Сложившаяся ситуация развития российского общества и проводимая реформа образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правового воспитания и воспитания студентов.
Формирование правовой компетентности студентов представляется невозможным без учета проблем и противоречий, возникающих в современной жизни. Рост преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, бродяжничества среди несовершеннолетних стал негативным явлением, сопровождающим экономические и политические преобразования в Российской Федерации.
Потребность в высоком уровне правовой подготовленности молодого поколения занимает особое место на всем протяжении большого исторического разрыва в развитии и становлении российского государства как правового. Государству все чаще требуются компетентные, инициативные, инициативные, компетентные, способные эффективно и законно действовать на благо общества граждан.
Деятельность образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, правоохранительных органов по повышению уровня юридического образования и воспитания, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних востребована не только изменениями в обществе, но и непосредственно всеми участниками жизненного процесса общества. , В связи с этим юридическое образование и воспитание являются предметом пристального внимания исследователей и практиков.
Долгое время юридическое образование и воспитание рассматривались в сочетании с гражданским образованием, иногда переходя в синонимы. Это был закон. Это не считалось частью общего образовательного процесса. В 1970-х и 1980-х годах внимание к правовому образованию и воспитанию стало заметно активнее.
Призыв ученых и практиков был связан с принятием Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1989 году Конвенции о правах ребенка и ее ратификацией Россией в 1990 году. Появился ряд исследований, направленных на повышение уровня учащихся. «Правовая готовность, защита своих прав в соответствии со статьями Конвенции о правах ребенка» (формирование правовых ориентаций в учебном процессе - Н.Г. Суворова, взаимодействие нравственно-правового воспитания в формировании личности старшего подростка - Г.А. Кузнецова , реализация прав ребенка в школе - В.А. Шеланков, функции школы по защите и обеспечению прав детей - Л.Г. Осипова и др.). Анализ теории и практики показывает, что отсутствие научно обоснованной системы формирования правовой компетентности школьников с участием учебных заведений, учреждений дополнительного образования, инспекций по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов, семей привело к стихийности и отсутствию организация в своей деятельности, чтобы обеспечить необходимые условия для этого процесса. [5, с.57]
Продолжающиеся кардинальные изменения в социально-экономических, политических, культурных и других сферах нашего общества, переоценка ценностей, разрушение старых стереотипов в сознании граждан и обновление законодательства в соответствии с преобладающими в стране условиями диктуют необходимость радикальный пересмотр отношения к юридическому образованию и воспитанию.
Педагогическая наука сталкивается с проблемами поиска, обоснования и использования наиболее эффективных способов юридического образования и воспитания, которые помогают решать многие проблемы, которые сопровождают наше общество [6, с. 61].
Тенденция роста количества преступлений среди несовершеннолетних, признание приоритета прав детей требуют изменить мышление педагогов на отвечающее запросам общества и позволяющее создать все необходимые условия для успешной социализации личности школьника. [5, с.57]
Современные исследователи (Г. А. Геллер, Г. В. Кошкарев, Т. Н. Малковская, С. А. Морозова и др.) Подчеркивают, что социальная ситуация в стране диктует важность повышения уровня правового образования и воспитания, интересуют студенты, учителя, родители, правоохранительные органы Все сознательные граждане стремятся жить в условиях верховенства закона. Демократическое обновление общественной жизни, расширение участия граждан в политической, экономической, правовой жизни государства не может быть успешным без повышения правосознания всех слоев населения, без повышения роли закона в жизни современных подростков.
(40, 73,93,102).
Обращение к личности школьника как к индивиду, равноправному субъекту общественной жизни ставит на первый план задачу создания необходимых условий, поиск образовательными учреждениями путей, с помощью которых учащиеся смогли бы не только узнать свои гражданские, политические, экономические права, но и успешно реализовать и защищать их на практике. [5, с. 115].
Изучение проблемы показывает, что в процессе социальной активности у подростков возникает много проблем, решение которых требует определенных социально-правовых знаний и опыта. Обновляющаяся Россия должна сформировать поколение «нового» типа: знающего и умело использующего свои права и обязанности; предприимчивый, упреждающий, правильно решающий сложные вопросы, не нарушая особенности закона. Весь образовательный процесс, включая юридическое образование и образование, а также учителей, которые являются движущей силой этого процесса, полагаются на гуманизм [1, с. 24]. Гуманистического мировоззрения придерживаются не только педагоги, но и все те, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения. Все чаще в последнее время личность воспитуемого признается как общечеловеческая ценность, уважаемая обществом, которое, в свою очередь, обязуется создавать все условия для плодотворного развития, самореализации, самоутверждения, самоопределения человека. Государством оказывается помощь в развитии индивидуальных способностей личности, обеспечиваются социальная защита и охрана здоровья, соблюдение прав граждан (31,49, 81, 171).
Так как школа является социальным институтом общественно-государственной системы, она удовлетворяет образовательные и воспитательные запросы государства, общества и личности. Учеными (И. Ю. Елхов, А. В. Кирьякова, Г. М. Потанин и др.) выделен ряд реально существующих условий, которые дают возможность выполнения этих запросов школой. о-первых, объединение всех возможных средств и усилий общества, государственных учреждений, в том числе школ, в обеспечении социальной стабильности и успешной социализации современных школьников. Во-вторых, вновь развивающееся мышление в новом правовом государстве создает предпосылки для вовлечения студентов в конкретное участие в жизни общества. В-третьих, новая педагогическая интерпретация общечеловеческих ценностей способствует обращению к личности, с учетом ее индивидуальных особенностей, что способствует достижению общей цели педагогического процесса - воспитанию гармонично развитой личности (58, 67, 130).
Разговоры на правовые темы (преступность несовершеннолетних, роль семьи в предотвращении детской зависимости, разрешение правовых конфликтных ситуаций с другими и т. Д.), На мой взгляд, были достаточно динамичными и гибкими с точки зрения уровня развития правовой позиции. В этом случае разговор выступал в качестве диалогового метода, с помощью которого стабильность правовой позиции, отношения к закону, правонарушениям, правонарушителям проверялась с помощью тщательно продуманной системы вопросов [3, с. 26].
Список использованной литературы
1. Крицкая, Н.Ф. Работа с терминами на уроках права// Право в школе. – 2015. –№ 2. – С. 24-26
2. Певцова, Е.А. Теория и методика обучению праву. - М.: Владос, 2013.- 400с.
3. Силина, Л.В. Из опыта работы по использованию современных педагогических технологий, методов и приемов обучения на уроках права//Преподавание права в 2017/2018 учебном году. – М.:МИОО, 2017. – С. 24-31
4. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.
5. Шамова, Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2014. – 320 с.
6. Чарнецкий, С.Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И.В. Козленко. – М.: МИОО, 2017. – С. 60-62