экономику. Официальная и оценочная статистика по фиктивной и подпольной экономике отсутствует.

Еще одним из самых главных видов теневой экономической деятельности является коррупция. В России в наибольшей степени поражены такие сферы и институты, как власть на местах (40,9%), правоохранительные органы (33,8%), судебная система (22,0%), крупный бизнес (18,5%), федеральное правительство (17,2%), медицина и образования (17,7%), военкоматы (14,8%)[2].

Коррупционные преступления нанесли России материальный ущерб в размере 148 млрд. руб. за 2015-2017 годы[1]. Только за 2016 год были осуждены свыше 13 тыс. человек. При этом было выявлено более 300 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, принесено 448 тыс. протестов и внесено 67,7 тыс. представлений. По данным Газеты.ru были наказаны в дисциплинарном порядке 72,6 тыс. лиц и 383 лица были уволены в связи с утратой доверия, а, также 3,7 тыс. уголовных дел было возбуждено следственными органами[3].

На сегодняшний день в России мы можем видеть, что Министерство Финансов начали активно заниматься задачами по росту экономики страны. Министр финансов Антон Силуанов сказал, что оценка роста экономики в 2017 году его ведомством совпадает с прогнозом Центрального банка России и поддержал мнение о том, что без проведения структурных реформ экономический рост будет около 1,5% ежегодно. Среди таких реформ он назвал повышение мобильности трудовых ресурсов, увеличение производительности труда и уменьшение теневого сектора экономики[4].

Одной из цели таких реформ является уменьшение контроля со стороны государства и улучшения конкурентных условий. Для добросовестных компаний упрощать условия ведения бизнеса, а для тех, кто использует серые схемы, наоборот, ужесточать. Для регулирования теневого сектора Минфин предлагает полностью перейти на новые онлайн-кассы, в таможенных сферах создать систему мониторинга движения товаров от таможенного оформления до продажи конечного потребителю. Такой механизм начал свою работу 1 февраля 2018 года[4].

Также Минфин поставил перед собой задачу избавиться от нефтяной зависимости, в том числе за счет бюджетного правила. Правительство вместе с ЦБ уже начало тестировать новую конструкцию бюджетных правил, чтоб в итоге корреляция между динамикой курса и ценами на нефть снизились, так же как и процентные ставки. Бюджетное правило уже способствовало макроэкономической стабильности, сокращению зависимости от цен на нефть.

Повысить рост экономики страны, а также понизить долю теневой экономики поможет новая налоговая политика. Разработка налоговой системы и кодекса неналоговых платежей, позволят систематизировать правила их введения и сбора. Также в планах оценки налоговых льгот внедрить концепцию налоговых расходов.

Нужно отметить, что Правительство Российской Федерации создал национальный план противодействия коррупции, т.е. свод задач и целей в борьбе с главным преступным недугом сегодняшних чиновников -взяточничеством, и не только. Такой план утверждается главой государства – Президентом, который предусматривает организацию работы на 2018-2019 годы.

Список использованной литературы

Интернет- ресурс РБК. Экономика. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/17/04/2017/58f4b8789a7947c1418ff1af

Интернет- ресурс Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Газета.ru https://www.gazeta.ru

Ведомости https://www.vedomosti.ru

Просмотров работы: 54