ЖАНР СОЧИНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЖАНР СОЧИНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Венатовская В.М. 1, Попенов В.С. 1, Маланчук И.Г. 1
1Красноярский Государственный Педагогический университет им. В. П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сочинение как жанр, который предлагается к освоению школьниками, обладает огромным развивающим потенциалом: способствует формированию логического мышления, развитию языкового и речежанрового мышления, воображения, эмоционального строя личности, рефлексии, мотивации жизнедеятельности, поведения, учебной мотивации, готовности к письменной коммуникации, реализации себя как автора собственного текста.

Проблема, на наш взгляд, состоит в следующем: какую логику развития подростка (ученика 5-9 классов) предлагается удерживать педагогу при организации, управлении процессом написания сочинения. Такой логики в современных методических пособиях для педагогов-предметников не просматривается. При этом предложенные темы сочинений скорее представляют собой свободные темы (см. анализ ниже), за исключением традиционного для основной школы сочинения по картине. Однако остальные темы и их динамика в процессе обучения в подростковой школе, предлагаемые современными разработчиками методического инструментария учителя русского языка, выглядят случайными, мало отвечающими подростковым возрастам и гендерной принадлежности, уровню проблем, осмысляемых современными подростками, а также актуальным задачам их личностного, эмоционального, интеллектуального развития. А в сравнении с проблематикой, рассматриваемой на уроках литературы параллельно с уроками русского языка, темы сочинений по русскому языку выгладят примитивизирующими и непонятно как связанными с жанром сочинения по литературе. Возникает закономерный вопрос, зачем тогда предлагаются сочинения в рамках курса русского языка.

В дореволюционной России существовал значимый для психического, личностного развития педагогический (психолого-педагогический) опыт. В «Сборнике тем и планов для сочинений», выпущенном в Петербурге в 1906 году типографией М.М. Стасюлевича, гимназистам предлагались следующие темы: для гимназистов 12-13 лет – «Замирание нашего сада осенью», «Река в лунную ночь», «Лес в лучшую свою пору», «Дедушкин садик», «Пароходная пристань», «Прибытие поезда», «Встреча войска, возвратившегося из похода»; для старших гимназистов – «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «О скоротечности жизни», «Родина и чужая сторона», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О проявлении нравственного начала в истории», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «Слово как источник счастья», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?».

В этих темах хорошо распознается педагогическая и психолого-педагогическая логика, состав жанров, связи с феноменами социальной жизни и культуры общества, воспитательные цели, задачи общественного развития, уважение к личности учащегося, направленность на развитие личностной рефлексии и культуры чувств, акцентирована позиция ученика как автора своего текста и своей жизни, не говоря о том, что фокусирование на предложенной проблематике направлено на развитие памяти, внимания, наблюдательности, автокоррекции представлений о людях и о себе, социального мышления.

Что предлагают современные (и весьма известные) методисты?

Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы –М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов) предлагает контрольные работы в форме сочинений:

«Памятный день летних каникул». Цель работы – проверить сформированность речевых умений в объеме программы начальных классов (писать на тему, раскрывать основную мысль, членить текст на части, подбирать заголовки), а также уровень грамотности в условиях свободного письма. Задания конкретизируют последовательность действий и ход мысли: 1) Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней; 2) Озаглавьте сочинение; 3) Подсчитайте количество слов в тексте сочинения. Результаты обучения, по мнению авторов методики, следующие: школьники могут определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материалы на тему, выражать основную мысль, передавать свое отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения;

«Знакомьтесь, мой друг…»;

«Что я люблю делать и почему» либо «Как я однажды пекла пироги».

Как видим, предложенные темы относятся к таким проблемам как значимые события (каникулы), дружба, занятия подростков. Однако они несистемны, достаточно случайны, исходят из очень простых представлений о мире младших подростков, не ориентируют их в ценностях, не отражают воспитательных, культурных задач педагога в развитии обучающихся.

Методическое пособие к учебнику В.В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Е.И. Никитиной и др. «Русский язык. 5–9 классы» уделяет большое внимание теории (формы речи, текст, стили речи, виды связи предложений в тексте и т.д.), школьники в основном учатся писать изложения, а для сочинений отводится всего два урока по темам: описание предмета и описание животного.

Описание предмета, например, предполагает развитие таких компетенций и результатов обучения как возможность давать общую характеристику (определение – ?) предмета, выявлять отдельные признаки и детали предмета, сопоставлять описание предмета в научном и художественном стилях, выявлять признаки художественного описания в связном тексте, осознавать авторскую позицию в художественном описании предмета, иметь навык подготовки к написанию домашнего сочинения – описанию предмета по памятке.

В методическом пособии «Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс» Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова и др. написанию сочинения посвящено много уроков, темы для них очень разнообразны. Это:

1. Сочинения по картинам;

2. Написание письма по впечатлениям (формулировка задания: напишите своему товарищу, другу письмо об одном из удачно проведённых вечеров или дней в семье, в школе, в клубе и т. п. <…> Постарайтесь не просто перечислить, чем вы занимались, а передать свои впечатления, поделиться своими чувствами, показать, что время было проведено с пользой, или интересно, или просто очень весело);

3. Описание предмета, животного;

4. Сочинения по готовому плану (формулировка задания: Напишите сочинение на тему «Как я испугался» по плану. <…> План: 1. В лес за грибами. 2. «Змея!» 3. Страхи оказались напрасными);

5. Составление рассказа по данному рисунку.

6. Сочинения на тему по выбору (Первое сентября. — Здравствуй, родная школа!; Весёлый утренник. — Утренник в нашей школе; На уроке математики. — Почему мне интересно на уроке математики?; «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная встреча» и т.д. «Куда бы я хотел(а) поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации (берёзы, калины и т. п.)».

Однако даже такая систематизация тем сочинений, установки на работу школьников над сочинениями, конкретные формулировки тем выглядят случайными, а с психологической точки зрения большинство представленных тем не имеют развивающих личностных, социальных задач, непонятно, чему дети должны научиться, кроме написания некоего текста, а некоторые демонстрирую безответственность составителей программы, не учитывая рисков для психических состояний детей.

Т.С. Задунова в своей статье предлагает постепенную подготовку к «большому сочинению» и обучение навыку выражения своих эмоций словами. На наш взгляд, это достаточно продуктивный подход. Если с 5 класса давать ребенку возможность высказываться, делиться своими впечатлениями, чувствами, то он будет исходить из того, что при написании сочинения можно обойтись без стереотипных фраз, а рассказ о своих переживаниях, впечатлениях является ценностью в образовательных ситуациях. При всем этом предлагаются лишь отдельные темы сочинений для 5 класса: «Ура, я пятиклассник!» (ученик описывает эмоции, которые испытывает, переходя на вторую ступень обучения); «Как мы пошли с классом на пикник» (ученик делится впечатлениями от похода с одноклассниками в лес); «Однажды мы(я)!» (ученик рассказывает о каком то необычном происшествии, которое его взволновало, встревожило, впечатлило).

С.И. Демиденко предлагает такие «нескучные» темы: «С точки зрения кактуса» (5-й класс), «Монолог пуговицы» (6-й класс), «Воспоминание старой обуви» (8-й классы). Понятно желание автора предложить развитие системы точек зрения в представлениях обучающихся, однако с какими целями точка зрения подростка на мир заменяется точкой зрения неодушевленных объектов, какие психологические риски связаны с такими «проникновениями» в реальность, непонятно на сегодняшний день практически никому. Заметим, что по психологическому содержанию деятельности смотреть мультфильмы об «оживших» объектах в детстве – совсем не то, что самим одушевлять окружающие предметы в подростковых возрастах. А формулировка «Воспоминание старой обуви» – далеко не модификация нормального для людей представления «Что вещи рассказывают о людях».

Итак, еще раз подчеркнем значимые психолого-педагогические проблемы в процессе разработки тем сочинений по курсу русского языка для современной подростковой школы:

1) не усматривается психолого-педагогической логики в тематике сочинений, которая бы соотносилась и приводила к определенному результату – интеллектуальному, личностному, языковому развитию, который должен быть представлен в итоговых сочинениях в рамках государственной аттестации выпускников 9 и 11 классов, имеющих авторское содержание, а не воспроизводящих штампы;

2) работа над сочинениями по программам изучения русского языка и литературы не соотнесены друг с другом, что не способствует формированию системного (языкового и речежанрового) мышления и пониманию связей содержания уроков русского языка и литературы;

3) тематика сочинений и работа над жанровыми формами сочинений должны быть систематизированы, исходя из планируемого результата – репертуара жанровых форм письменных текстов, которым мы собираемся обучить подростков (от описания жанровой сцены или пейзажа до актуальных текстов современной гуманитарной культуры – отзыва или рецензии на книгу, очерка о человеке и т.д., адекватный перечень которых требуется осознать с точки зрения практической необходимости в некой перспективе жизни школьника);

4) тематика предлагаемых методистами – разработчиками учебных программ по русскому языку для подростковой школы (5-9 классы) должна проходить психологическую экспертизу на соответствие возрасту обучающихся, задачам психического и личностного развития, должна быть проведена оценка рисков предлагаемых тем для психического развития подростков.

Литература:

Борисенко Н.А. Какую тему им сегодня предложить? «Опять сочинение! У-у-у!» // Русский язык [Электронный ресурс]. – Эл.. журн. – 2003. №38. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?id=200303801

Демиденко С.И. В основе программы – творчество детей // Русский язык [Электронный ресурс]. – Эл.. журн. 2002. №4. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?id=200200402

Задунова Т.С. Искусство писать сочинение. // Русский язык [Электронный ресурс]. – Эл. журн. – 2002. №19. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?id=200201903

Русский язык. 5–9 классы: Методическое пособие к учебникам / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Е.И. Никитина и др. М.: Дрофа, 2015.

Русский язык. 5 класс: Методическое пособие к учебнику / М.М Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов / под ред. М.М. Разумовской. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015.

Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.

Просмотров работы: 17