Аграрная экономика, являясь составной частью экономики Российского государства, выполняет важнейшую социально значимую роль – обеспечение населения страны продуктами питания растительного и животного происхождения и в целом продовольственной безопасности государства.
Современное состояние аграрной экономики России характеризуется довольно противоречиво. С одной стороны, наблюдаются очевидные успехи отечественных аграриев в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции и ее экспорте, а с другой – не менее очевидны бедственное состояние многих российских сельскохозяйственных предприятия.
Аграрная политика - специфическая составная часть общей экономической политики государства, его органов власти. В современной литературе допускается объединение стратегии и тактики аграрной политики в ее общем определении. Суть аграрной политики, согласно такому интегрированному определению, представляется гак «целенаправленная последовательная реализация системы мер для перехода агропромышленного производства из одного состояния в другое, отвечающее социальным, экономическим и экологическим требованиям общества» [1].
В настоящее время вопрос регулирования государством национальной экономики становится всё более актуальным. Связано это с тем, что социально-экономическая система в России стала меняться и так же происходят изменения представлений в мировом сообществе относительно роли государственных институтов. Всё это говорит о том, что такая проблема требует новых исследований. Её пристальному изучению способствует ряд причин, побуждающий к изучению данного вопроса в аграрной сфере экономики.
Во-первых, это непоследовательность аграрной политики, отсутствие долговременной, научно проработанной концепции. В современной России прослеживается явное отставание в методологической разработке вопросов, которые касаются аграрного сектора.
Во-вторых, Россия имеет огромный опыт эффективного государственного регулирования аграрных отношений. Разумное применение всех знаний может способствовать положительному результату в решении проблем данного сектора экономики и вывести Российское сельское хозяйство на мировой уровень развития. Также не стоит забывать о зарубежном опыте, который может внести весомый вклад в развитие выше упомянутого сектора экономики.
В-третьих, вступление России в 2012 году в ВТО накладывает определённые ограничения на внутреннюю сельскохозяйственную политику, так же требуя перестройки государственной поддержки аграрного сектора.
Государственное регулирование аграрного сектора экономики в жизни страны – объективная необходимость. Только государство в состоянии обеспечить сбалансированный подход к экономике, учитывающий интересы всех слоев и социальных групп общества. В своей деятельности государство руководствуется, в первую очередь, общественными, национальными интересами. Вопросы эффективного развития российского АПК отвечают этой группе интересов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны.
Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Особая роль принадлежит совершенствованию таких финансовых и экономических регуляторов, как налоговые системы планирование, введение госзаказа на производимую продукцию, совершенствование ценобразования в АПК, импортозамещение продовольствия и т.д.
Усовершенствование нормативно - правовых актов, постановлений правительства РФ, направленных на оказание действенной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам является одним из важных рычагов современного государственного регулирования АПК[3].
Одна из главных задач данной программы - повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства в целях импортозамещения.
В настоящее время вопрос регулирования государством экономики АПК становится всё более актуальным. Связано это с тем, что социально-экономическая система в России стала меняться и так же происходят изменения представлений в мировом сообществе относительно роли государственных институтов. Всё это говорит о том, что такая проблема требует новых исследований. Её пристальному изучению способствует ряд причин, побуждающий к изучению данного вопроса в аграрной сфере экономики.
Государственное регулирование аграрного сектора экономики в жизни страны – объективная необходимость. Только государство в состоянии обеспечить сбалансированный подход к экономике, учитывающий интересы всех слоев и социальных групп общества. В своей деятельности государство руководствуется, в первую очередь, общественными, национальными интересами. Вопросы эффективного развития российского АПК отвечают этой группе интересов.
Меры государственного воздействия можно разделить на две группы:
- прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли;
- косвенное воздействие – ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы.
Применительно к сельскому хозяйству государство осуществляет налоговое, антимонопольное, антикризисное, кредитное, бюджетное, ценовое и социальное регулирование, а также регулирование путем формирования государственных целевых программ и госзаказов, охрану окружающей среды и регулирование земельных отношений. Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей, экономистов и политиков, но и в обществе в целом.
В настоящее время основной проблемой, без решения которой нельзя двигаться вперед, является, прежде всего, финансовое оздоровление сельской экономики на основе разового списания безнадежных долгов, огромной кредиторской задолженности сельхозпредприятий страны. В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям специализацию производства, найти более квалифицированных руководителей [1].
Особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от излишнего импорта продукции и одновременно обеспечению благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых экономических зон, организацию совместных предприятий с участием иностранных инвесторов [2].
При разработке стратегии устойчивого развития АПК страны важное значение имеет опыт передовых стран по государственному регулированию и поддержке аграрного сектора экономики.
Можно сделать вывод, что в государственном регулировании аграрного сектора АПК России есть определенные проблемы. Отсутствие системности, некомплектность мероприятий и опоздание в принятии решений резко снижают эффективность регулирования. Кроме того, нужно также учесть сложность финансового состояния экономики, которая ограничивает возможности и масштабы поддержки АПК, вызывает необходимость усиления не только косвенного, но и прямого влияния на аграрную политику, совершенствования методов государственной поддержки сельского хозяйства [2].
В целом трудно переоценить роль государства в развитии сельской экономики. Она создает условия для экономической деятельности, защищает аграрный бизнес от монополий, обеспечивает продовольственную безопасность страны и социальное развития села, способствует интеграции сельского хозяйства в мировую систему. По нашему мнению, первым реальным шагом усиления государственного регулирования аграрного сектора экономики будет разработка госпрограммы импортозамещения, введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, создание федерального органа по закупкам продовольствия и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей прием, хранение и переработку продукции сельского хозяйства.
В заключение можно сказать, что государственное регулирование аграрного сектора имеет множество рычагов и стимулов, с помощью которых обеспечивает продовольственную безопасность страны. Условия, в которых развивается аграрный сектор находятся на уровне резкого ослабления роли государственного управления АПК в регулировании производства, также присутствует негативное влияние макроэкономических факторов (инфляции, высокое налоги и ставки по кредитам). Важным инструментом государственного экономического регулирования агропромышленного комплекса должно стать совершенствование системы налогообложения АПК, расширение списка налоговых льгот. Такая тактика будет способствовать привлечению большему развитию сферы сельхозпроизводства.
Список литературы
Алиева З.Б. Основные направления аграрной политики как важного элемента системы государственного регулирования АПК // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №19 (112), 2015. С. 20 - 26.
Бородин И. Совершенствование методов оценки государственной поддержки сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. -2016.-№ 3.-С. 14-16.
Николайчук, О. А. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России [Электронный ресурс] / О. А. Николайчук, Л. Н. Даниленко. - Псков, -2016 г.