Развитие экономической мысли: прошлое и настоящее. Джозеф Юджин Стиглиц. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие экономической мысли: прошлое и настоящее. Джозеф Юджин Стиглиц.

Ивкина Т.С. 1
1СИУ-РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Экономическая наука не является сводом застывших обобщений и догм. Она прошла длительный путь своего становления, развиваясь вместе с обществом, отражая в теоретических построениях изменения в экономической жизни общества, уточняя или отказываясь от устаревших представлений и приходя к новым.

Этапы становления экономической теории отражают специфику хозяйственной деятельности той или иной эпохи, представляют попытку ее теоретического осмысления с целью выработки практических рекомендаций, направленных на преодоление проблем и противоречий экономического развития.

Познание становления экономической теории необходимо для адекватного восприятия современной экономической реальности и дальнейшего развития экономических знаний.

Знакомство со всем разнообразием экономических концепций является непременным условием формирования экономической культуры и осознанием важности научных работ отдельных ученых-экономистов.

Джозеф Юджин Стиглиц

Джозеф Стиглиц - американский экономист-кейнсианец.

Р одился 9 февраля 1943 года в г. Гэри (штат Индиана, США) в еврейской семье Шарлотты и Натаниеля Стиглица.

Учился в Амхерст-колледже и Массачусетском технологическом институте, где получил степень доктора. В 1965—1966 учился в Чикаго, занимался под руководством Хирофуми Узавы.

Стиглиц преподавал в университетах Кембриджа, Йеля, Дьюка, Стэнфорда, Оксфорда и Уинстона и ныне является профессором Колумбийского университета.

С раннего детства его учили, что нужно всегда поступать правильно.

Его мать, будучи белой учительницей, работала в средней школе, где учились преимущественно черные дети.

Его отец объяснил ему моральное и юридическое значение оплаты социального страхования домашней прислуги, Стиглиц говорит, что слова отца, к которым он прислушивался избавили от массы неприятностей, когда Сенат утверждал его кандидатуру на пост председателя СЭС. Также он с любовью вспоминает дядю, который, несмотря на то, что тот успешно занимался бизнесом, критиковал президента Кеннеди за чересчур антипрофсоюзную позицию.

Известен как жёсткий критик неограниченного рынка, монетаризма и неоклассической политэкономической школы вообще, а также неолиберального понимания глобализации, политики МВФ в отношении развивающихся стран и либеральных реформ в России. Кроме значимых исследований в области микро- и макроэкономики, он также напрямую играет важную роль в политической и общественной жизни.

В 1992 он перебрался в Вашингтон, чтобы работать в администрации президента Клинтона. В 1993—1995 годах был членом, а в 1995—1997 председателем Совета экономических консультантов при президенте США Клинтоне. В 1997—2000 годах вице-президент и шеф-экономист Всемирного банка.

«Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды непреодолимы без активного участия государства».

-Джозеф Стиглиц (2002 год)

С 2008 года является председателем международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса.

В статье еженедельника Newsweek Джозеф Стиглиц назван «человеком, который находит наименьшее понимание в Америке». Лауреат Нобелевской премии 2001 года по экономике «не пользуется уважением у себя на родине», пишет журнал, добавив, что «в Вашингтоне его считают всего лишь одним из критиков-экономистов, которому к тому же не всегда рады». За пределами его родины Стиглица воспринимают совсем по-другому: во многих странах его считают оракулом. К счастью, шутит Стиглиц, он проводит довольно много времени в эти дни за пределами Соединенных Штатов. «У меня настолько толстый паспорт, что иногда меня спрашивают, настоящий ли он». Стиглица не удивляет то, что он непопулярен в Вашингтоне. Он объясняет это тем, что он всегда встает на сторону «простого человека» против финансовой элиты и ее сторонников. Это тема, которая проходит через все его труды.

Научная работа, принесшая ему Нобелевскую премию, посвящена случаям, в которых объем информации, которой располагает одна сторона сделки, намного меньше, чем объем информации в распоряжении другой стороны.

Это приводит к рыночным результатам, которые часто заведомо несправедливы. Когда он занялся разработкой экономической политики в 1990-х годах, сначала в Совете экономических советников (СЭС) президента Клинтона, а затем на посту главного экономиста Всемирного банка, он продолжал бороться с «адвокатами, инвестиционными банкирами и экономическими сверхдержавами», чтобы отстаивать интересы «гражданина мира». Как писал Джонатан Чейт в The American Prospect десять лет назад, Стиглиц «остается профессором, а не игроком. И, тем не менее, каким-то образом вопросы, которые его больше всего волнуют, почти всегда оказываются на повестке дня».

В своих работах по теме развития экономики он убедительно показал, что асимметричная информация и экономические стимулы – не просто университетские абстракции, а конкретные явления с далеко идущими последствиями.

В классической работе - продемонстрировал, как теория асимметричной информации может быть применима к страховому рынку:

«Ранжируя страховые тарифы, они стимулируют клиентов раскрыть свою информацию».

В научных работах Д. Стиглиц показал, что от пробелов в информации могут страдать рынки труда.

«…В классической модели уровень заработной платы является рычагом, который устраняет безработицу, двигаясь вверх или вниз по мере необходимости, чтобы сбалансировать спрос и предложение рабочей силы.

Но, как и на кредитном рынке, на рынке труда недостает информации.»

В список самых влиятельных статей по экономике входят шесть работ Стиглица, и эту честь он разделяет только с двумя другими авторами, Робертом Барро и Юджином Фама. Общей темой его работ является трудность обеспечения надлежащей работы рынков, когда приобретение информации дорого обходится или когда стороны сделки располагают неодинаковой информацией.

В работе, написанной в 1981 году совместно с Эндрю Вайсом, Стиглиц убедительно продемонстрировал возможность сбоя в работе кредитных рынков, когда это происходит. В классической модели кредитных рынков процентные ставки уравновешивают спрос и предложение: при превышении спросом на кредит его предложения, процентные ставки растут, чтобы «отсечь» спрос со стороны некоторых заемщиков.

Труды Дж. Стиглица:

«Капитал, заработная плата и структурная безработица»(Capital, Wages and Structural Unemployment, 1969)

«Некоторые дальнейшие результаты измерения неравенства» (Some Further Results on the Measurement of Inequality, 1973, всоавторствеМ. Ротшильдом)

Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла? Доклад

Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса = Mismeasuring our lives: why GDP doesn'tadd (Up / Пер. с англ. — М.: (Изд-во Института Гайдара, 2016)).

Великое разделение. Неравенство в обществе, или что делать оставшимся 99% населения? = The Great Divide: Unequal Societies and What We Can Do About Them. (Эксмо, 2016).

Просмотров работы: 221