ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ

Салманов К.М. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его, реализовать личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является важным условием метапредметных достижений высокого качества образования. По сути, этот подход и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной про-блема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, уме-ний и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Метапредметы – представляют собой предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традицион-ных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным орга-низованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собствен-ный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел [2, с. 156].

Из этого можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Основное содержание формирования метапредметных результатов в на-чальной школе строится вокруг умения учиться.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учеб-ные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраст.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися, как в рамках обра-зовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

• коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

• информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

• социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

• продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

• нравственная компетентность – готовность, способность и потреб-ность жить по общечеловеческим нравственным законам [5, с. 38].

Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы об особенностях формирования метапредметных знаний в системе современного общего среднего образования:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2.Развитие системы формирования метапредметных знаний осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и форми-рования компетенций.

Метапредметная деятельность представляет собой универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные. В основе формирования метапредметных знаний лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

Список литературы:

1. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2014. - № 1. - URL: далее http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

2. Галян С. В. Метапредметный урок: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, метапредметное направления «Педагогическое есть образование». - Сургут: РИО разных СурГПУ, 2013. - 83 с.

3. Бакиева О. А., Мокроусов С. И. Формирование метапредметных знаний студентов педагогического вуза в процессе изучения предметов профессиональной подготовки // Педагогика искусства. - 2015. - № 4. - С. 56-61. 

4. Возмитель И. Г. Некоторые аспекты новой образовательной парадигмы // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI междунар. науч.-метод. конф. - Екатеринбург, 2014. - URL: http://hdl.handle.net/10995/24764. 

5. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7784. 

Просмотров работы: 3