ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Шлыков И.И. 1, Кузьменко И.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена отнесением проблемы мотивации к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики. Тем более что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.

Школьная мотивация являлась одним из аспектов исследования в психолого-педагогических работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.И. Селиванова, А.И. Высоцкого, К.Н. Волкова, Н.В. Афанасьевой, Д. Г. Левитеса, Хайнца Хекхаузена, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Талызиной.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит, главным образом, успех или неуспех в обучении. Несмотря на многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Исследование мотивационной сферы обучающихся проводилось на базе общеобразовательной школы. вот В исследованиисамост мымыстаралисьобраз определить,кон какимикон конкретномотив мотивами педпобуждаетсяучеб учебная деятельностьобраз обучающихся начальной школы, кон какие мотив мотивы являются ведущими и какова их сила. Для этого мы использовали метод анкетирования. Ведущий мотив определялся по доминирующим образ ответам учеб ученика. Затем высчитывали количество обучающихся, кон обладающих определенными мотивами учения.

Для дифференциации детей педпо учебуровню школьной мотив мотивации был применен опросник «Направленность на педприобретение знаний».

Для диагностикиучеб уровняигр интеллекта детейпед применялись Цветныепед прогрессивные мотив матрицы рост Равена (три самостсерии педпо 12 заданий вот в кон каждой).

Результаты исследования учащихся.

В исследовании участвовало 9 девочек игр и 11 мотив мальчиков вот 3«А» кон класса. учеб учитель этого кон класса –образ опытный пед педагогсамос.вот Результаты анкетированияпед представлены вот в теортаблице 1.

Таблица 1

Ведущие мотивы учеб учения учеб учеников вот 3«А» кон класса (обобщенные рострезультаты)

Ведущиемотив мотивы

Количествоучеб учеников

Процент

1

Получения хорошейобраз оценки

3

15%

2

Социальный

3

15%

3

Познавательный

2

10%

4

Перспективный

2

10%

5

Личностного ростроста

1

5%

6

Получения похвалы учителя

2

10%

7

Желание порадовать родителей

2

10%

8

Избегания наказания

1

5%

9

Несамостсформирован

4

20%

Дифференциация учеб учениковвот 3«А» кон класса педпо учебуровню школьной мотив мотивациипед показала, что в классе не выявлено учеников с высоким еб уровнем школьной мотивации.

Таблица 2

Уровень школьной мотив мотивации учеб учеников 3«А» кон класса (обобщенные рострезультаты)

Уровни школьноймотив мотивации

Количествоучеб учеников

Процент

Первыйучеб уровень -вот высокийучеб уровень школьной

мотивации

0

 

Второйучеб уровень - хорошая школьнаямотив мотивация

5

25%

Третийучеб уровень – положительное отношение к школе

10

50%

Четвертыйучеб уровень - низкая школьная

мотивация

5

25%

Пятыйучеб уровень - негативноеобраз отношениекон к школе

0

 

Это мотив может объясняться тем, что учебная мотив мотивация самостскладывается толькотолько втолько в педпроцессевот выполненияучеб учебной деятельности.учеб УУ Учебная деятельность для Уууудетей этоговот возраста, хотяигр и не является новой, новот все же не настолькообраз освоеннойигр и часто понимается как игровая деятельность. учеб У половины обучающихся (50%)пед преобладает педположительное образ отношение кон к школе,игр и образ они чувствуют себя вполне кон комфортно вот в рост роли учеб учеников.

Результатывот выполненияучеб учениками заданий Цветных прогрессивных матриц Равена и уровень общего интеллекта представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень игр интеллекта учеб учеников 3«А» кон класса

Уровень развития общих умственных способностей

Оценка рострезультата

Высокий

0

Средний

50

Низкий

50

Определено, что 50% обучающихся показали средний уровень развития общих умственных способностей. 50% детей показали низкий уровень развития интеллекта.

Знаниевот ведущихмотив мотивовучеб ученияучеб учащихся 3 «А» кон класса педпозволят вот выявить динамикуигр ихигр изменений напед протяжении образ обучения вот в начальной школе.

Выводы по результатам исследования:

данные игр исследований дают вот возможность самостс учеб уверенностью учеб утверждать, чтовот высокая педположительнаямотив мотивация педпроявляет большеевот воздействие на школьнуюучеб успеваемость, чемсамост степеньигр интеллектаигр и кон каким бы школьник не был самостспособным, без желания и толчка к учению успехов он не достигнет;

вмотивыучеб учения формируютсявот в педпроцессеучеб учебной деятельности. Формированиемотив мотивовпроисходитпед постепенно,игр и учеб у некоторыхучеб учеников начальной школывот ведущиймотив мотивучеб учения несамостсформирован.кон Количествоучеб учеников самостс несформированными мотив мотивамиучеб ученияучеб уменьшается образ кон к 3-ому кон классу;

исследованиеобраз обнаружило, чтообракон к 3-омукон классуучеб усиливаютсявот внутренние мотив мотивы: педперспективныйигр и педпознавательный,вот в то время как снижаются внешние мотивы: желание порадовать родителей, получение похвалы педагога;

меняетсяобраз отношениемотив мотивакон к самостсодержаниюучеб учебной деятельности. Так, к теортретьемукон классуучеб у кон каждого педпятогоучеб ученика педпозитивноеобраз отношениекон к школемотив меняется на негативное.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования (произвольность, внутренний план действия и рефлексия), характеризующие наиболее значимые достижения в развитии и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Просмотров работы: 156