ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ПРАВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ПРАВА

Османова Х.А. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание уроков права включает большое содержание теоретического материала, поэтому зачастую учащимися воспринимается как скучный, абстрактный материал. Для того чтобы объяснение учителя стало доступным, целесообразно облечь его в особую форму – игру. На своих уроках я часто применяю игру, включаю игровые моменты.

Функции игровой деятельности:
коммуникативная- игра помогает освоить навыки общения;
самореализации- игра создает условия для творчества, активности;
развлекательная- игра развлекает, доставляет удовольствие, пробуждает интерес; диагностическая- игра создает условия для самопознания, способствует корректировке и установке на определенное поведение; игротерапевтическая - игра помогает преодолевать затруднения в учебной деятельности.

Для результативной учебной игры важно создать своеобразную установку на игру и побудить учащихся принять в ней участие, то есть школьник должен войти в игровое состояние, которое складывается из совокупности таких факторов, как азарт, увлекательность игры; интерес к ее содержанию; подчинение правилам игры; целенаправленность игровых действий; подведение итогов, результатов. В противном случае игра просто не состоится. Учебная игра преследует учебные цели. В ходе игры учебная цель может предстать в виде игровой задачи – например, разгадать кроссворд.

Как известно, правовые курсы отличаются большим количеством понятий и терминов. Для того чтобы обеспечить их запоминание, учитель прибегает к дидактическому кроссворду.

Использование дидактического кроссворда позволяет формировать теоретические знания учащихся, а именно: углублять и расширять их, проверять уровень усвоения новых понятий и терминов, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения правильно его применять. Опыт показывает, что, чем больше кроссвордов решается на уроках права, тем богаче понятийно-терминологический запас знаний учащихся, а, следовательно, выше уровень усвоения материала. Дидактический кроссворд развивает навыки работы с различными источниками информации: учебными пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Успешность использования дидактических кроссвордов зависит от соблюдения определенных правил. Например, не следует усложнять «сетку» кроссворда. Учебный кроссворд должен быть простым по форме и использованию. Словник может включать в себя ключевые понятия одной темы, главы, раздела, иногда параграфа. На уроках права используются разные виды дидактических кроссвордов. Это могут быть кроссворд на «доработку» или так называемый кроссворд с подсказкой; «пустые» кроссворды.

Методика работы с дидактическим кроссвордом выглядит следующим образом. Учащимся дается задание: «решите кроссворд по теме…». Задание к кроссворду на «доработку» предлагается, как правило, учащимся с невысокими интеллектуальными возможностями: «Заполните буквами свободные клетки». Желательно, чтобы задания были одинаковой сложности. Второе по сложности задание – решить «пустой» кроссворд (без подсказки).

Следующее по сложности задание – задание на самостоятельное составление кроссвордов. Оно может быть рекомендовано в качестве домашнего задания. Одно из главных требований к составлению кроссворда – наличие конспекта, так как словник формируется именно на его основе.

Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности.

При оценке кроссворда учитывается точность правовых формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов. Значение использования дидактических кроссвордов в правовом обучении обусловлено прежде всего тем, что в процессе работы воплощается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Дидактический кроссворд – это прием проблемного обучения, направленный на длительное эмоционально осознанное запоминание.
Вариантом усиления игрового характера данного приема может служить составление так называемых «фамильных» кроссвордов, где основным словом, расположенным по вертикали, служит не основное понятие пройденной темы, а фамилия учащегося. ( Варианты используемых кроссвордов на уроках права прилагаются).

Одна из важнейших задач школьного правового обучения состоит в том, чтобы сформировать навык опознания правовой ситуации, отрасли права, источника права, правонарушения и т.п. Для решения этой задачи учитель может воспользоваться игровыми формами с условным названием «правовой диктант». Правовой диктант может быть направлен на классификацию понятия или явления по определенным признакам, например, по умению отличать юридическую ситуацию от моральной.

После того как задание будет выполнено, можно попросить учеников поменяться тетрадями и провести взаимопроверку.

Создание учебных ролевых ситуаций обеспечивает взаимосвязь понятийного уровня сознания с поведенческим. В учебной ситуации присутствуют признаки проблемной ситуации, что побуждает учащегося конструировать ту или иную модель собственного поведения, программировать его последствия

Основные признаки ролевой игры: воображаемая, искусственно моделируемая ситуация; наличие у школьников определенных ролей как участников игры; учащиеся становятся «участниками» событий, перевоплощаются в других людей, пытаясь представить их мысли, чувства, побуждения.
Игра будит фантазию, воображение школьников. Увлеченность процессом игры приводит к непосредственному, открытому выражению ее участниками своих мнений, суждений, оценок, переживаний по поводу предлагаемых ситуаций. И если учитель, помимо традиционных целей и задач урока, сформулирует диагностическую цель, например, получить более ясное представление об уровне и характере правосознания своих учеников для максимальной реализации воспитательного потенциала правового образования, то такая ролевая игра может быть определена как диагностическая.

Модель ролевой игры может конструироваться по-разному. На уроках права целесообразно применять игру, построенную в соответствии с логикой мыслительного процесса: постановка проблемы или вопроса – предположение о путях решения – поиск ответа – проверка правильности предположения – применение полученных знаний. Примером может служить ролевая игра-имитация «Допрос потерпевшего», игра «Устное заявление о преступлении», «Прием в юридической консультации», «Заключение брачного договора», «Прием на работу» и другие.

Деловая игра и моделирование. Во время проведения деловой игры участники погружаются в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни, либо же вымышленную. Участникам предлагается решить проблему, следуя предложенным правилам и условиям. В деловой игре в отличии от моделирования более разработаны процедура, правила и условия игры, моделирование же максимально приближает участников к какой-то жизненной ситуации. Примером деловой игры может служить «Общественные слушания по ситуации в Малиновке» (тема: «Как мы можем сделать наш микрорайон безопасным» -11 класс), а моделирования - упражнение «Необитаемый остров» (тема: «Конституция» - 10 класс). В каждой игре свой порядок проведения. В отличие от имитации, деловая игра, как правило, не предполагает использование каких-то устоявшихся процедур. Деловые игры являются одной из самых сложных образовательных технологий, поэтому требуют определенной предварительной подготовки учащихся к совместной работе в малых группах. Деловые игры способствуют приобретению тех же навыков (умений), что и ролевые игры, а, кроме того, позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри. В процессе проведения деловых игр учащиеся знакомятся с общечеловеческими ценностями, обучаются моделям поведения, присущего правовому государству. В процессе деятельности имитируется внешняя форма решаемой проблемы: роли, профессиональная лексика, обязательные атрибуты. В результате проведения деловых игр школьники быстрее будут понимать, как функционирует гражданское общество.

Образовательные игры. В отличие от ролевых и деловых игр, образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить интеллектуальная игра «Фомы государства» (по типу брейн-ринга), игра «Государство», «Участники уголовного процесса» (интеллектуальные игры в команде). Игры с понятиями, словами также можно отнести к образовательным играм. Как правило, образовательные игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления.

Список литературы:

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 159 с.

Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry=./53497/127925/127927

Горев П. М., Утёмов В. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие.–Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с

Просмотров работы: 370