ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тирулмусаева А.Т. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть, важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО«В новое тысячелетие»).

Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют :

Личностный

Регулятивный

Познавательный

Коммуникативный

Так понятие “универсальные учебные действия” представляет собой саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в узком смысле (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД через организацию работы с документами при изучении раздела «Право»

Для активных занятий по праву необходимо взаимодействие не только между учителями и учащимися, но и между самими учащимися. Важно и то, как учащиеся умеют работать и как используют различные правовые документы – Конституцию РФ, Декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка и тексты законов. Работа с нормативными документами – существенный компонент учебного процесса в изучении права. Учитель стремится, чтобы ученики умели читать, понимать, анализировать и использовать разнообразные правовые документы на уроках и в повседневной жизни.

В процессе организации работы с документами реализуется принцип исследования в обучении, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Документ делает обучение живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации материала, созданию ярких образов и картин жизнедеятельности общества. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению знаний и формированию сознания, вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать из них информацию, рассуждать, оценивать значение документов. Это развивает гражданское правосознание учащихся, способствует формированию правовой культуры и, следовательно, помогает социализации учащихся.

Важнейшими принципами работы с документами в условиях образовательного учреждения являются доступность и возрастной подход. Под доступностью в данном случае имеется в виду целесообразная адаптация основных идей, положений правовых документов к специфике восприятия учащимися общественно-политических фактов и явлений на различных возрастных этапах. Под возрастным подходом подразумевается учет актуальности, значимости тех или иных сведений для растущей личности. По материалам перечисленных уже документов можно учить детей самой жизни, а канвой, поводом для разговора о нормах человеческого бытия служат конкретные положения документов. Основными требованиями к учителю при работе с документами на уроках права являются простота изложения, интересный, эмоционально насыщенный материал, актуальность содержания, максимальная приближенность к жизни, создающая условия для использования учащимися своего опыта и его обогащения, научность, учет логики познания, связь изучаемых проблем и явлений с жизнью школьного коллектива.

Правовые документы или их части анализируются сходным образом. Если затронуты Декларации, Конституция, кодекс или закон, учащийся должен проанализировать и зафиксировать информацию об истории возникновения документа или одной из его частей (разделов), их значение, сферу использования и результат применения документа или какойлибо его части.

При изучении современного применения документа можно привлекать другие материалы: политические выступления, газетные статьи. Так же можно поступить при изучении истории возникновения и применения документа при условии, что эти материалы ученикам доступны. Можно организовать работу учащихся в более крупном проекте. Для изучения дается ряд разделов документа по определенному вопросу или разным вопросам. При этом одному ученику или группе учащихся поручается изучение определенного раздела. Затем производится объединение результатов работы различных групп.

Особого подхода в соответствии с принципами доступности и возрастом школьников требуют, на мой взгляд, статьи Конституции, Конвенции о правах ребенка, затрагивающие политические и личные права человека, ребенка: свобода мысли, совести и религии, слова, свобода искать, получать и передавать информацию, свобода и право на ассоциации и мирные собрания. Работая с этими статьями, необходимо вырабатывать у детей чувство меры, ощущение дистанции, границы, позиции.

Так К.Д.Ушинский писал в своих работах что: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

Рассмотренные в работе методы и приемы, думаю, способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Основная цель образования - формирование самостоятельности обучающегося в широком смысле слова - характера, мышления, побуждения, самостоятельности человека в целом. Овладение учащимися УУД - главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к развитию творческих способностей, к самостоятельному получению знаний, творческому мышлению, поисковой творческой работе и исследовательской деятельности. Важную роль в становлении гражданского самосознания личности играют правовые знания. Умение анализировать правовые документы и умение применять полученные исследовательским путем из них знания на практике – цель раздела «Право» предмета «Обществознание». И я полностью согласна с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который считает, что «Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».

Список использованной литературы:

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 159 с.

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. - 42 с.

http: //testolog.narod/ru/Competence.html – «Что такое ключевые компетентности». – Интернет-статья, автор Хуторской А.В.

Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry=./53497/127925/127927

Горев П. М., Утёмов В. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие.–Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с

Просмотров работы: 10