Исследование специализированного восприятия в спорте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование специализированного восприятия в спорте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. восприятие физический психологический

Решение задач технической подготовки неразрывно связано с развитием восприятия. Все свойства и качества восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, в полной мере задействованы в овладении техникой движения.

Большое значение для восприятия имеет апперцепция. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания и направленности психической деятельности, а также от индивидуальных особенностей человека.

В командах и экипажах всегда существуют спортивные амплуа: защитника, нападающего, вратаря и множество других особенных обязанностей и функций спортсменов во время соревнований и тренировок. Следует учесть, что особенности восприятия в значительной мере индивидуализированы.

Особое место занимает в спорте восприятие движения, пространства и времени. Являясь сложной, межанализаторной функцией, восприятие движения, пространства и времени требуют для своего раз­вития месяцы и годы, множества повторов и жизненного опыта.

Все вышеперечисленное, и многое другое, входит в состав образа движения. Наибольшую значимость для создания образа движения, для овладения техникой различных видов спорта имеет оценка расстояний, направления движения и его амплитуды, скорости и ускорения, темпа и ритма, преемственности в используемой последовательности движений. Как и развитие ощущений, развитие восприятия в значительной мере облегчается определением четких ориентиров движения, обеспечением срочной обратной связи, специальными упражнениями, предусматривающими варьирование скорости движения, применением снарядов различного веса, специальными подводящими упражнениями, расчлененным выполнением движения, точной терминологией, словесными отчетами спортсмена о выполняемом движении.

Совершенствование техники движений тесно связано с воспитанием двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Эти качества не проявляются изолированно: всегда некоторому проявлению силы сопутствует проявление скорости и точности, проявление скорости требует определенной выносливости, а проявленная выносливость порой весьма специфична по отношению к характеристикам силы, точности и скорости.

Конкретные соревновательные действия требуют от спортсменов проявления двигательных качеств в их оптимальном сочетании. Здесь могут быть акценты на одном из качеств, проявление качеств в некоторой узкой зоне (например, взрывной выносливости), а также не обязательно равнозначное сочетание нескольких качеств.

Проявление взаимодействия качеств существенным образом зависит от уровня подготовленности спортсмена. На начальных этапах подготовки проявление скорости часто требует от спортсмена про­явления выносливости (например, в плавании и беге на короткие дистанции). По мере роста спортивных результатов двигательные качества в большей мере специализируются, при этом высокое развитие одного или нескольких из качеств может оказаться даже тормозом для развития ведущего качества. Известны случаи, когда надолго прекращался рост результатов выдающихся спортсменов, если в тренировках был сделан неоправданно сильный акцент на развитие одного или нескольких качеств. Очень часто двигательные качества при умелом сочетании их развития оказываются взаимодополняющими.

1. Понятие специализированных восприятий, основы ощущений

1.1.Физиологические основы ощущений и восприятий

Физиологической основой ощущений и восприятий является деятельность специальных нервных механизмов — анализаторов. Они имеют общую схему строения. Каждый анализатор состоит из трех отделов.

Первый отдел — периферический, или рецептор, где происходит превращение определенного вида воздействующей на него энергии (световой, тепловой, звуковой и др.) в нервный процесс. Рецепторы —это и есть органы чувств. Второй отдел — чувствительные нервы. Их называют афферентными или центростремительными, проводящими путями, по которым возникающее в рецепторах возбуждение передается в центральный отдел анализатора. Третий отдел — центральный, или корковый. Это специализированный участок коры больших полушарий головного мозга.

Например, в зрительном анализаторе периферический отдел — сетчатка глаза, состоящая из светочувствительных (палочек) и цветочувствительных (колбочек) клеток; проводящие пути — зрительные нервы, передающие возбуждение от палочек и колбочек сетчатки в специальные участки затылочных долей коры больших полушарий, где находится центральный отдел зрительного анализатора.

Аналогично построены слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой, двигательный и другие анализаторы.

Общая схема строения анализаторов имеет существенное значение для понимания того, что периферические их отделы играют роль своеобразных приемников внешних и внутренних раздражений, преобразующихся в нервный процесс. По проводящим путям он передается в соответствующий корковый отдел, где и возникает образ предмета — раздражителя, т. е. то или иное ощущение или восприятие.

Несмотря на общность схемы строения всех анализаторов, детальное строение каждого из них очень специфично. Ощущение является результатом деятельности одного какого-либо анализатора, а восприятие, как правило, представляет собой продукт деятельности нескольких или даже многих анализаторов.

1.2.Роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности

Роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности человека огромна. Во-первых, она заключается в том, что через ощущения и восприятия человек, в частности спортсмен, получает исходную и текущую информацию о внешних условиях, в которых происходит его деятельность, и их изменениях, о своих партнерах, противниках, их действиях и состояниях, а также информацию, исходящую из внутренней среды своего организма, о собственном состоянии, его изменении в процессе деятельности, о собственных действиях, их соответствии или несоответствии внешним условиям деятельности, действиям партнеров и противников.

Во всем этом выражается информационная функция ощущений и восприятий.

Во-вторых, роль ощущений и восприятий заключается в том, что они необходимы для регуляции человеком его конкретных движений, действий, деятельности в целом. Еще И. М. Сеченовым было установлено, что двигательные действия человека управляются чувствованием и мыслью:

Эта регуляция состоит в изменении различных компонентов двигательной деятельности по амплитуде, направлению, интенсивности, ритму, темпу, ускорению, замедлению, а также в определении момента начала и прекращения деятельности.

Ощущения и восприятия играют важную роль в управлении человеком собственными состояниями до, в процессе и после окончания деятельности.

Во всем этом выражается регулирующая функция ощущений и восприятий, теснейшим образом связанная с их информационной функцией.

Особенно отчетливо роль ощущений и восприятий выступает в физическом воспитании и спорте. Именно в спортивной деятельности ощущения и восприятия получают специализированное развитие у представителей различных видов спорта и поэтому назы- ваются специализированными. Их очень, много: «чувство льда» у конькобежцев, «чувство снега» у лыжников, «чувство лодки» у гребцов, «чувство снаряда» у гимнастов, «чувство мяча» у футболистов, баскетболистов, гандболистов, «чувство ракетки» у теннисистов, «чувство дистанции» у боксеров и фехтовальщиков, «чувство времени» у бегунов, конькобежцев, лыжников, пловцов, велосипедистов, «чувство воды» у пловцов, «чувство момента» начала действия у метателей и прыгунов в легкой атлетике и т. д.

Все эти «чувства» — сложные комплексные восприятия. Они, с одной стороны, являются признаком спортивной формы, с другой— регуляторами деятельности спортсменов по ходу ее выполнения, которая осуществляется, как писал И. М. Сеченов, по ясным для сознания признакам. Например, «чувство времени», т. е. способность у бегунов на средние и длинные дистанции определять без секундомера и регулировать время прохождения отрезков (по кругам на стадионе), как это было экспериментально установлено А. Г. Рафалович, реализуется на основании восприятия силы заданного толчка, длины и частоты беговых шагов.

Все сказанное раскрывает, хотя и не исчерпывающе, роль ощущений и восприятий в двигательной деятельности человека.

1.3.Восприятие пространства, времени, движений

Важную роль в производственной и спортивной деятельности играют восприятия, связанные с отражением пространства, времени и движения. Восприятие пространственных свойств предметов (величины, объема, формы) достигается благодаря согласованному взаимодействию зрительных и мышечно-двигательных ощущений. Наблюдения показывают, что ребенок, не имеющий достаточного двигательного опыта, не может правильно взаимодействовать с окружающими его предметами. Если он, воспринимая удаленную от него игрушку, все время «промахивается», не Может взять ее, то это значит, что у него не сформированы необходимые механизмы зрительно-двигательной координации. Слепорожденные, которые после операции стали зрячими, вначале не могут отличить шар от круга. Только в процессе активного ощупывания предметов они приобретают возможность правильно их видеть.

В актах объемного видения предметов ведущую роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном зрении на сетчатке глаза проецируются одновременно два различных изображения предмета: в правом глазу отражается больше правая его сторона, а в левом — левая. В результате такого восприятия возникает эффект слияния двух изображений в одно целое, которое и сигнализирует об объемности предмета. Именно на эффекте объемного зрения основано устройство стереоскопа — оптического прибора, в котором предмет, представленный на двух раздельных снимках, воспринимается в виде одного и целостного и рельефно го изображения.

В восприятии удаленности предмета главная роль принадлежит ощущениям, возникающим от конвергенции, т.е. сведения зрительных осей обоих глаз. Рассматривая близкие предметы, человек сводит глаза друг к другу; рассматривая далекие предметы — разводит. Эти движения глаз осуществляются неосознанно. Возникающие ощущения от сокращения глазных мышц, а также другие признаки (увеличение — уменьшение четкости изображений, степень различения деталей) сигнализируют о близости или об удаленности предмета. На основе этого механизма в спортивной деятельности (у футболистов, теннисистов и др.) в процессе восприятия движущихся предметов вырабатывается активный глазомер. Спортсмен с таким глазомером может в короткие интервалы времени достаточно точно оценивать расстояние до движущегося объекта и своевременно реагировать на него тем или иным действием.

1.4.Специализированное восприятие физических качеств слабовидяшими спортсменами

Движение современного мира в направлении гуманизации и культурное развитие, с одной стороны, и увеличение количества людей, имеющих ограниченные возможности вследствие травм и заболеваний, - с другой, обуславливают острую значимость адаптивного спорта и параолимпийского движения. Сегодня параолимпийский спорт характеризуется стремительным ростом результатов, многолетней специальной подготовкой спортсменов. Аналогично олимпийскому спорту дальнейший рост результатов в параолимпийском спорте становится невозможным без высокого уровня развития физических качеств. Успешное решение задач физической подготовки слабовидящих спортсменов должно предусматривать не только воспитание физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявлений. По утверждению ученых, 85-90% всей внешней информации человек получает посредством зрения, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии человека [2]. Потеря зрения ведет к снижению двигательной активности и как следствие к отклонениям в развитии двигательной сферы. Зрительное восприятие - это способность интерпретировать то, что мы видим, способность к процессу и пониманию информации, приносимой со светом. Повреждение зрительных функций влияет на развитие пространственного и психомоторного чувства у слабовидящих. При занятиях спортом эти отклонения отрицательно отражаются на технике и уровне физической подготовленности. Поэтому на занятиях со слабовидящими спортсменами особое внимание необходимо уделять восприятию движений. В восприятии движений при выполнении спортивного действия, технического приема отражаются их различные особенности и свойства, такие как характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость и ускорение, положение тела и его отдельных частей.

Специализированное восприятие физических качеств - это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в его целостном проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена, которые выступают в виде «чувства силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движений». Специализированные восприятия формируются в результате развития в процессе тренировочных занятий специфических качеств ощущений, восприятий, внимания и т.п. В основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные, слуховые ощущения и восприятия. Виды легкой атлетики требуют от спортсмена формирования сложнейшего комплексного восприятия. Так как у слабовидящих спортсменов зрительное восприятие развито слабо или вообще отсутствует, можно предположить, что это может отразиться на уровне их физической подготовленности и технического мастерства.

Целью исследования был анализ специализированных восприятий физических качеств слабовидящими спортсменами на различных этапах подготовки. В исследовании приняли участие слабовидящие спортсмены - легкоатлеты Республики Башкортостан (30 человек, из которых 13 - высококвалифицированные спортсмены - ЭГ 1 и 17 детей из группы начальной подготовки, имеющие спортивный стаж 1-2 года (ЭГ 2).

Результаты исследования. Было проведено измерение точности отмеривания усилий (с помощью динамометрии), временных отрезков (чувство времени) и пространственных восприятий (прыжок в длину с места). Результаты представлены в таблице.

Специализированное восприятие силы выступает в виде «чувства силы», включающего отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий, а также проявление этих усилий с учетом условий среды. Дозированные мышечные усилия обеспечивают точность двигательных действий спортсмена. Данный показатель характеризует уровень тонких регуляций силовых параметров движения. Специализированное восприятие силы влияет на эффективность двигательных действий, требующих высокой точности выполнения. В процессе проведения эксперимента испытуемые сначала сжимали динамометр с максимальной силой, затем им давали задание сделать это вполсилы. Разница между заданными и отмеренными величинами свидетельствует о точности отмеривания: чем меньше разница (в процентах), тем больше точность.

Восприятие времени - это объективное отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Показатель характеризует уровень регуляции движений спортсмена в микроинтервалах времени. Все жизненные явления, в том числе деятельность человека, протекают во времени. Время - одна из форм существования материи. Поэтому все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени.

Точность восприятия времени измеряли с помощью секундомера. Испытуемый, произвольно включая и выключая секундомер нажатием большого пальца на пусковой механизм, должен отмерить 3, 7 и 10 с. Ошибка вычисляется, как и в предыдущем тесте. Отражением временных отношений являются восприятия темпа и ритма. Многолетние занятия легкой атлетикой способствуют формированию восприятия темпа и ритма. Видимо, именно этим объясняется большая разница между результатами ЭГ 1 и ЭГ 2. Так, из таблицы видно, что у начинающих спортсменов разница между заданным временем и отмеренным больше, нежели у более опытных спортсменов. Анализ результатов внутри ЭК 1 показал, что наиболее точны были бегуны на короткие дистанции. Это объясняется тем, что слабовидящие бегуны на короткие дистанции в тренировочный процесс часто включали упражнения в заданном темпе и ритме. В восприятии времени, как отмечает И.М. Сеченов, при выполнении физических упражнений большое значение имеют длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений.

В процессе взаимодействия человека со средой большую роль играет восприятие пространства. Исключительное значение для правильного выполнения физических упражнений имеют те чувственные сигналы, которые исходят из двигательного аппарата и выступают в сознании в виде двигательных восприятий. И.М. Сеченов назвал их «мышечным чувством». Данный показатель определяет пространственную ориентацию и регуляцию пространственных параметров движения. Показатель влияет на эффективность двигательных действий, требующих высокой точности выполнения, а также на эффективность соревновательной деятельности спортсмена в целом. Пространственные восприятия измеряли с помощью прыжка в длину с места. В первый раз испытуемый выполнял прыжок с максимальным усилием, во второй раз ему предлагали выполнить прыжок в длину вполовину короче, чем в первой попытке. Чем меньше разница между параметрами, тем больше точность пространственного восприятия. Как видно из таблицы, именно в данном тесте наименьшая разница в результатах тестирования высококвалифицированных спортсменов и детей группы начальной подготовки. Можно предположить, что при зрительном дефекте развивается пространственное восприятие.

Заключение. Таким образом, специализированное восприятие физических качеств слабовидящими легкоатлетами формируется в процессе многолетних занятий. В основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. Основную роль у слабовидящих легкоатлетов играют мышечно-двигательные анализаторы.

2. Виды и развитие специализированных восприятий

2.1.Виды специализированных восприятий в видах спорта

Успешность многих спортивных действий в большой степени зависит от точности восприятия различных условий среды, в которых эти действия выполняются. Эти специализированные восприятия, в основе которых лежит высоко развитая дифференцирующая деятельность анализаторов, в спортивной практике обычно обозначаются как «чувство воды» — у пловцов, «чувство дистанции» — у боксёра, «чувство времени» — у бегуна, «чувство мяча» — у теннисиста и т. д.

Необходимым условием высоких достижений в спортивном плавании является наличие у пловца так называемого «чувства воды». Оно обеспечивает наилучшее приспособление пловца к водной среде. Как показали исследования С. А. Жекулина, характерными особенностями этого специализированного восприятия являются:

1) обострённое ощущение опоры на воду, связанное с тонким восприятием сопротивления воды при движении тела пловца; это ощущение даёт возможность пловцу точно регулировать силу и быстроту движений дри гребке, уверенно чувствовать себя в воде, плыть легко и свободно;

2) ощущение хорошего скольжения, при отсутствии которого руки пловца как бы «проваливаются в воду», вода «выскальзывает из-под рук», не держит пловца.

Анализ «чувства воды» показывает, что это весьма тонкое и дифференцированное кинестетическое восприятие сопротивления воды при совершении движений в ней. Сопротивление воды воспринимается в первую очередь с помощью ощущений, вызываемых гребущими конечностями, а также поверхностью всего тела. При этом в зависимости от стиля плавания вода чувствуется преимущественно теми конечностями, которые выполняют более ответственную роль в продвижении пловца вперёд.

В состав восприятия сопротивления воды входят не только мускульно-двигательные ощущения пловца, но также и ощущения давления воды и соприкосновения с нею. «Чувство воды» даёт возможность спортсмену точно согласовывать степень мышечных усилий и координацию движений с условиями сопротивления данной водной среды. При отсутствии этого чувства водная среда воспринимается как непривычная, пловец плохо чувствует своё продвижение в воде и теряет уверенность.

«Чувство воды» зависит от техники пловца: чем совершеннее техника, тем тоньше, острее, дифференцированнее «чувство воды». Если пловец слабо владеет техникой, у него не возникает «чувства воды». На начальных ступенях развития навыка плавания «чувство воды» отсутствует. Вместе с тем наличие «чувства воды» является условием, без которого невозможно совершенствование техники.

«Чувство воды» у пловца, даже самого опытного, не является постоянным. Оно связано с состоянием тренированности спортсмена и обычно исчезает при перерывах в тренировке. Чем опытнее спортсмен, чем совершеннее его техника, тем меньше влияние перерывов на изменение «чувства воды» и тем быстрее оно восстанавливается.

Наибольшей остроты «чувство воды» достигает тогда, когда спортсмен находится в состоянии «спортивной формы». Дифференцированность и отчётливость «чувства воды» могут быть рассматриваемы как показатели хорошей тренированности спортсмена. В процессе тренировки достигается определённое физиологическое состояние нервных клеток центральных частей анализаторов, которое обеспечивает специализированное восприятие водной среды пловцом благодаря наиболее тонкой дифференцировке раздражений, действующих на тело пловца.

При мышечных напряжениях максимальной интенсивности острота «чувства воды» снижается. Наоборот, при плавании средним темпом «чувство воды» переживается более отчётливо. Оно обычно снижается при сильных эмоциональных переживаниях, например в условиях соревнования. Оно сохраняется во время соревнования, если спортсмен хорошо владеет собой и сознательно контролирует свои действия.

В отдельных видах спорта достижение успеха связано с умением точно распределять во времени выполняемые действия. Например, в выполнении толчка при прыжке в высоту, при спортивных играх, гимнастических упражнениях «чувство времени» состоит в восприятии своевременности выполнения действий и их последовательности. При беге, ходьбе на лыжах, плавании, гребле и многих других циклических упражнениях характерной особенностью восприятия является «чувство темпа и ритма». В более сложных формах «чувство ритма» необходимо также и гимнасту.

Умение выполнить действия в определённом темпе связано с восприятием и контролем скорости продвижения или перемещения своего тела в цространстве, например при беге или при лыжных гонках.

Бегун на средние и длинные дистанции должен уметь точно регулировать темп своих движений, изменять его на различных отрезках дистанции для того, чтобы, рассчитав свои силы, уложиться в максимально короткое время. Пробегая определённый отрезок дистанции, бегун воспринимает, оценивает и регулирует темп своего продвижения вперёд.

Основное значение в «чувстве темпа» имеют мышечно-двигательные ощущения, отражающие темп собственных движений бегуна, быстроту их последовательной смены и различия в мышечных напряжениях. Зрительные восприятия последовательно сменяющих друг друга образов окружающих предметов также помогают определять скорость перемещения бегуна в пространстве. Оценивая темп своих движений, бегун опирается на определённые органические ощущения дыхания, сердцебиения, состояния общей напряжённости.

Хорошее «чувство времени» достигается при тренировке в строго определённых условиях. При изменении условий, влияющих на равномерность темпа и ритма движений, оценка времени становится менее точной. Например, лыжники, у которых условия прохождения дистанции значительно разнообразнее, чем у бегуна на ровной гаревой дорожке, оценивают время менее точно, чем бегуны.

«Чувство времени» находится в связи с состоянием тренированности спортсмена. При длительном перерыве в тренировке «чувство времени» ослабляется даже у опытных бегунов. Начинающие бегуны обычно плохо ориентируются в оценке времени прохождения ими определённой дистанции. Для развития «чувства времени» необходимы: тонкая дифференцирующая деятельность определённых анализаторов, установление сложных временных нервных связей, выработка определённого динамического стереотипа в деятельности головного мозга.

Техническое мастерство футболиста невозможно без совершенного владения мнчом, что связано с наличием у него специального дифференцированного восприятия, называемого «чувством мяча». Это специализированное восприятие помогает футболисту очень точно согласовать свои движения с особенностями мяча и его передвижений. Как показали исследования Г. М. Гагаевой, характерными особенностями «чувства мяча» являются очень точные восприятия веса мяча, его формы, твёрдости, эластичности, силы удара по мячу, скорости и высоты его полёта и т. д. Опытные футболисты указывают, что они отчётливо ощущают разницу в весе мяча даже тогда, когда эта разница составляет всего несколько граммов. Это помогает им при ударе по мячу точно определять, насколько правилен был удар, куда и на какой высоте полетит мяч и где он опустится.

«Чувство мяча» связано с очень тонкой дифференциацией мышечно-двигательных ощущений, чем обеспечивается очень тонкая и точная регулировка движений футболиста и полная согласованность их с движением мяча. При ведении мяча игрок, имеющий «чувство мяча», ведёт его в нужном направлении, даже не пользуясь при этом зрением: он чувствует, что мяч находится «под полным контролем стопы», как бы «привязан к его ноге»; благодаря этому мяч отходит от ноги футболиста на такое расстояние, на какое хочет игрок, и в нужный момент как бы «прилипает» к ноге.

При ловле мяча руками вратарь, имеющий «чувство мяча», также очень точно согласовывает движения рук, кистей и пальцев с особенностями полёта мяча, благодаря чему мяч не выскальзывает из рук. При этом у игрока создаётся впечатление, что мяч как бы сам останавливается в руках, «липнет» к ним. При наличии «чувства мяча» повышается уверенность игрока и вместе с тем желание работать с мячом.

«Чувство мяча», как и все другие специальные восприятия, непостоянно. Оно развивается на базе определённых технических достижений, в результате длительной работы с мячом и систематической тренировки. Повышаясь при повседневной, правильно организованной тренировке, оно ослабляется при перерывах в тренировке. Длительный перерыв может повлечь за собой полное исчезновение «чувства мяча».

При возобновлении тренировки «чувство мяча» восстанавливается, причём восстановление его происходит тем более быстро, чем квалифицированнее футболист и чем систематичнее и планомернее ведётся тренировка. «Чувство мяча» ослабляется и может совершенно исчезнуть при перетренировке, при очень большом утомлении, а также при сильном волнении, возбуждении или, наоборот, подавленном эмоциональном состоянии футболиста.

Оно может ослабнуть и даже исчезнуть после травмы, если последняя влечёт за собой появление у игрока во время игры боязни нового повреждения. Наконец, оно может ослабляться при неблагоприятных температурных условиях и плохом поле.

2.2. Формирование специализированных восприятий у пловцов-брассистов

Плавание требует коренной перестройки управления движениями, сложившегося на протяжении всего опыта наземных движений. При обучении плаванию подавляются наземные двигательные автоматизмы и вырабатываются новые координации: локомоции в вертикальном положении заменяются локомоциями в горизонтальном положении. Привычные реакции, связанные с твердой опорой и передвижениями в воздушной среде, переключаются на новый способ опоры о воду и передвижения в водной среде.

По мнению Д. Каунсилмена, пловец полагается на комбинацию многих окружающих факторов, которые говорят спортсмену о правильности его реакции. Учитывая эти факторы, он может осознать свой темп и определить эффективность своих реакций. Для пловца важны три главных источника раздражений дающие информацию о сопротивлении воды, положении тела и его частей: - ощущения от прикосновения или давления; - ощущения от вестибулярного аппарата; - кинестетические ощущения, идущие от мышц, сухожилий и суставов . По данным В.П. Волегова, В.А.Сальникова, важность исследования мышечных ощущений в системе подготовки спортсменов особенно актуальна в видах спорта с активным взаимодействием со средовыми факторами (например, плавание), где на основе «мышечного чувства» формируются такие специализированные восприятия, как «чувство воды». Основным «индикатором» хорошей чувствительности к воде выступают кисти рук и их положения (супинация, пронация), которые, в конечном итоге, формируют «чувство воды» как специализированное восприятие физических свойств окружающей среды (свойств воды), в которых проявляется двигательная активность человека. Специализированное восприятие в плавании - это очень сложное и тонкое восприятие сопротивления воды (чувство опоры о воду).

А.Р. Гринь полагает, что комплексное восприятие в плавании слагается из нескольких восприятий, таких как чувство воды, времени, темпа, пространства, развиваемых усилий, и так далее.

С повышением уровня подготовленности специализированные ощущения начинают играть важную роль в плане формирования экономичных, а главное эффективных движений. В первую очередь это относится к движению кисти как основного рабочего органа. Правильное ощущение потока воды необходимо формировать на этапе начальной подготовки, только в этом случае можно реализовать специализированные восприятия на этапе спортивного совершенствования. С ростом спортивного мастерства пловцов значительно повышается уровень двигательных ощущений и восприятий.

Под влиянием многолетней тренировки у спортсменов высокого класса вырабатывается способность к особо тонкой регуляции движений на основе анализа и синтеза интеро- и экстерорецептивной афферентации. Этот факт, который принято называть «специализированным восприятием», являясь детерминантом качества спортивной техники, одновременно отражает уровень точности моторной саморегуляции спортсменов при специфической деятельности.

Многими специалистами подчеркивается, что достижения в плавании основываются на врожденной способности к чувству воды. Этот фактор является первым условием при подготовке пловца мирового класса, так как специфика спортивной техники плавания связана с развитием двигательных способностей, проявляемых именно в воде.

По мнению ряда авторов, в любых способностях отражаются не только приобретенные человеком в процессе жизни свойства, но и врожденные особенности, называемые задатками. В качестве задатков могут выступать типологические особенности проявления свойств нервной системы: силы, подвижности, баланса нервных процессов. Наличие разных типологических особенностей приводит к тому, что у каждого человека по-разному развиты те или иные двигательные способности.

Зависимость какого-либо психологического феномена от комплекса типологических особенностей выявлялась неоднократно. Выявлены типологические комплексы терпеливости, смелости, решительности, монотоустойчи-вости. Доказано, что все двигательные способности базируются на типологических особенностях проявления свойств нервной системы.

Свойства нервной системы - устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях - на индивидуальные особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обуславливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства нервной системы являются физиологической основой динамической стороны поведения, темперамента.

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения - сила процессов возбуждения и торможения отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, их выносливость по отношению к сильным и длительным раздражителям; - уравновешенность нервных процессов - это баланс двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Равенство по силе - показатель уравновешенности, перевес по силе в сторону одного из этих процессов - показатель неуравновешенности; - подвижность нервных процессов свойство, связанное с быстротой перехода нервных клеток из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. Основной показатель подвижности нервных процессов - это скорость переделки условного рефлекса. Б. М. Теплов и В.Д. Небылицын открыли новые свойства нервной системы - динамичность и лабильность: - динамичность - свойство, которое определяет скорость и легкость вы работки положительных и отрицательных условно-рефлекторных связей, т.е. скорость выработки динамического стереотипа. Основной показатель динамичности - скорость образования навыка; - лабильность - быстрота возникновения и прекращения нервного процесса. Основные свойства нервной системы представлены у каждого индивида в том или ином сочетании. Это сочетание и составляет физиологическую основу психологической индивидуальности.

Свойства нервной системы не относятся к категории явлений, которые могут быть измерены непосредственно, с помощью какого-то эталона, и что о них можно судить лишь по их проявлениям. Типологические особенности свойств нервной системы проявляются весьма многообразно: и в свойствах темперамента и личности, и в волевых качествах, и в устойчивости к неблагоприятным состояниям, и в способностях, влияя в конечном итоге на эффективность деятельности и особенности поведения. Многосторонняя роль типологических особенностей свойств нервной системы в общем плане состоит в объяснении того, каким образом физиологические особенности влияют на психологические феномены (деятельность и поведение).

2.2.1.Возрастные закономерности формирования двигательной функции человека (развитие моторики)

Проблема физического воспитания детей школьного возраста и, в частности, обучения и совершенствования техники плавания исходит из сущности единства биологического и социального в процессе развития человека. Биологическое начало в человеке не является определяющим, оно представляет собой природную основу для формирования его способностей и качеств. Однако всю деятельность человека обеспечивает метаболизм, который имеет биологический характер. Таким образом, биологическая сторона в жизнедеятельности обуславливает и уровень проявления его двигательных действий, и социальную активность человека как личности. Только в диалектическом единстве биологического и социального человек может достигнуть высшей ступени своего совершенства.

Становление и совершенствование двигательной активности человека происходит с возрастом под влиянием трех основных факторов развития: 1) наследственно обусловленной программы развития двигательных качеств и способностей и обеспечивающих их реализацию морфологических и функциональных систем; 2) спонтанной двигательной активности, стихийно реализуемой в жизненно необходимых локомоциях, а также в игровой, учебной и трудовой деятельности; 3) организованных форм физического воспитания и физкультурно спортивной и моторной подготовки.

Анализ многочисленных исследований возрастных особенностей формирования локомоторной функции в онтогенезе человека свидетельствует о наличии ритмов развития морфофункциональных систем, обеспечивающих определенный потенциал двигательной функции. Сущность биологического ритма возрастной эволюции локомоторной функции заключается в последовательной смене периодов ускоренного развития отдельных элементов двигательной системы периодами их структурной консолидации.

При нормальном развитии ребенка процессы роста (увеличения массы тела) и развития (морфологические и функциональные изменения) тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Л. С. Выготский призывал устанавливать оптимальные сроки обучения с учетом границ критических периодов детей. По его представлениям, факторы, воздействующие на ребенка в процессе обучения и воспитания, могут давать принципиально различный эффект в зависимости от периода его развития (в одни периоды - оптимальный эффект, в другие - нейтральный, в иные - даже отрицательный). Лишь зная особенности периодов онтогенеза и соответственно нормируя воздействия, можно рационально управлять индивидуальным развитием, оптимально строить процесс обучения и воспитания.

Важнейшей закономерностью индивидуальной эволюции моторики является неравномерный, колебательный характер возрастных изменений. В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста.

Самая общая закономерность проявляется в неуклонном и поступательном изменении элементов в детские и юношеские годы и в таком же неуклонном, но противоположном по направлению изменении в зрелом и пожилом возрасте.

Для обозначения последовательности изменений в процессе онтогенеза пользуются различными терминами: «фаза», «этап», «стадия», «узловой возраст», «сенситивный период», «критический период» и др.

В современной педагогике и непосредственно связанных с ней отраслях науки под сенситивными периодами нередко подразумеваются преимущественно те периоды онтогенеза, в рамках которых на основе естественных закономерностей развития обеспечиваются наиболее значительные темпы прогресса определенных способностей индивидуума, выявляются повышенные адаптационные возможности по отношению к тем или иным факторам среды, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений, навыков, усвоение информации определенного типа.

Существуют разные трактовки сенситивных периодов развития. Так, одни авторы просто связывают их с моментами перехода от одних, довольно условно выделяемых возрастных периодов, к другим. Критические периоды рассматриваются и как фазы наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определенную повышенную ответную реакцию, причем фазы, в пределах которых можно получить оптимальный результат такого воздействия, именуются «сенситивными периодами».

Существует мнение, что эффективность тренировочного процесса будет более успешной, если акценты педагогических воздействий совпадут с естественными ускорениями в развитии отдельных элементов и структур моторики.

2.2.2.Возрастная динамика формирования чувства воды

Чувство воды характеризует специализированное восприятие физических свойств воды, в которой проявляется двигательная активность пловца. Специализированное восприятие в плавании - это очень сложное и тонкое восприятие сопротивления воды (чувство опоры о воду).

Коэффициент эффективности техники (КЭТ), позволяющий оценить умение пловца опираться о воду, равномерно увеличивается от 10 до 15 лет (от 44,6% до 68,2%), за исключением периода от 12 до 13 лет, когда начинаются препубертатные перестройки в организме подростков. Имеется два благоприятных периода для развития данного показателя от 11 до 12 лет и от 14 до 15 лет, когда значение КЭТ увеличивается от 49,3% до 57,9% и от 62,7% до 68,2% (р 0,05).

По данным физиологов в возрасте 10-12 лет становится более точной пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения предстоящих ситуаций. Отмечается высокий уровень интеграции деятельности сенсорных систем. Налаживается сочетание различных моторных реакций между собой. Хорошо дифференцируются и воспроизводятся мышечные усилия. В движениях двумя руками вырабатывается высокая согласованность их пространственных характеристик, в том числе при симметричных движениях, созревает механизм их временного согласования (так называемый таймерный механизм).

Коэффициент эффективности гребковых усилий (КЭГУ), показывающий способность пловца принимать наиболее обтекаемое положение и за счет этого эффективно реализовать тяговые усилия в воде, достоверно улучшается и имеет два сенситивных периода. В первом периоде - от 10 до 11 лет -значение КЭГУ увеличивается от 14,6%о до 16,4% (р 0,05). Это происходит на фоне резкого улучшения чувства темпа на суше и в воде, чувства времени, проявляемого на суше (рис.8). Во втором сенситивном периоде - от 13 до 14 лет - значение КЭГУ увеличивается от 16,8% до 18,5% (р 0,05), что, возможно, связано с наличием в этом же возрасте сенситивного периода в динамике чувства развиваемых усилий при плавании брассом в координации, что помогает реализовывать силовой потенциал.

Двигательная активность пловца происходит в водной среде, в усложненных и быстро изменяющихся условиях. Поскольку пловцу необходимо быстро, точно и эффективно оценивать свои ощущения и тонко и своевременно регулировать и управлять своими движениями - большое значение приобретает специфическая ловкость, проявляемая в воде. Данное качество мы оценивали по времени выполнения сложно-координационного упражнения: испытуемый выполнял два кувырка вперед, делал вдох и два кувырка назад.

В изучаемом возрастном диапазоне было зафиксировано два достоверных улучшения данного показателя от 10 до 11 и от 13 до 14 лет (рис.7). Кроме того, период от 10 до 11 лет является благоприятным для развития специфической ловкости: время выполнения упражнения уменьшается с 9,01 до 7,58 секунды (р 0,05). Следует отметить, что периоды улучшения и стабилизации показателей коэффициента эффективности техники и специфической ловкости совпадают. Это говорит о том, что они характеризуют одно явление.

Данный факт подтверждают сведения литературы о том, что наиболее интенсивное развитие координационных способностей, ловкости наблюдается в младшем школьном возрасте, а наивысший уровень их развития достигается в возрасте 11-12 лет со стабилизацией в последующие годы. По данным И.И. Сулейманова, координационные способности человека достигают высокого уровня развития к 13-14 годам, так как двигательный анализатор развивается к 12-13 годам, а от развития двигательного анализатора зависит возможность управлять движениями своего тела и выполнять различные по координационной сложности движения. Большинство исследователей единодушно во мнении, что развитие КС наиболее успешно осуществляется до 13-14 лет.

В этом возрасте нервная система и все остальные функции организма более пластичны, чем в последующие периоды.

2.2.3.Структура специализированных восприятий пловцов-брассистов 10-15 лет

Для наиболее эффективного совершенствования специализированных восприятий внутри конкретных возрастных групп необходимо знать не только сенситивные периоды в развитии отдельных составляющих, но и характерную для данного возраста их взаимосвязь, т.е. изучить структуру специализированных восприятий в каждой возрастной группе. Вполне возможна ситуация, когда какая-либо функциональная система организма, сама по себе характеризующаяся низкими адаптационными возможностями, прямо или косвенно влияет на специализированные восприятия пловцов.

С целью определения структуры специализированных восприятий факторному анализу были подвергнуты показатели специализированных восприятий, физической и технической подготовленности, а также физического развития, пловцов-брассистов 10-15 лет. В результате были выявлены факторы, определяющие уровень специализированных восприятий в том или ином возрасте. Интерпретации подверглись факторы, вклад которых в общую дисперсию выборки составил более 5%.

В возрасте 10 лет выявлено 9 факторов, организованное влияние которых на изменчивость признаков составило 67,7%. Наибольший вклад (10,1%) в общую дисперсию дает фактор, характеризующий уровень физического развития пловцов 10 лет. Помимо антропометрических показателей (рост, вес, ОГК, длина конечностей), этот фактор определяется биологическим возрастом (-0,60і), силой тяги при имитации гребкового движения (-0,62), а также длиной скольжения (-0,58).

Второй по вкладу фактор идентифицирован как «скоростные способности» и имеет 9,2%о общей дисперсии. В его состав вошли скорость при плавании в координации и с помощью ног (-0,55 и -0,78 соответственно), время проплывания 25-метрового отрезка (0,61), длина шага (-0,51), коэффициент.

Здесь и далее знак корреляции опущен эффективности техники (-0,51). Следует отметить взаимосвязь с этим фактором силы тяги при плавании брассом с помощыо рук и ног (0,43 и 0,64 соответственно), а также чувства развиваемых усилий при плавании брассом с помощыо рук (0,45).

Третий фактор, имеющий 6,79% общей дисперсии, оказался сложным для интерпретации. Он определяется, с одной стороны, чувством развиваемых усилий при прыжке (0,55), воспроизведением усилия при прыжке (0,80), памятью усилия при прыжке (0,72) и памятью усилия при плавании брассом в координации (-0,60), а с другой - чувством темпа на суше (0,78) и памятью временных параметров (0,53). Поэтому данный фактор был назван «двигательная память».

Четвертый фактор, подвергшийся интерпретации, характеризует чувство темпа при плавании брассом. В его состав входит чувство темпа при плавании брассом (-0,67), скорость при плавании брассом в координации (0,63), коэффициент скоростной координации (0,66), коэффициент эффективности гребковых усилий (0,48), а также память усилия при плавании брассом с помощью рук (0,53).

Пятым фактором, с величиной вклада в общую дисперсию в 5,6%, является «эффективность техники». Он включает длину шага (0,53), коэффициент эффективности техники (0,42), время выполнения сложно-координационного двигательного действия в воде (-0,51), чувство развиваемых усилий при плавании брассом с помощью рук (-0,53), отмеривание усилия при плавании с помощью рук (0,53), скорость при плавании с помощью рук (0,46) и время проплывания 25-метрового отрезка (-0,46).

Шестой фактор был определен как чувство времени на суше. Высокие факторные нагрузки имеет в нем чувство времени, измеряемое в лабораторных условиях (0,69), отмеривание времени (0,61), ДП+ больших амплитуд (-0,44). Следует отметить наличие в составе фактора высоту прыжка без маха руками (0,68).

Седьмой фактор, названный «чувство развиваемых усилий кисти», включает чувство развиваемых усилий кисти (-0,78), отмеривание усилия кисти (-0,57), воспроизведение усилия кисти (-0,57) и память усилия кисти (-0,51).

Восьмой фактор интерпретирован нами как «проприоцептивная чувствительность». Основанием для этого послужило наличие ДГҐ временных параметров (0,50), ДГҐ малых амплитуд (-0,54) и подвижности-инертности торможения (0,65).

Последний, подвергшийся рассмотрению у 10-летних спортсменов, фактор был назван «эффективность гребковых усилий». Он представлен коэффициентом гребковых усилий (-0,72), динамическим равновесием на суше (0,67) и воспроизведением малых амплитуд (0,55).

В возрасте 11 лет в результате факторизации было выявлено 9 факторов с суммарным вкладом в обобщенную дисперсию 69%. Наибольшую величину в этом возрасте имеет фактор, идентифицированный нами как «уровень физического развития» (табл. 5). Его вклад составляет 11%. Отмечается взаимосвязь со всеми показателями физического развития: рост (0,46); вес (0,68), ОГК (0,46), длина руки (0,57), длина ноги (0,58). Показатели физического развития во многом определяют силовые способности пловца. Поэтому данный фактор определяется также величиной силы кисти (0,76), силы тяги при имитации гребкового движения (0,58) и при плавании с помощью рук, ног и в координации (0,73; 0,64 и 0,69 соответственно), а также длиной скольжения (0,61). Наличие чувства развиваемых усилий при плавании с помощью рук (0,73) и ДП" больших амплитуд (-0,49) вероятно связано с тем, что для эффективной реализации силы тяги важна способность дифференцировать движения по силе и направлению.

3. Особенности восприятия спортсменами соревновательных ситуаций

Рассмотрим, как работает психика разных спортсменов в соревновательных условиях, ведь это качество тоже можно отнести к специализированному восприятию. В условиях соревнований внимание спортсмена сконцентрировано на выполнении подготовленной программы и максимальной реализации наработанных навыков. Успешность выступления зависит от большого количества разнообразных факторов. Помимо спортивной подготовленности, наличия мотивации к победе, развитых личностных и волевых качеств, высокого уровня эмоциональной устойчивости, немаловажное значение имеет адекватное восприятие спортсменом соревновательной ситуации, оценка собственных сил и сил соперника.

Спортсмены начинают схватку задолго до настоящего старта. Вначале они «ориентируются на местности», оценивают своих соперников и на основании такой оценки (по сути – субъективной, но абсолютно влияющей на их восприятие образа соперника) делают определенные выводы и выстраивают дальнейшую стратегию своего поведения. В некоторых случаях это происходит на бессознательном уровне. Но совершенно точно – происходит.

В спортивной практике бытует миф о «взгляде победителя». Мол, «победил взглядом». Что означает этот психологический феномен? Какие механизмы или качества лежат в его основе – уверенность, эмоциональный настрой, психологический прессинг? Или точное восприятие образа противника, правильно сделанная оценка его спортивной формы и психологического состояния и манипулирование этим на невербальном уровне?

Так или иначе, восприятие спортсменом самого себя, других людей (в том числе – соперников), окружающей обстановки влияет на его эмоциональное состояние, психологический настрой, уверенность в себе и своих силах и, как следствие, результат выступления.

1.Восприятие себя

Восприятие спортсменом самого себя на соревнованиях зависит от многих факторов:

- уровня физической подготовленности и тренированности;

- эмоционального состояния;

- психологического настроя;

- самооценки и уровня притязаний;

- мотивации;

- опыта прошлых выступлений;

- личностных особенностей;

- сложившихся установок и стереотипов.

Если у спортсмена имеется опыт удачных выступлений, то на последующих соревнованиях он будет воспринимать себя как успешного, уверенного в себе, более опытного. Соответственно, и его эмоциональное состояние будет более стабильным, и уровень его мотивации будет более высоким.

Спортсмен, который на протяжении длительного времени проигрывает, на соревнованиях воспринимает себя через призму прошлых неудачных выступлений. В его восприятии устойчиво сохраняется образ себя как неспособного, неуверенного, зажатого, тревожного спортсмена.

2.Восприятие других.

На эмоциональное состояние спортсмена, его мысли и действия во время соревнований могут оказывать влияние другие люди – соперники, тренер, родители, друзья, болельщики. Степень такого влияния во многом определяется собственным восприятием.

Спортсмены, воспринимающие соперника как более сильного, более подготовленного, более успешного, психологически проигрывают ему ещё до старта. Подобное восприятие вызывает у спортсмена чувство неуверенности, тревожности, страх проиграть. Мысли при этом сосредоточены на сопернике, его превосходстве. Преобладает мотивация избегания неудач. Действия спортсмена становятся зажатыми, скованными, неточными. Он постоянно боится ошибиться, сделать неправильный бросок, нанести неточный удар. В результате такого восприятия и вызванных им эмоций и мыслей выступление спортсмена в действительности может оказаться неудачным.

Другие спортсмены рядом с сильным соперником, наоборот, мобилизуют все свои силы, психологически настраиваются, сосредотачивают внимание на собственных навыках, контролируют эмоции. Шансы успешно выступить у них значительно выше.

Тренер на соревнованиях выступает главной фигурой. Именно от него спортсмены ждут четких указаний, нужных и своевременных инструкций, советов, рекомендаций, эмоциональной поддержки. Именно его ожидания они хотят оправдать в первую очередь. Поэтому в условиях соревнований тренер воспринимается как необходимый «островок спасения».

Наставления тренера перед стартом помогают спортсменам справиться с чрезмерным волнением, настроиться на поединок, сконцентрироваться на важных моментах. В ходе соревнований тренеру лучше практиковать секундирование – краткие, точные инструкции и указания. Долгие рекомендации плохо воспринимаются спортсменом, а в некоторых случаях и вовсе мешают ему сосредоточиться. Кроме того, постоянные комментарии со стороны тренера могут способствовать развитию у спортсмена чувства собственной беспомощности, страх совершить ошибку.

Присутствие родителей на соревнованиях действует благоприятно на большинство детей. Подбадривание, похвала, поддержка, эмпатия со стороны значимых взрослых положительно влияют на эмоциональное состояние юных спортсменов, оказывают успокаивающий эффект. Ребенок в данном случае воспринимает родителей как друзей, поддерживающих его в любой ситуации и верящих в него. Юный спортсмен при этом раскрывается, старается показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать все свои умения.

Другие дети воспринимают присутствие родителей на трибунах крайне остро. Они начинают стесняться, боятся совершить ошибки, чувствуют себя неуверенно и дискомфортно. Такое поведение, как правило, может быть вызвано завышенными требованиями к ребенку, постоянной критикой в его адрес, отсутствием поддержки и эмоциональной близости. Ребенок в такой ситуации воспринимает родителя как строгого наблюдателя, который может резко и критично высказаться по поводу его выступления. Негативные высказывания, сравнения с другими, демонстрация разочарования, злость, неодобрение со стороны родителей – все это воспринимается ребенком близко к сердцу и может серьезно подорвать его самооценку, что, несомненно, скажется на его дальнейших выступлениях.

Родителям юного спортсмена нужно знать, как влияет на него их присутствие на соревнованиях. Они должны акцентировать внимание ребенка на его лучших качествах. Зная своего ребенка как никто другой, родители могут правильно настроить юного спортсмена на успешное выступление. Но при этом важно дать понять ребенку, что они поддержат его в любой ситуации и будут любить независимо от результата выступлений.

Восприятие спортсменами болельщиков также носит двойственный характер. Некоторые спортсмены относятся к присутствию зрителей нейтрально. На остальных болельщики оказывают мотивирующее воздействие. Однако присутствие болельщиков соперника воспринимается в определенной степени болезненно, особенно если они проявляют себя довольно активно и враждебно.

3.Восприятие окружающей обстановки.

Восприятие окружающей обстановки на соревнованиях происходит у всех спортсменов по-разному. Это может зависеть как от индивидуально-личностных особенностей, так и от преобладающего типа модальности.

Так, спортсмены с преобладанием визуального типа модальности лучше воспринимают зрительные образы. На них производят впечатление яркие баннеры, красивая спортивная форма, зрелищность соревнований, одетые в красочные костюмы болельщики с нарисованными плакатами в поддержку любимых игроков. Дестабилизировать эмоциональное состояние спортсменов-визуалов может внешнее превосходство соперника, демонстрация им уверенности и собранности. Любые зрительные образы, которые, так или иначе, могут негативно воздействовать на спортсмена, сказываются на его психологическом настрое.

Спортсмену-визуалу важно видеть свою команду, тренера, родителей, табло с результатами. Визуальный контакт для них на первом месте. В предстартовый период таким спортсменам поможет настроиться наглядное представление своего успешного выступления, воспоминание в ярких образах своей предыдущей победы. В качестве поддержки и помощи во время выступления оптимальным вариантом будут невербальные методы: жесты, мимика, позы. Плакаты с мотивирующими и подбадривающими словами также станут отличным средством поддержки юного спортсмена-визуала.

Спортсмены с аудиальным типом модальности склонны к лучшему восприятию звуков. В соревновательных условиях они лучше воспринимают речь, реагируют на звуковые сигналы, хорошо понимают словесные инструкции со стороны тренера. Им важно проговаривание ситуации, обсуждение тактических моментов. Это спортсмены-аудиалы часто говорят о том, что «пока боролся, в мыслях были наставления тренера…».

Однако спортсмены с преобладанием аудиального типа модальности чаще других отвлекаются на посторонние звуки, более восприимчивы к крикам болельщиков. Их эмоциональным состоянием можно легко манипулировать с помощью обидных высказываний. Собраться и сконцентрироваться таким спортсменам помогают аффирмации, самоприказы, четкие реплики тренера, его наставления, похвала. При этом больший эффект будет наблюдаться при уверенном проговаривании вслух. Стоит обратить внимание и на интонацию, так как спортсмены-аудиалы очень остро реагируют на тон разговора и чувствуют малейшее волнение в голосе.

Спортсмены с кинестетическим типом модальности ориентируются, в первую очередь, на собственные ощущения во время соревнований. Они полностью погружаются в себя, свои мысли, чувства, впечатления. Первостепенным для них становится собственный внутренний комфорт. Большое значение для спортсменов-кинестетиков имеют прикосновения. Им важен тактильный контакт, через него они чувствуют себя и других. Спортсменов с данным типом модальности выводит из равновесия агрессивное поведение соперника, толчки, зажимы. Разные неприятные телесные ощущения способствуют возникновению у спортсменов-кинестетиков отрицательных эмоций. Лучшим способом поддержки для них будут подбадривающие похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания. В предстартовый период этим спортсменам отлично подойдет идеомоторная тренировка, в ходе которой они мысленно будут прокручивать свои навыки и концентрироваться на телесных и мышечных ощущениях.

Некоторые спортсмены в период соревнований могут воспринимать окружающую обстановку немного «расплывчато». Довольно часто спортсмены говорят, что не помнят, что происходило вокруг, не слышали голоса тренера, криков болельщиков, свистков судьи. Это обусловлено эмоциональным состоянием спортсмена, его максимальной сосредоточенностью на себе и своем выступлении. Также это может свидетельствовать о высоком уровне помехоустойчивости. Для спортсмена в это время существует только он сам, его соперник и их борьба. Все внимание направлено только на процесс. Восприятие сужается до размеров ринга, татами, поля. Окружающее становится только фоном.

4. Возрастные особенности восприятия.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают объекты, рассматривая и исследуя их. Соответственно, образ объекта восприятия формируется на основе привлекательности и личной значимости. У младших школьников еще не сформирована способность к анализу воспринимаемых явлений, свойств и качеств объекта. Они часто воспринимают ситуацию, исходя из собственного эмоционального состояния. Так, если ребенку хорошо, он в веселом и бодром настроении, то и окружающую обстановку он будет воспринимать позитивно. Если же ребенок находится в подавленном эмоциональном состоянии, встревожен или опечален чем-то, то и окружение будет восприниматься им в темных тонах.

Восприятие детей характеризуется избирательностью: они лучше усваивают интересную и значимую для них информацию. К примеру, на соревнованиях дети часто не воспринимают инструктаж, правила техники безопасности и другие организационные моменты. Но если тренер начнет проговаривать важные задачи выступления, тактику игры, тонкости и нюансы боевого поединка, то юные спортсмены будут внимательно слушать его, задавать вопросы, обсуждать, делиться идеями. Потому что для них данные сведения являются актуальными и значимыми. Тренеру при этом важно знать, что дети лучше воспринимают информацию, которая эмоционально и выразительно окрашена. Использование тренером в своей речи метафор, образов, интересных примеров будет способствовать лучшему восприятию информации юными спортсменами.

В подростковом возрасте начинается процесс интеллектуализации восприятия. Подростки, воспринимая определенные ситуации или объекты, стараются их анализировать, понимать смысловую составляющую, выделять причинно-следственные связи и зависимости. Такая интерпретация воспринимаемой действительности помогает подростку вырабатывать собственное отношение к конкретному событию.

Со спортсменами подросткового возраста можно смело обсуждать и анализировать тактические моменты игры, ход и результат выступления на соревнованиях. Нужно давать им возможность высказывать свое мнение, т.к. подростки зачастую обладают интересным видением соревновательной ситуации. Кроме того, это придаст им уверенности и значимости в собственных глазах и в глазах команды. Обсуждение с подростками соревновательных моментов способствует формированию рефлексивного мышления, учит анализировать, проводить аналогии, делать соответствующие выводы и на основе этого планировать свои дальнейшие действия.

У взрослых людей восприятие характеризуется целостностью. Они воспринимают объекты одномоментно, во всей совокупности свойств и качеств. Взрослые способны воспринимать большее количество признаков объектов.

Высококвалифицированные спортсмены обладают развитой способностью к быстрой и точной оценке соревновательной ситуации. На основе такого восприятия они принимают правильные решения о характере и тактике своих дальнейших действий.

С возрастом люди лучше воспринимают и дифференцируют эмоциональные состояния других людей. По сути, это является следствием накопленного опыта общения. Так, спортсмены с опытом способны уловить малейшие проявления тревожности или неуверенности соперника.

Высококвалифицированные спортсмены, имеющие богатый соревновательный опыт, в ходе соревнований воспринимают только значимую и наиболее ценную для них информацию. Они стараются абстрагироваться и не реагировать на отвлекающие звуки, крики болельщиков, шумную окружающую обстановку.

Спортсмены, имеющие более низкую квалификацию и небольшой соревновательный опыт, в ходе соревнований начинают принимать к сведению большой объем информации, считая каждый момент важным. Однако это может привести к нарушению концентрации внимания, невозможности собраться и настроиться, повышению тревожности.

Таким образом, на восприятие спортсменов в соревновательных условиях оказывает влияние большое количество различных факторов. Тренеру и психологу необходимо учитывать эти моменты, так как от адекватного восприятия спортсменом соревновательных ситуаций, быстрого и правильного реагирования на них зачастую зависит его успех.

Заключение

Формирование и динамика развития специализированного восприятия в психологической подготовке спортсмена обеспечивается сочетанием идеомоторной и психомышечной тренировок, ис­пользованием различных психотехнических игр и заданий. Без всяких преувеличений можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированного восприятия в спорте являются личностные качества спортсмена. В терминах «сила», «быстрота», «точность», «выносливость» и понятиях силы, подвижности, аккуратности и стойкости характера видны далеко не простые аналогии.

Сила, выносливость, быстрота должны быть воспитаны. Сила может быть умной или глупой, мягкой или грубой, доброй или злой, ломовой или осторожной. Проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни, приводит к более существенным системным изменениям психики спортсменов. Надежность соревновательных действий спортсменов находится в теснейшей зависимости от надёжности его поведения в самых различных условиях жизнедеятельности. Надежный вратарь чаще всего надежный человек во всех смыслах, а не только в воротах. Спринтер чаще всего быстр и в решении жизненных задач, стайер вынослив и терпелив, а штангист или легкоатлет-метатель редко обладают слабым (неволевым) характером.

Необходимо точное представление о том, как конкретный спортсмен субъективно воспринимает сложившуюся ситуацию и какой личностный смысл он ей придает. Следовательно, повышение прогностической ценности личностных и других методик может идти по двум линиям: а) за счет разработки специфических для спорта вариантов соответствующих личностных шкал и б) за счет разработок методик, позволяющих измерить отношение спортсмена к соответствующей ситуации, а точнее -- характеризовать, конкретизировать субъективное восприятие спортсменом ситуации предстоящей деятельности.

Сочетание этих двух подходов (учет специфики спорта и особенностей ситуации, в которой действует спортсмен), видимо, и есть тот оптимальный вариант, к которому придут в ближайшее время психологи спорта, особенно те, кто работает в области диагностики и регуляции предсоревновательных состояний. В некоторых случаях предпринимались, правда немногочисленные, попытки дальнейшей детализации опросников и шкал вплоть до вида спорта и даже до определенного амплуа. Видимо, это нерационально, поскольку стандартизированные опросники в данном случае просто не нужны.

Следовательно, в целом можно рекомендовать применение общепсихологических и спортивно-специфических опросников, дополняемые клинически стандартизированными или нестандартизированными интервью. Последнее позволяет уточнить отдельные положения и результаты тестирования спортсмена, выявить ряд факторов, личностно значимых для конкретного спортсмена, и индивидуализировать работу с ним.

Список использованных источников

Бондаревский Е.Я. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования у спортсменов : Учеб. пособие для студентов ин-тов физ. культуры и слушателей всех форм обучения / Бондаревский Е.Я., Нариманов Б.А. – М.: Б.и., 1981. – 55 с.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.

Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. – Екатеринбург, 2004. – 118 с.

Клещев В. Н. Структура и совершенствование психологических возможностей // Московская федерация кикбоксинга [Электронный ресурс] http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46" target="_blank">http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46">http://www.mfight.ru/viewlibrary.php?t=46

Корнешов А.А. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте. – М., 2003. – 141 c.

Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю.В. Корягина – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 224 с.

Корягина, Ю.В. Особенности временных характеристик движений у занимающихся различными видами спорта / Ю.В. Корягина, В.В. Вернер // Теория и практика физической культуры. – №12. – 2004. – С.37-38.

Корягина, Ю.В. Спортивная хронобиология: Учебное пособие / Ю.В. Корягина, В.В. Вернер – Омск: СибГАФК, 2002. – 56 с.

Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. -320 с.

Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н.И. Моисеева, Н.И. Караулова, С.В. Панюшкина, А.Н. Петров – Ташкент: Медицина, 1985. –158 с.

Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

Петров, А.М. Мозг и движение / А.М. Петров– М.: Издательство ВПК, 1997.–300 с.

Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Ака-демия», 1996. – 496 с.

Пригожин, И. От существующему к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин – М.: Наука, 1985. – 327 с.

Реан, А.Л. Психология: учебное пособие / А.Л. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – 100 с.

Романенко М.И. Бокс – Киев Вища школа», 1978. – 296 с.

Романов, Ю.А. Хронотопобиология как одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю.А. Романов // Хронобиология и хрономедицина. – М.: «Триада-Х», 2000. – С.5-15.

Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика: Учебное пособие / Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов – М.: Терра-Спорт, 2000. – 127 с.

Тристан, В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека / В.Г. Тристан – Омск: ОГИФК, 1994. -144с.

Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС, 1975. – 208 с.

Просмотров работы: 866