На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск инновационных средств и методов формирования творческой личности — созидателя нового общества, способного к самостоятельным действиям, саморазвитию, самопроектированию, к реализации себя в профессии, обществе, является актуальной задачей педагогической науки. В связи с этим особое значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании школьников.
Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что современная образовательная система, требующая инновационных научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность.
Модернизация содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации инновационного подхода. Проектная деятельность человека, необходимого обществу будущего и уже сегодняшнего дня, формируется в процессе выполнения учебных творческих проектов.
Становление и развитие теории и практики проектной деятельности и проектного обучения школьников связано с научными поисками отечественных и зарубежных исследователей [1].
В конце ХХ — начале XX в. в США, странах Западной Европы, в России активно развивалось индустриальное производство, рыночная экономика. Производство требовало инициативных творческих работников, обладающих способностями создавать новое, прогрессивное. Этот период характеризуется массовыми открытиями в науке, технике и социальной сфере, реализовывать которые на практике могли работники с развитым аналитическим творческим мышлением, технологически грамотные. И именно в этот период сначала в США, а затем в Западной Европе и России оформляется новый метод обучения — метод творческих проектов.
В связи с этим образовательный процесс должен строиться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат, являющийся опытом деятельности станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Рассмотрим основные составляющие понятия "проектное обучение школьников" . Проект (от лат. projection - бросание вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. проект - проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию".
Процесс создания проекта называется проектированием. в широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. проектирование предполагает проектную деятельность.
Проектная деятельность школьников (ПДШ) - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.
Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения - содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [2, с.84].
Начиная с середины ХХ в. в отечественной психолого-педагогической науке ведутся активные поиски путей активизации обучения и организации его развивающих функций.
Идеи проектного обучения в настоящее время приобретают все большую популярность. Обосновывая концепцию современной культурно-исторической школы, В.В. Рубцов определяет проектирование как исторический тип продуктивного сознания и рассматривает "школу проектов и программ" как исторически складывающийся тип современной школы, пон6имая под проектированием "создание образцов и новых деятельностей". Проектная школа в данной концепции выступает как высший уровень развития системы образования, вырастающий из школы-мифотворчества, школы-мастерской и школы - лаборатории.
В широком смысле в отечественном научном знании обучение понимается как формирование личности современного школьника путем усвоения социального опыта проставляет один из важных источников психического развития. Методологическую направленность проектного обучения составляет система его принципов, включающих такие теоретические психолого-педагогические обобщения требований к содержанию и организации обучения, как принцип социальной обусловленности и научности обучения, его практической направленности, принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности, сознательности, активности и мотивированности обучения, принцип комплексности и единства обучения и воспитания. Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии.
Принципы проектного обучения школьников
Таблица 1
Современная парадигма образования обладает возможностью обучения основам проектирования уже на начальных этапах обучения. В этих условиях возможен широкий перенос проектных умений в различные сферы не только образовательной, но и социальной, личностно ориентированной деятельности. Таким образом, встает вопрос о проектном образовании как составной части образовательного процесса в целом.
На основании вышеизложенного под обучением проектной деятельности следует понимать специально организованный процесс овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектной культурой и формирования у них готовности к проектному взаимодействию с миром.
Проектная технология обучения соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям научно-технологического, социально-экономического развития, что в целом является элементом культуры, среды. В проектном обучении ученик является субъектом образовательного процесса: он сам отбирает необходимую информацию, определяет ее значимость и необходимость, исходя из замысла проекта. Специфика данной технологии обучения состоит в том, что готовые систематизированные знания по проекту фактически отсутствуют. Их систематизация, установление истинности и непротиворечивости — дело и забота самого ученика. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника[1, с.95].
Обучение школьников проектной деятельности можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт проектной деятельности, личностные качества, необходимые компетенции.
Важным методическим вопросом является контроль и оценивание деятельности школьников, так как при выполнении учебного проекта учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности от интеллектуальной до практической.
Критерии оценивания защиты выполненного проекта состоят в оценке следующих компонентов:
- качества доклада: композиции, полноты представления работы, подходов, результатов; аргументированности, объеме тезауруса; объеме и глубине знаний по теме (или предмету), эрудиции, межпредметных связях; коммуникативной ориентации: культуре речи, манере, использованию наглядных средств, чувстве времени, удержании внимания аудитории;
- ответов на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта;
- деловых и волевых качеств докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Таким образом метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности следует рассматривать как комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приемами и методами, обогащающими процесс обучения, способствующим познавательной деятельности учащихся.
Список литературы:
Н.В. Матяш. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.-144с.
Т.С. Панина, Л.Н.Вавилова. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2014. -176с.
Пахамова Н. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 2015. №1.