Перед учителем обществознания возникает, прежде всего вопрос о том, какие документы использовать на уроке. За последние несколько лет были изданы многочисленные сборники документов по общественным наукам, предназначенные для высшей школы или для тех, кто проявляет особый интерес к ним, и представляющие собой обширную базу, из которой можно выбрать подходящее для образовательных учреждений. Также, учитель может найти нужные ему тексты в книгах, журналах, газетах, что делает источниковую базу практически безграничной.
Очевидно, что отбираемые тесты должны соответствовать изучаемой теме, ее основному содержанию. Они должны заключать в себе возможность их использования для достижения целей темы, урока. Еще одно требование- доступность, которая зависит не только от качества документа, но и от подготовленности учащихся. Педагогический опыт дает множество способов привлечения документов на уроке. Простейший путь- использование документа в процессе изложения учебного материала учителем. Это может быть пересказ документа и его цитирование. Все другие варианты работы предполагают прямое обращение учащихся к документу, т.е. требуют наличия текста на каждом ученическом столе.
Первые шаги в такой работе, как показывает практика, нуждаются в совместной работе учителя и учащихся. Это, прежде всего, комментированное чтение. Учитель поясняет незнакомые слова, сложные словосочетания, раскрывает смысл отдельных частей и всего текста в целом, характеризует значение идей, содержащихся в документе. Возможны риторические вопросы по тексту и ответы на них самого учителя. Однако с учетом подготовленности учащихся часть вопросов адресуется классу, учитель же помогает найти и сформулировать правильный ответ. Аким образом в комментирование текста вовлекаются школьники. Постепенно от комментированного чтения осуществляется переход к коллективному разбору документа, в ходе которого классу предлагается один вопрос за другим, выслушиваются и корректируются ответы учащихся. Вся работа происходит под руководством учителя.
Например, при работе с документом «Всеобщая декларация прав человека», учитель кратко поясняет: Слово «преамбула» означает вводную часть, содержащую указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, содержащую указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию данного акта, на его цели и мотивы. Иными словами, преамбула объясняет, почему и зачем был принят данный документ. Следующая часть Всеобщей декларации прав человека состоит из 30 статей, и в них сформулированы основные права, которые должен иметь каждый человек в любой стране мира.
При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по обществознанию целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:
— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указы Президента, постановление правительства, локальные правовые акты);
— правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.);
— индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и проч.);
— заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).
Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д. Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение.
Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.
При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.
На уроках обществознания необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста.
Таким образом, учеников необходимо знакомить с особенностями юридической техники (хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме знаний школьников не представлена), ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться.
Список литературы
Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. - М. PC. 2011. 302 с.
Права человека. Книга для учителя. Ч. 1; Ч. 2. - М., Молодежный Центр прав человека и правой культуры. 2010.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. - 42 с.
Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. – с.490