Пожары на предприятиях по техническому обслуживанию и текущему ремонту газобаллонных автомобилей (ГБА) наносят большой материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей.
Основными причинами, способствующими возникновению и развитию пожара на этих предприятиях, являются:
неосторожное обращение с огнем;
нарушение правил пожарной безопасности при сварочных и других огневых работах;
нарушение правил эксплуатации оборудования;
неисправность отопительных приборов;
нарушение режима эксплуатации устройств для подогрева автомобилей;
нарушение правил безопасности при аккумуляторных и окрасочных работах;
самовозгорание промасленных обтирочных материалов;
статическое и атмосферное электричество и др.
Значительную долю причин пожаров на ГБА составляют нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации или ремонте газобаллонного оборудования (ГБО) автомобилей, а также в результате негерметичности газового оборудования.
В общем случае причины возникновения пожаров можно разделить на следующие группы.
1. Организационные и психофизиологические причины пожаров:
несоблюдение режима труда и отдыха персонала предприятия (более 40 часов в неделю), превышение продолжительности рабочей смены (более 8 часов) [1];
несоответствие персонала должностным характеристикам, низкая квалификация персонала (ниже 3-го разряда), отсутствие руководящего звена и четкой вертикали управления производством;
нарушение техники безопасности при обслуживании и ремонте ГБА;
несоответствие физиологических параметров и психологического профиля персонала предприятия выполняемым работам;
отсутствие инструктажа по технике безопасности, отсутствие инструкций на используемое технологическое оборудование;
отсутствие медицинского осмотра производственных рабочих перед началом рабочей смены;
отсутствие систематической проверки первичных средств пожаротушения (не реже одного раза в год) [2] и других систем обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала предприятия;
2. Технологические причины возникновения пожаров:
несоответствие численности ремонтных рабочих производственной программе;
нарушение установленных технологических процессов обслуживания и ремонта автомобилей, отсутствие технологии, «спонтанное» выполнение работ, применение устаревших и «опасных» технологий;
отсутствие или недостаточная механизация тяжёлых и опасных операций;
расстановка технологического оборудования без учета технологических процессов и видов выполняемых работ.
3. Конструкторские и технические причины возникновения пожаров:
использование неисправного оборудования отсутствие обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования;
использование травмоопасного оборудования, отсутствие защитных кожухов на движущихся и нагретых узлах, отсутствие защиты электрических, пневматических и других типов приводов оборудования;
отсутствие или неисправность первичных средств пожаротушения, несоответствие типа огнетушителей сгораемым веществам и материалам, присутствующим на территории предприятия [2].
установка оборудования повышенной шумности без шумоизоляционных коробов;
отсутствие, неисправность, недостаточная или избыточная мощность искусственного освещения на постах и участках [3];
отсутствие или недостаточное естественное освещение постов и участков [3];
нарушение нормального микроклимата на постах и участках (температура менее или более 20±2 °С, наличие магнитных и электрических полей, запыленность, загазованность, вибрации) [4];
4. Экономические причины возникновения пожаров:
низкая заработная плата, неудовлетворенность персонала, отсутствие системы денежного поощрения;
отсутствие в бюджете предприятия статьи затрат на мероприятия по безопасности жизнедеятельности и охране труда (спецодежда, средства индивидуальной защиты, противопожарные средства, медицинские аптечки и пр.);
отсутствие расчета финансово-экономической потребности для осуществления нормальных и безопасных условий труда, и качественного проведения работ;
задержка финансирования, зарплаты.
5) Экологические причины возникновения пожаров:
в рабочей зоне не обеспечены микроклимат, эстетика, гигиена труда и производственная санитария (неблагоприятная освещенность, повышенные вибрация, шум, радиация, запыленность, загазованность, электромагнитные воздействия и др.), т.е. причины неудовлетворительного состояния производственной среды;
не ведется мониторинг состояния атмосферного воздуха на токсичные компоненты (СО, CnHm, NOx, сажу и др.) [5].
Остановимся подробнее на конструкторских и технических причинах возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях (АТП).
На АТП при проведении технического обслуживания и текущего ремонта ГБА существует потенциальная опасность возникновения очагов пожара или даже взрыва из-за возможной утечки газомоторного топлива, поэтому они должны быть оснащены местной вытяжной вентиляцией.
Возможно возгорание ветоши, электропроводки и горючесмазочных материалов в производственных помещениях.
В зоне текущего ремонта возникает опасность от движущихся автомобилей, которые выезжают и заезжают на посты технического обслуживания и ремонта, повышается загазованность помещения, возникает опасность утечки газа, находящегося под давлением в баллонах автомобиля, вследствие чего возможность возникновения очагов пожара или взрыва.
Для обеспечения пожарной безопасности и высокопроизводительного труда, необходимо выполнить следующие мероприятия:
помещения хранеия ГБА и постов технических обслуживаний и текущих ремонтов ГБА не допускается размещать в подземных этажах [6];
предусмотрено место для курения;
запланированы расходы на специальную одежду, обувь и инструмент;
хранение взрывоопасных веществ в отдельном изолированном помещении, помещения для производства окраски автомобилей следует размещать у наружных стен, отделяя их от остальных помещений [6];
применение пониженного напряжения в электрических цепях ручного инструмента, электрооборудования, а также в системе местного освещения;
заземление приборов электрооборудования,электроприемники систем противопожарной защиты, автоматического контроля параметров воздушной среды, аварийного и эвакуационного освещения, сигнализации и вытяжной вентиляции во взрывозащищенном исполнении следует относить к электроприемникам I категории надежности электроснабжения [6];
помещения в здании для обслуживания автомобилей обеспечиваются ручными и передвижными огнетушителями [6, 7], размещенными в легкодоступных местах;
разработан план эвакуации персонала и расположен на видном месте. для каждого предприятия должен быть разработан план локализации и ликвидации пожарных ситуаций и пожаров [7];
использованные обтирочные материалы хранятся в специальных металлических ящиках с крышками, ящики регулярно очищаются;
перед выездом на линию и по возвращении с линии необходимо провести осмотр ГБА с целью проверки герметичности, обнаружения внешних наисправностей и повреждений газобаллонной аппаратуры [7, 8];
Водители и автомеханики, эксплуатирующие ГБА, должны хорошо знать свойства газообразных топлив, особенности устройства и эксплуатации ГБО, строго руководствоваться соответствующими отраслевыми и межотраслевыми [8].
При эксплуатации автомобиля с газовым оборудованием необходимо после длительной стоянки перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо поднять капот и проветрить подкапотное пространство, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений. Запрещается эксплуатация ГБА при утечке газа с закрытыми вентилями и при наличии утечки газа через неплотности соединений, а также въезд автомобиля в помещение при утечке газа с закрытыми вентилями.
При возвращении ГБА и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства технического обслуживания в помещении производственного здания необходимо закрыть вентили на баллонах и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллонах. В случае невозможности в дорожных условиях устранения утечки газа из баллонов необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить (слить) газ. Запрещается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, за исключением проведения на ней регулировочных работ. В случае пожара на ГБА необходимо: перекрыть магистральный и баллонный вентили; при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя; тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, песком; баллон с газом обильно поливать водой.
Список литературы
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта : ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС: утв. концерном «Росавтотранс» 07.08.1991 : введ. в действие с 01.01.1992. URL: http://files.stroyinf.ru/Data1/8/8108/ (дата обращения 19.01.2019).
СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации: утв. МЧС РФ от 25.03.2009 : введ. в действие с 01.05.2009. URL:http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293830/4293830393.htm (дата обращения 19.01.2019).
СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение: утв. Минстрой России 07.11.2016 : введ. в действие с 08.05.2017URL:http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293747/4293747646.htm(дата обращения 19.01.2019).
СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений : утв. Госкомсанэпиднадзор России 01.10.1996 : введ. в действие с 01.10.1996 URL:http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4294851/4294851474.htm(дата обращения 19.01.2019).
Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. 273 с.
СП 364.1311500.2018. Здания и сооружения для обслуживания автомобилей требования пожарной безопасности: утв. МЧС РФот 10.04.2018 : введ. в действие с 01.05.2018. URL:http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293735/4293735324.htm (дата обращения 19.01.2019).
РД 3112199-1069-98. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе: утв. Министерство транспорта РФ 21.05.1998: введ. в действие с 21.05.1998. URL: http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293829/4293829646.htm (дата обращения 19.01.2019).
Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей: учеб. пособие для нач. образования. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 160 с.