УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Магаррамов Д.З. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Специфической особенностью обучения праву в общеобразовательных учреждениях является его достаточно сложное юридическое содержание. Поэтому следует учитывать как научность и достоверность, оптимальность объема правовой информации, так и ее доступность определенному адресату, а именно - школьнику. Многоаспектность школьного правового образования требует особого внимания при подборе методов, средств и форм обучения. Наиболее оптимальным видом представления юридической информации нам видится применение средств условно – графической наглядности.

Условно-графическая наглядность представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

таблицы

схемы

блок-схемы

диаграммы

графики

карты

картосхемы

кроссворды

Как известно, правовые курсы отличаются большим количеством понятий и терминов. Для того чтобы обеспечить их запоминание, учитель прибегает к дидактическому кроссворду. Кроссворд (англ. Crossword —пересечение слов) — «крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты»; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Использование дидактического кроссворда позволяет формировать теоретические знания учащихся, а именно: углублять и расширять их, проверять уровень усвоения новых понятий и терминов, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения правильно его применять. Опыт показывает, что, чем больше кроссвордов решается на уроках права, тем богаче понятийно-терминологический запас знаний учащихся, а, следовательно, выше уровень усвоения материала. Дидактический кроссворд развивает навыки работы с различными источниками информации: учебными пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Успешность использования дидактических кроссвордов зависит от соблюдения определенных правил. Например, не следует усложнять «сетку» кроссворда. Учебный кроссворд должен быть простым по форме и использованию. Словник может включать в себя ключевые понятия одной темы, главы, раздела, иногда параграфа. На уроках права используются разные виды дидактических кроссвордов. Это могут быть кроссворд на «доработку» или так называемый кроссворд с подсказкой; «пустые» кроссворды.

Методика работы с дидактическим кроссвордом выглядит следующим образом. Учащимся дается задание: «решите кроссворд по теме…». Задание к кроссворду на «доработку» предлагается, как правило, учащимся с невысокими интеллектуальными возможностями: «Заполните буквами свободные клетки». Желательно, чтобы задания были одинаковой сложности. Второе по сложности задание – решить «пустой» кроссворд (без подсказки).

Следующее по сложности задание – задание на самостоятельное составление кроссвордов. Оно может быть рекомендовано в качестве домашнего задания. Одно из главных требований к составлению кроссворда – наличие конспекта, так как словник формируется именно на его основе.

Учащемуся предлагается памятка «Как составить кроссворд»:

Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.

Для этого найдите в своем конспекте юридические понятия и подчеркните их.

Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.

Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

Пронумеруйте слова.

В соответствии с номерами выпишите определения юридических понятий. Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове). Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий). Оформите кроссворд. Подпишите его.

Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности.

При оценке кроссворда учитывается точность правовых формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения. Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов. Значение использования дидактических кроссвордов в правовом обучении обусловлено, прежде всего, тем, что в процессе работы воплощается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Дидактический кроссворд – это прием проблемного обучения, направленный на длительное эмоционально осознанное запоминание.

Вариантом усиления игрового характера данного приема может служить составление так называемых «фамильных» кроссвордов, где основным словом, расположенным по вертикали, служит не основное понятие пройденной темы, а фамилия учащегося. ( Варианты используемых кроссвордов на уроках права прилагаются).

В результате правового образования у школьников формируются следующие специальные умения:

Умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий

Умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций

Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права.

Прежде чем  рассматривать методику работы с  условно-графической наглядностью мы хотим дать характеристику психологических особенностей младших школьников. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем их использовать, необходимо развить их и поднять на более высокий уровень готовности к обучению. С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

В младшем  школьном возрасте закрепляются и развиваются  основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, необходимость которых связана с поступлением в школу. В младшем школьном возрасте ребенок обогащается опытом других людей именно благодаря устной речи. Задача учителя состоит в доразвитии устной речи ребёнка и научении его письменной речи, без которой ребёнок не сможет постигнуть опыта его предков, понять, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Освоение  речевых умений связано с пониманием значения слова, то есть перед ребёнком ставится задача раскрытия смысла, значения этого слова. Но выполнение этой задачи невозможно, если ребёнок не умеет мыслить, а ведь мышление является высшим познавательным процессом.
Мышление  представляет собой движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Дети  младшего школьного возраста обладают довольно живым умом, позволяющим им мыслить, но в тоже время они не обладают умением пользоваться такими операциями мышления, как анализ, синтез и обобщение, которым учитель должен научит ребёнка. Он же в основном мыслить о том, что чувствует, видит, хотя мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.

Восприятие  также как и другие познавательные процессы является немаловажным для человека. Способность воспринимать мир в виде образов складывается и совершенствуется в течение жизни. В результате восприятия складывается образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению или процессу.

Способность воспринимать объекты реального мира развивается у ребёнка с самого рождения. Начиная с простых, односложных образов ребёнок начинает воспринимать мир. Постепенно образы начинают усложняться, и к моменту поступления в школу способность к восприятию полностью сформирована, но не может существовать без других познавательных процессов.

Составляя целостный образ воспринимаемого  объекта, человек очень часто  использует воображение, которое помогает заполнить какие- либо пробелы в образе.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, даёт возможность размышлять о будущем при помощи образов. Воображение является основой наглядно-образного мышления, характерного для детей.

 «Без  памяти,- писал С.Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний и их применения, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

У младших школьников память является тем орудием, благодаря которому они запоминают всю информацию, которую они воспринимают, не обращая внимания на то, нужна она им или нет. Тогда как учитель должен помочь своим ученикам запоминать именно ту информацию, которая действительно им пригодится.

Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Так же память является очень важным инструментом для получения знаний, но эти знания будут сбивчивыми и разрозненными, если материалу не уделялось должное внимание, столь важное в усвоении знаний. 
Внимание - это один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.

Внимание  занимает особое положение в системе  психологических феноменов. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них не представляется возможным.

Нередко условно - графическая наглядность применяется на уроках нерационально и не дозируемо, поэтому всегда необходимо учитывать психологические особенности учащихся и методические приемы использования условно - графической наглядности. 
Современные  виды условно - графической наглядности позволяют учитывать все психологические особенности школьников без потери информационной нагрузки наглядного материала. 

Список использованной литературы:

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.:Издательский ценр «Академия», 2016.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2012.

Голосова С. В., Федоренко Л. П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S3. - С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76035.htm. 

Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. -

Просмотров работы: 89