Сейчас в обществе предъявляют новые, более высокие требования к подготовке подрастающего поколения ко взрослой жизни. Ситуация обновления обучения требует приоритета деятельного подхода, при котором учащийся обучается способам получения знаний, профессиональным навыкам и умениям, погружается в реальную действительность по овладению соответствующими технологиями, позволяющими каждому обучаемому проявить свою индивидуальность.
«Метод проектов» в педагогической литературе связывают с «методом проблем», который возник в США в 20-е годы XX века и разрабатывался Дж. Дьюном. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Для этого предлагалась проблема, взятая из жизни, значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать полученные знания и приобрести новые. Учитель подсказывает источники информации.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть реальны – если это теоретическая проблема, должно быть ее конкретное решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению [1, c.56].
С целью повышения уровня правовой обученности учащихся формирование у них правового сознания правовой культуры и правомерного поведения учителя – правоведы в школах города Махачкалы стали применять в своей практической работе проектный метод обучения.
Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Учащимся чаще всего предлагают выполнить социальные проекты. Социальный проект является формой постановки задачи, научного обоснования ее решения и выработки предложений по реализации намеченного. В данном случае нет традиционного отрыва теории от практической деятельности. Детский социальный проект является одной из форм, объединяющей обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения с последующим переходом от глобального уровня постановки задачи (общегосударственного или мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города). Важной частью проекта является умение не только выделять острые социальные проблемы, но и предлагать реальные пути их решения.
Например: в МОУ СОШ № 42 г.Махачкалы учителя- правоведы применяют в своей повседневной воспитательной и учебной работе с учащимися проектные методы обучения. Учащимся предлагаются темы для выполнения проектов. «Права ребенка в школе», «Правовой статус ребенка», «Имею право». и тд.
Список используемой литературы:
Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи