Аспекты взаимодействия школы и родителей в новом формате - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Аспекты взаимодействия школы и родителей в новом формате

Шершакова Д.А. 1, Прозорова М.Д. 1
1ГСГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения между педагогами, учащимися и родителями. Поэтому значительную часть воспитательной работы следует организовывать одновременно и с учащимися, и с родителями, а возникшие проблемы и поставленные задачи решать вместе, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более значительных результатов.

Сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами во многом зависят от того, как сложатся взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны строиться на тесном и доверительном сотрудничестве. Следовательно, родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями свих детей, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний.

В наше время современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) призваны сделать образовательное пространство и взаимодействие в нем удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным, что, в свою очередь, влияет на эффективность взаимосвязи семьи и школы. Информационно-коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для осуществления индивидуального подхода в работе с родителями.

Информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.

Современные родители активно пользуются социальными сетями, смартфонами, различными мобильными приложениями. Это большой ресурс для налаживания эффективного разностороннего взаимодействия, в том числе и с педагогом.

Основными видами подобного взаимодействия являются: ознакомление с сайтом школы, просмотр электронного журнала, сотовая связь, электронная почта, социальные сети. Рассмотрим некоторые возможности организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с помощью ИКТ:

Социальная сеть «Дневник.ру», Школьный портал (Электронный журнал).

Интернет, электронная почта, сайт школы, социальные сети. Позволяют познакомиться с необходимой информацией о школе и ее работой (документация, мероприятия).

Сотовая связь. Быстрая информированность родителей об изменениях в учебном процессе (успеваемость, поведение, информация о родительском собрании и школьных мероприятиях).

Электронная газета. Интересная форма общения (совместный интерактивный продукт между педагогами, родителями и учащимися).

Пропускные терминалы, видеокамеры. Крайне важно, чтобы процесс информирования родителей о нахождения ребёнка в школе начинался с порога школы, здесь устанавливаются пропускные терминалы, камеры слежения. Видеокамеры, установленные в различных помещениях, фиксируют пребывание школьника в учебном заведении и способны предоставить информацию о нахождении учащегося в течение учебного дня.

Конечно, взаимодействие родителей со школой должно начинаться со знакомства с сайтом школы, где указывается вся необходимая информация, которая касается системы работы, правил внутреннего распорядка, образовательных программ, а также необходимых нормативных документов, с которыми следует познакомиться родителям. Кроме того, родители могут на школьном сайте узнать о достижениях педагогов и учащихся, а так же получить информацию об участии школы в различных проектах и т. п.

На школьном сайте многие педагоги имеют свою личную страницу, где представлены система работы, различные планы уроков и мероприятий, фотографии и другая информация для учеников и их родителей.

К сожалению, подобный способ общения пока является малоиспользуемым, поскольку немногие родители посещают сайт. Объясняется это различными причинами: недостаточная цифровая грамотность родителей, равнодушное отношение, нежелание интересоваться успехами ребенка и школы, изменениями в ней. Решение подобных проблем в основном лежит на педагоге школы.

Еще одним важным средством взаимодействия школы и родителей является электронный журнал, где представлена информация об оценках, изученных темах на уроке и домашнем задании. Педагог имеет возможность комментировать выполнение домашнего задания, сообщать лично родителям о нарушениях дисциплины, о невыполнении домашнего задания или, наоборот, похвалить ученика.

Социальные сети также являются удобным средством связи педагога с родителями. Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом.

Рассмотрим пример - социальную сеть ВКонтакте. Ее популярность обусловлена рядом возможностей как для родителей, так и для педагогов: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и многое другое. Взаимодействие в ВКонтакте можно начать с создания открытой группы, в которую будут приглашены родители и специалисты образовательной организации. У создателя группы есть много способов привлечения родителей к общению: размещение фото и видео с мероприятий, проводимых в школе, публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей, размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого–педагогическую литературу и педагогические сайты. Участники группы могут делиться опытом воспитания, давать советы, принимать участие в групповых обсуждениях, выстраивать общение не только с педагогом, но и между собой. Когда все родители будут активно участвовать в общении в социальной сети, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: виртуальные родительские собрания, онлайн – консультации, онлайн – анкетирование.

Представленные формы взаимодействия педагога и родителей не заменяют реальное общение, а дополняют его, делают более удобным. Поэтому сетевое общение является актуальное формой работы с родителями. Несмотря на трудности использования информационных технологий, связанные с отсутствием интернета у некоторых родителей или неумением пользоваться компьютером, существует много положительных сторон:

быстрый доступ ко всей необходимой информации;

экономия времени как родителей, так и педагога;

возможность родителей задать деликатные вопросы, которые они возможно постеснялись бы задать лично;

взаимодействие родителей и педагога выходит за рамки общения в школе, что помогает установить более тесное сотрудничество между семьей и школой.

Просмотров работы: 5