АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Кривова Ю.Е. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема нежелательных форм человеческого поведения была актуальна во все времена. Данной проблемой занимались представители различных наук, таких как философия, педагогика, психология, биология, социология, медицина. Значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения.

В 1920-30х годах интерес к проблеме трудных детей проявляли ученые П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Г. Вельский, А.Н. Грабаров, В.П. Кащенко, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев. Эти исследователи подчеркивали различные стороны проблемы трудновоспитуемых детей.

Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

М.И. Рожков рассматривает отклоняющее поведение как «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит».

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности, антиобщественные действия насильственного, корыстного, сексуального характера, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ, бродяжничество, азартные игры.

Ряд авторов в своих классификациях разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение. Так, Е.В Змановская определяет делинквентное поведение как «действие конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожабщие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крвйних проявлениях».

Н.Н. Савина выделяет факторы возникновения делинквентного поведения: академическая неуспеваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения коммуникации, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность.

Определение понятия «отклоняющегося поведения» предпологает выделение существенных признаков явления, помогающих отличить его от других феноменов и констатировать наличие его у конкретного человека. В.М. Димов видит границу, отделяющую норму от девианта, в разрушающем воздействии отрицательных явлений, которое представляет собой угрозу социальному выживанию человека.

С.А. Беличева к детям и подросткам группы социального риска относит детей с различными формами дезадаптации, выражающейся в затруднении усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы).

П.П. Блонский считал, что «трудный ученик – это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной и с которым учителю трудно, тягостно заниматься».

А.С. Белкин понимает трудновоспитуемость как результат педагогических упущений, за счет которых возникает неблагополучие нравственного развития, но еще в такой стадии, которая не требует перестройки стереотипа поведения, то есть перевоспитания личности.

По мнению В.Н. Мясищева, трудновоспитуемость выражается в неправильном отношении ребенка к общеобразовательной школе, учителям, стремлениям к неорганизованному досугу, ярким впечатлениям улицы, неподчинении школьному режиму и общим правилам, в склонности дезорганизовывать работ, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки.

Исследователи Г.П. Медведев, И.А. Невский, В.Г. Сепанов рассматривают трудновоспитуемость следствием педагогической запущенности и приходят к выводу, что «трудные дети – это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых когда-то кем-то был допущен просчет, педагогическая ошибка». М.А. Алемаскин называл трудновоспитуемость первой ступенью девиантного поведения.

Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстной (связанной со стремлением получить материальную выгоду – кражи, мошенничества, вымогательства) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в действиях, направленных против личности) и отклонения социально – пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественной жизни – уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, самоубийство).

Несомненно проблема отклоняющегося поведения подростков достаточно изучена, уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. Этому посвящены труды Г.С. Абрамовой, С.А. Беличевой, И.В. Дубровиной, Е.Я. Иванова, К.Е. Игошева, А.Г. Ковалева, В.Т. Кондрашенко. Однако существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению и коррекции девиантного поведения подростка.

Девиантное поведение – это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение (с лат. deviatio – отклонение) – это:

Поступок, действия человека не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе или социальной группе нормам и ожиданиям.

Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Причины девиантного поведения ребенка различны, это могут быть и проблемы в семье, формирование характера, проблемы в отношениях с коллективом, социальное неравенство, физические или психологические нарушения, большая занятость родителей и вследствии чувство ненужности, недостаток любви, изменения в ценностном спектре, отсутствие контроля со стороны взрослых, общественная ситуация.

Практика оказания психолого-педагогической помощи подросткам с девиантным поведением свидетельствует о том, что причинами данного поведения в ряде случаев являются психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка, это как правило излишне «залюбленные» дети, которым все позволено и рамок дозволенного они не видят, присутствует безнаказанность за противоправное поведение либо дети из семей, где родители сами ведут асоциальный образ жизни, не занимаются детьми, допуская безразличие, а порой и жестокое обращение к ребенку. Нередко ребенок остается один на один со своими проблемами, ему не к кому обратиться за помощью, о его переживаниях никто не знает, в итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, ненужности, незащищенности. И в большинстве случаев у подростка возникает чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, становится агрессивным и жестоким. Ищет «единомышленников» со стороны, с похожей судьбой, общностью взглядов, интересов и склонностей. По этой причине и нужно искать именно в семье начало происходящих изменений в поведении несовершеннолетнего.

Работа с семьей является очень важной, сложной и необходимой для профилактики и коррекции девиантного поведения детей, так как семья это один из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, и по этой причине профилактическая и коррекционная работа должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и его семьей всеми службами системы профилактики. Помочь ребенку найти достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути – вот первоочередная задача, взаимодействия школы, семьи и социальных служб. Поэтому профилактика различных форм девиации поведения и реабилитации подростков группы риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.

Просмотров работы: 513