ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Келарёва Ю.А. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена нынешней обстановкой в стране: уменьшение количества учреждений высшего образования, количества бюджетных мест для поступления, популяризация среднего профессионального образования, поэтому старшеклассникам приходится более ответственно относится к выбору дальнейшего направления обучения. Данная статья посвящена исследованию проблемы выявления зависимости между школьной успеваемостью и профессиональным самоопределением старшеклассников.

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, разных групп людей. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Возникающая потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации – и определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Здесь и встает вопрос о профессиональном определении школьников.[2]

Самоопределение рассматривается как центральный механизм становления личностной зрелости, предполагающий осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений и ценностей. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять свою собственную, независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение не является чем-то раз и навсегда устоявшимся и незыблемым. Это непрерывный процесс, в ходе которого человек впитывает жизненный опыт, пропуская его сквозь призму своей личности. С течением жизни человек может осознавать, что имеет противоречивые эмоции и мотивации.

Под профессиональным самоопределением личности мы понимаем форму личностного выбора, отражающую процесс поиска, а также приобретения профессии [3].

Изучение взаимосвязи учебной успеваемости и профессионального самоопределения старшеклассников мы проводили на базе МОУ СОШ № 7 г.Шуя Ивановской области. В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте 17-18 лет (11 девочек и 9 мальчиков), обучающиеся 11-го класса.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

Методика 1. «Карта интересов» модификация Филимоновой О.Г.

Методика 2. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест-опросник Холланда).

Учебную успеваемость старшеклассников мы выявляли на основе анализа школьного журнала успеваемости.

По методике «Карта интересов» мы выявили, что из 20 испытуемых 12 отдают предпочтение точным наукам, остальные 8 - гуманитарным.

Методика профессионального самоопределения показала, что из 20 протестированных (100%) к реалистичному типу относится - 15%, интеллектуальному типу - 20%, социальному типу - 25%, конвенциальному типу - 10%, предприимчивому типу - 20%, артистичному типу - 10%.

Посредством корреляционного анализа нами было определено, что существует взаимосвязь между учебной успеваемость и профессиональным самоопределением:

в целом профессиональное самоопределение взаимосвязано с учебной успеваемостью. Наибольший вклад в эту взаимосвязь вносят профессиональная целенаправленность, привлекательность профессионального будущего;

с показателями учебной успеваемости наиболее тесно взаимосвязаны типы личности по профессиям;

полученные пары коэффициентов регрессии не значительно отличаются друг от друга: каждая пара говорит о взаимном влиянии показателей профессионального самоопределения и учебной успеваемости старшеклассников.

По результатам исследования профессиональной направленности личности можно сделать вывод о том, что детям необходима помощь в самоопределении и поиске подходящего, для каждого ребенка, направления деятельности. Прохождение методики не может гарантировать 100% результата, оно может лишь дать рекомендации в направлении деятельности старшекласснику. Для помощи старшеклассникам разрабатываются различные рекомендации с помощью которых учащемуся становится легче выбрать свой дальнейший путь. Так же существуют рекомендации и советы для учителей и родителей, которые находятся рядом в один из эмоционально напряженных периодов жизни старшеклассника.

Практические рекомендации старшеклассникам  по профессиональному самоопределению:

1. Составить список подходящих профессий. Напишите все профессии, которые Вам нравятся, интересны, по которым бы Вам хотелось работать, которые Вам подходят.

2. Составить список требований к выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решения. Теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Потребность в самоопределении, самостоятельный поиск своего места в жизни, обостренный окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь, вырастает в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности старшеклассников.

Список литературы

Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1991

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь

Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.П. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001.

Румянцева Н.С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Румянцева. Материалы научн. конференции. – М.: Норма, 2004.

Просмотров работы: 37