ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Магомедова А.А. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества, характеризующем­ся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрас­тающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности — созидателя нового обще­ства, способного к самостоятельным действиям, саморазвитию, самопроектированию, к реализации себя в профессии, обще­стве, является актуальной задачей педагогической науки. В связи с этим особое значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании школьников.

Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что современная образовательная система, тре­бующая инновационных научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятель­ность.

Модернизация содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации инновационного подхода. Про­ектная деятельность человека, необходимого обществу будущего и уже сегодняшнего дня, формируется в процессе выполнения учебных творческих проектов.

Становление и развитие теории и практики проектной деятель­ности и проектного обучения школьников связано с научными поисками отечественных и зарубежных исследователей [1].

В конце ХХ начале XX в. в США, странах Западной Европы, в России активно развивалось индустриальное производство, рыноч­ная экономика. Производство требовало инициативных творческих работников, обладающих способностями создавать новое, про­грессивное. Этот период характеризуется массовыми открытиями в науке, технике и социальной сфере, реализовывать которые на практике могли работники с развитым аналитическим творческим мышлением, технологически грамотные. И именно в этот период сначала в США, а затем в Западной Европе и России оформляется новый метод обучения — метод творческих проектов.

В связи с этим образовательный процесс должен строить­ся вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Внеш­ний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат, являющийся опытом деятельности станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и уме­ния, компетенции и ценности.

Рассмотрим основные составляющие понятия "проектное обучение школьников" . Проект (от лат. projection - бросание вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. проект - проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию".

Процесс создания проекта называется проектированием. в широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. проектирование предполагает проектную деятельность.

Проектная деятельность школьников (ПДШ) - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения - содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [2, с.84].

Начиная с середины ХХ в. в отечественной психолого-педагогической науке ведутся активные поиски путей активизации обучения и организации его развивающих функций.

Идеи проектного обучения в настоящее время приобретают все большую популярность. Обосновывая концепцию современной культурно-исторической школы, В.В. Рубцов определяет проектирование как исторический тип продуктивного сознания и рассматривает "школу проектов и программ" как исторически складывающийся тип современной школы, пон6имая под проектированием "создание образцов и новых деятельностей". Проектная школа в данной концепции выступает как высший уровень развития системы образования, вырастающий из школы-мифотворчества, школы-мастерской и школы - лаборатории.

В широком смысле в отечественном научном знании обучение понимается как формирование личности современного школь­ника путем усвоения социального опыта проставляет один из важных источников психического развития. Методологическую направленность проектного обучения составляет система его принципов, включающих такие теоретические психолого-педагогические обобщения требований к содержанию и организации обучения, как принцип социальной обусловленности и научности обучения, его практической направленности, принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности, сознатель­ности, активности и мотивированности обучения, принцип ком­плексности и единства обучения и воспитания. Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии.

Принципы проектного обучения школьников

Таблица 1

Современная парадигма образования обладает возможностью обучения основам проектирования уже на начальных этапах обучения. В этих условиях возможен широкий перенос проект­ных умений в различные сферы не только образовательной, но и социальной, личностно ориентированной деятельности. Таким образом, встает вопрос о проектном образовании как составной части образовательного процесса в целом.

На основании вышеизложенного под обучением проектной деятельности следует понимать специально организованный про­цесс овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектной культурой и формирования у них готовности к проектному взаи­модействию с миром.

Проектная технология обучения соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подго­товку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным на­правлениям научно-технологического, социально-экономического развития, что в целом является элементом культуры, среды. В про­ектном обучении ученик является субъектом образовательного процесса: он сам отбирает необходимую информацию, опреде­ляет ее значимость и необходимость, исходя из замысла проекта. Специфика данной технологии обучения состоит в том, что готовые систематизированные знания по проекту фактически отсутствуют. Их систематизация, установление истинности и непротиворечивости — дело и забота самого ученика. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое пред­ставление о мире.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуслов­ливает развитие личности школьника[1, с.95].

Обучение школьников проектной деятельности можно охарак­теризовать как процесс активного целенаправленного взаимодей­ствия субъектов образовательного процесса, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт про­ектной деятельности, личностные качества, необходимые компе­тенции.

Важным методическим вопросом является контроль и оценива­ние деятельности школьников, так как при выполнении учебного проекта учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности от интеллектуальной до практической.

Критерии оценивания защиты выполненного проекта состоят в оценке следующих компонентов:

- качества доклада: композиции, полноты представления рабо­ты, подходов, результатов; аргументированности, объеме тезауру­са; объеме и глубине знаний по теме (или предмету), эрудиции, межпредметных связях; коммуникативной ориентации: культуре речи, манере, использованию наглядных средств, чувстве време­ни, удержании внимания аудитории;

- ответов на вопросы: полнота, аргументированность, друже­любие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта;

- деловых и волевых качеств докладчика: ответственное отно­шение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелатель­ность, контактность.

Таким образом метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности следует рассматривать как комплексное методическое образова­ние, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приемами и методами, обо­гащающими процесс обучения, способствующим познавательной деятельности учащихся.

Список литературы:

Н.В. Матяш. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.-144с.

Т.С. Панина, Л.Н.Вавилова. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2014. -176с.

Пахамова Н. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 2015. №1.

Просмотров работы: 113