Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях ДОУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

 

Введение

Актуальность исследования. В процессе существующего экономического и политического устройства, периода реформ, санкций, геополитических изменений в нашей стране, роста процесса глобализации, большого количества компьютерных увлечений, игр, мультиков, существенно изменился быт и досуг людей дошкольного возраста, и в связи с этим, возникла важная проблема – проблема физического воспитания и развития дошкольников.

Это проблема формирования и прививания физических навыков и необходимых качеств становится одной из актуальнейших для нашей страны и всего цивилизованного мира. Для дальнейшего развития России, требуется решительная, здоровая и амбициозная молодежь, поэтому формирования основных качеств физической деятельности, выступает как непременное условие дальнейшего социального прогресса.

В настоящее время в условиях большой занятости людей дошкольного возраста в целях соответствия необходимым образовательным стандартам не уделяется должного внимания процессу физического развития и воспитания.

Физическое воспитание людей выдвигается на одно из первых мест, так, как является основой социального и общественного воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Одной из главных областей в формировании необходимых качеств физической деятельности у дошкольников, является физическое воспитание.

Проблема отсутствия мотивации детей на занятие физической культурой волнует не только большое количество теоретиков в области физической культуры, но и общественные организации, и государство в целом, в лице его контрольных органов и федеральных министерств.

Даная образовательная область направлена прежде всего на достижение целей формирования у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое и всестороннее развитие ребенка, решение задач физического воспитания: это развитие качеств физической деятельности, скромности, физической физических возможностей и воли, гибкости, выносливости и координации; это накопление и обогащение двигательного опыта детей в овладении основными движениями; это формирование у воспитанников нравственно-волевых качеств, потребности в двигательной активности и физическом развитии.

Поэтому перед российской системой образования ставится важная задача – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, быть патриотом своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств физической деятельности личности ребенка, физических возможностей, морально-этической составляющей системы отечественного образования.

Объект исследования: процесс занятий физической культурой в ДОУ.

Предмет исследования: психологические аспекты занятий физической культурой в условиях детских образовательных учреждений.

Гипотеза заключается в том, что для эффективного привития основных качеств физической деятельности дошкольникам следует создавать необходимую программу развития и видов упражнений, основанную на психологические особенности, связанные с проведением занятий в условиях ДОУ.

Цель исследования: Изучение психологических аспектов занятий физической культурой в условиях детских образовательных учреждений.

Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

– изучить теоретические подходы к проведению занятий по физкультуре с воспитанниками ДОУ;

– изучить основные психолого-педагогические основы проведения занятий в условиях ДОУ;

– создать программу и включить в нее необходимые виды упражнений, направленных на эффективное проведение занятий по физической подготовке.

Практическая значимость исследования заключается в результатах исследования психолого-педагогических основ проведения занятий по физической культуре в условиях ДОУ, которые можно рекомендовать инструкторам по физической культуре в ДОУ с целью улучшения состояния здоровья воспитанников.

1.Сущность и характеристика физического воспитания в условиях ДОУ

В дошкольном возрасте значительное развитие получают виды физической деятельности, такие как труд, игры, занятия, обучение, дающие большие возможности для формирования необходимых качеств физической деятельности ребенка-дошкольника. Они представляют собой совокупность социально и физиологически обусловленных компонентов, позволяющих ребенку, преодолевая возникающие внешние и внутренние препятствия, действовать в направлении поставленной цели вне зависимости от обстоятельств.

В педагогическом и образовательном процессе без развитости основных качеств физической деятельности: настойчивости, организованности, самоанализа, решительности и целеустремленности, воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в необходимом для социализации объеме.

Под влиянием интереса к игре, занятости, формированию осознания самосовершенствования, трудовой деятельности, в ходе формирования новых для себя навыков и способностей, дети становятся более эмоционально устойчивы.

Вместе с тем нередко недостаточное развитие основных качеств физической деятельности проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Чаще всего про таких людей говорят «плывут по течению».

Все это результат слабой сформированности основных качеств физической деятельности ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Еще хуже этого – отсутствие необходимых физиологических навыков, применяемых в быту.

Так, в СМИ нередко можно встретить примеры, когда физически здоровые людей при попытке сдать важный экзамен оказывались в реанимации или даже умирали.

Все это происходило – как результат отсутствие постепенности в нагрузках школьника.

Учитывая это, воспитателю ДОУ следует обращать особое внимание на формирование у детей необходимых качеств физической деятельности, используя для этого разнообразные виды детской деятельности, повышающей интерес к предмету физической подготовки.

Мы согласимся с мнением ученых, раскрывающих данный вопрос о том, что значение дошкольного возраста в формировании необходимых качеств физической деятельности ребенка велико, и вырабатываются они в результате целого комплекса воспитательных воздействий, осуществляемых в условиях работы ДОУ.

Особенно ярко проявляется неустойчивость основных физических навыков в младшем дошкольном возрасте, что является основным следствием преобладания возбуждения над торможением. В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому воспитателю необходимо помогать воспитанникам: предупреждать или пресекать различные нарушения, выполнять установленные правила поведения, формировать умение сдерживать себя, не поддаваться отрицательному примеру некоторых взрослых и сверстников.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению, особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный воспитанник ДОУ, который легко отказывается от цели, сосредоточенно выполняет порученное ему задание, если он включен в интересную игру, и выступает в роли, которая требует от него быть сосредоточенным.

При физических занятиях с детьми старших возрастов ДОУ воспитатель должен ставить в условия, которые требуют самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, с тем, чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.

Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, которое воплощено в качествах физической деятельности является основным показателем соответствия между процессом физического развития, воспитания и нравственным общесоциальным развитием ребенка-дошкольника.

Важное качество, необходимое при осуществлении физических упражнений является самостоятельность. Наблюдая за детьми, их деятельностью, замечено огромное стремление к самостоятельности, уже на третьем году жизни, когда воспитанники часто заявляют «Я сам».

Приобщение детей к самостоятельности, нужно начинать с воспитания умения обслужить себя: снимать и надевать одежду, складывать ее, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать ботинки.

Воспитанников ДОУ следует приучать помогать сверстникам и взрослым, а на первых порах помогать куклам и игрушкам, дублируя свои обязанности на них. Однако, уже в средней группе при занятиях по физической культуре каждый воспитанник ДОУ должен руководствоваться правилом: «Если можешь сделать сам, не проси никого». Если воспитанник ДОУ следует догнать мячик, то он должен сделать это лично и сам. В работе со старшей группой следует постепенно приучать детей к самостоятельности в выборе видов физической игры.

Однако, важно учесть, что при формировании определенных качеств физической деятельности ребенку необходимо давать упражнения на разные группы мышц, совмещать беговые виды с гимнастикой и игре с мячом.

С детьми старшего дошкольного возраста можно обсудить в групповой комнате роль физической культуры в их жизни.

Очень важное для дошкольника физическое качество – ответственность. Исследования, которые проводила педагог практик К.А. Климова, показали, что формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, патриотизма, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими.

В своем исследовании, специалист использовала «проблемные ситуации» в различных видах детского труда, в игре, на физкультурном занятии, разграниченный подход к воспитанию детей с разным уровнем развития, и уровнем ответственности.

После проведенных многочисленных экспериментов К.А Климова пришла к выводу, что воспитанник ДОУ старшего возраста способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Таким образом, воспитанник ДОУ запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Вместе с тем исследование показало, что у некоторых воспитанников ДОУ это качество ещё недостаточно устойчиво, поэтому и требуется дополнительная работа по его формированию в разных видах образовательной деятельности.

Важным физическим качеством, которое необходимо формировать в условиях занятий по физкультуре в ДОУ, является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих физических возможностях, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию смелости, по мнению педагогов Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких, способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто воспитанник ДОУ ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности, страх, проявить решительность в подвижной игре, в сложных физических упражнениях на физкультурных занятиях.

Вместе с тем особенностью проявления смелости у воспитанников ДОУ дошкольного возраста является недостаточность сочетания её с разумной осторожностью. Воспитатель должен всячески поддерживать это качество у воспитанников ДОУ, но в то же время сообщать им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их надо соблюдать.

По мнению Кожуховой Н, средства физической культуры должны быть использованы прежде всего для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Результативность данного процесса по ее мнению определяется комплексом педагогических условий:

– обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами и способами физической культуры, наполненными необходимым логичным и правильным психологическим содержанием (релаксационные, гимнастические, оздоровительные, иные двигательные действия, задания и вопросы;

– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости при реализации экспериментальной методики основных физических упражнений в ходе проведения занятий;

– специальной подготовки воспитателей к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости старших дошкольников.

По мнению большинства ученых и педагогов в частности, физическое развитие воспитанников ДОУ должно быть направлено на укрепление здоровья ребенка и на его закаливание, формирование правильной осанки, развитие произвольных движений, физической работоспособности, тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем жизнеобеспечения организма. В дошкольном возрасте согласно проведенным исследованиям, движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.

На сегодняшний момент, в системе физического воспитания, как правило используются следующие устоявшиеся организационные формы двигательной активности воспитанников ДОУ в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники.

В структуру занятий могут включаться так же наряду с указанными, прочие упражнения по коррекции осанки, мелкой и общей моторики, развитие пластичности, равновесия и координации. Для укрепления свода стопы может использоваться оздоровительная тропа с различными раздражителями иди массажными покрытиями.

Для стимуляции развития двигательных функций наиболее важное значение приобретает использование комплексных стимулов: видимых (большинство упражнений проводится по образцу, и направлено на формирование зрительных навыков), тактильных (игровой массаж, бросание мяча), слуховых (инструкция дается в вербальной форме, или с помощью свистка), звуковых (упражнения проводятся под музыку с необходимым ритмом).

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется чаще всего в процессе игровой деятельности. Это более всего оправдано психологически, в связи с тем, что у ребенка в первую очередь формируется интерес ко всему окружающему.

В результате определенных видов упражнений, воспитанник ДОУ учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения. В лучшую сторону изменяется спектр общения. Большое внимание концентрируется на сенсомоторном развитии, ритмической организации произвольных движений, формировании пространственно-временных представлений.

Особое внимание необходимо уделять на дезадаптированных детей, воспитанников ДОУ с отклонениями в физическом развитии. У многих дошкольников отмечается отставание в формировании мелкой и общей моторики, выделяются нарушения произвольной регуляции движений, недостаток координированности, пластичности, трудности переключения с одного движения на другое. У некоторых может наблюдаться корреляция между состоянием психомоторного развития и проявлениями трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии, что обуславливается прежде всего комплексным развитием личности. Также видна зависимость познавательного развития от состояния моторной сферы, двигательной активности от умственной работоспособности.

Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников в период занятия ими физической работой, то абсолютное большинство опрошенных воспитанников ДОУ отмечают опускание настроения от занятий, чувство бодрости, прилив физических возможностей и желание заниматься еще и еще.

Это еще раз подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Воспитанник ДОУ, который хорошо выполняет упражнения (особенно под музыку, как бы танцуя), испытывает характерное ощущение свободы и удовольствия от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений.

Его радуют их точность, красота и пластичность, особенно на это необходимо обращать внимание педагогам при планировании и проведении плановых занятий по физической культуре. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения и творческого начала в ребенке.

Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает воспитанников ДОУ, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (характеристики звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные реакции в движениях.

Создание благоприятных условий для эмоционального и физического развития личности дошкольника решается через оптимизацию физического развития воспитанников ДОУ, через получения ими определенного положительного тонуса от движений, а так же от радости совместного соревнования.

А что может повлиять на эмоции ребенка, на его желание двигаться?

Это, конечно же, среда, в которую входят и яркий спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, кубы), и инвентарь, созданный ногами родителей (различное нестандартное оборудование), и яркие плакаты. Погружаясь в обстановку убранства, воспитанник ДОУ старается выполнить упражнение на гораздо более высоком уровне, на эмоциональном опускание.

Таким образом, через занятия физической культурой, через оздоравливающую роль движений осуществляются попытка к мышлению, эмоциональному восприятию себя в новом качестве, попытка отношения к себе как к полноценной личности и восстановления психологического комфорта в обществе.

2.Этапы развития волевых качеств дошкольников на физкультурных занятиях

Взгляды разных авторов на развитие, закалку, укрепление, тренировку воли детей в условиях ДОУ имеют некоторые общие недостатки: во-первых, это одностороннее понимание воли, при котором некоторые основным в воспитании воли считают определение морального компонента, другие – развитие определенного волевого усилия, третьи – развитие волевых качеств, в связи с данным фактом формируются и разные теории о процессах сформированности воли.

Некоторые ученые склонны предполагать, что относиться к воле полагается как к чему-то материализованному, наподобие мышцы или сухожилия.

Выдающийся немецко-американский психолог Г. Мюнстерберг, выводя на первое место роль внимания и представления в формировании двигательных действий, пишет, что слабая воля ребенка ДОУ – это его неспособность длительно удерживать внимание на определенной цели или предмете.

Отсюда возникает и его подход к решению проблемы развития воли в ходе физических занятий: «Воспитанник ДОУ, постепенно развиваясь обязан приобрести способность к тому, чтобы держать настойчиво перед своим умственным взором цель того или иного действия, которое он собирается выполнить. Таким образом, в любой игре или упражнении необходимо говорить цель ребенку. Если это упражнение разминочное, то ребенку необходимо объяснить что от него требуется в ходе этого упражнения. Тем более, что дети не могут копировать некоторые упражнения с необходимой точностью.

По мнению упомянутого ученого, не существует и не может существовать никакой особой волевой способности, которую надо было бы упражнять.

Внимание, устремленное к цели, намеченной в будущем – вот что надо постоянно упражнять в течение дошкольной жизни в рамках ДОУ. И далее ученый заключает: «Научиться хотеть чего-то недостаточно, – не это важно. Главное научиться действительно, выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями, которыми так часто отвлекаются дети».

Как уже говорилось, воля является всего лишь общепринятым обобщенным понятием, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое физическое усилие, и специфические его проявления – волевые качества. Надо развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли и определенные проявления «физической силы воли», причем специфичными для них методами.

Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям воспитанников ДОУ: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего, преодолевая свои недостатки: лень, неаккуратность.

Российский психолог педиатр Левитов Н.Д. отмечает, что «по вопросу о воздействии на волю ребенка путем воздействия на его сознание существовали две односторонние и потому ошибочные точки зрения. Согласно одной (начинает свою историю со времен Сократа), личности достаточно осознать, как надо поступать, и она будет так поступать. Это установлено в ней физиологически.

При всей важности значения сознания и убеждений для физической воли – продолжает Н. Д. Левитов – ни в коем случае нельзя говорить, что между сознательностью и убежденностью личности и его воли имеется всегда соответствие. Факты показывают обратное, пишет он, что к числу слабовольных, невыдержанных, капризных, упрямых воспитанников ДОУ нередко относятся те, которые хорошо понимают отрицательное значение этих качеств.

Ф.Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, А. Ц. Пуни и некоторые другие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития волевых качеств чаще всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если воля проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика, в частности физкультурные занятия показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру.

Один из компонентов этой структуры – моральный компонент воли, по Ивану Михайловичу Сеченову, идеалы, мировоззрение, нравственные установки, формируется в процессе воспитания, другие, например биологические особенности свойств нервной системы, как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Признавая значимость формирования установок, нравственных качеств и других психических феноменов, могущих оказать решающее влияние на принимаемые человеком решения, все же не следует перегибать палку, как это делает психолог Вилен Эммануилович. Чудновский, который пишет: «А что представляет собой тренировка воли, как не формирование определенных мотивов?».

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований обязательно должна увеличиваться. В этом случае воспитанник ДОУ сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, признают его уже «большим» и «самостоятельным». При всем при этом необходимо учитывать меру трудностей, которые должен преодолеть воспитанник ДОУ.

Ни в коем случае не рекомендуется превращать развитие волевой сферы ребенка в нудное и заурядное занятие, в ходе которого развитие воли становится самоцелью, а жизнь ребенка превращается, в методичное и циклическое выполнение разных заданий и обязанностей.

Чем меньше возраст ребенка в ДОУ, тем больше требуется ему помощи в преодолении его трудностей в ходе занятий по физической подготовке для того, чтобы он увидел конечный результат своего действия или направление своего сосредоточения.

Непродуманное, а порой, и неправильное проведение занятий по физической подготовки может способствовать развитию упрямства, как отрицательного проявления упорства, настойчивости и повышенной чувствительности к неблагоприятным эмоциональным состояниям.

В работах многих ученых, показана огромная роль игр, как средств формирования воли ребенка во время физкультурных занятий.

Педагог, составитель подвижных игр и эстафет для дошкольников и младших школьников Л.П. Фатеева отмечает, что игры в ходе физкультурных занятий в условиях ДОУ имеют важное средство воспитания – одно из самых любимых и полезных занятий воспитанников ДОУ.

В их основе лежат основные движения, в ходе выполнения которых дети преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенно поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуют решению важных специфических задач физического воспитания и развитию воли у дошкольников.

Чтобы снизить переживание страха при выполнении физических упражнений, отечественный психолог В.Г. Темпераментова опробовала ряд приемов, это:

– постепенное повышение сложности, высоты или длинны препятствия или барьера, которое нужно преодолеть или выполнить;

– разделение физического упражнения на отдельные части или выполнение их в облегченных условиях, на полу, на невысокой опоре, с тем, чтобы воспитанник ДОУ понимал их смысл;

– разучивание подготовительных, специальных и определенных условиям упражнений, которые создают уверенность в выполнении основного упражнения;

– исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни воспитанников;

– ободрение воспитанников, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение.

Последний прием очень важен для придания смелости маленьким детям при катании их на коньках, на лыжах, при освоении езды на велосипеде.

Формирование настойчивости и целеустремленности развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение физических тренировочных заданий. Положительную роль в воспитании у дошкольников настойчивости и целеустремленности играют значимые цели, осознание долга и ответственности за порученное дело.

Самое главное – научить ребенка не прекращать целенаправленных физических тренировок воли при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, которые снижают его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Успех воспитания дисциплинированности в ходе проведения занятий зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания единый перечень предъявляемых к ребенку социальных требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:

– вовлечение недисциплинированных воспитанников ДОУ в различные виды полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива ДОУ, а не только для недисциплинированных дошкольников;

– предоставление недисциплинированным детям инициативы в некоторых полезных делах;

– укрепление в них веры в свою физическую силу и свои возможности;

– использование методов убеждения, поощрения, одобрения, такта, доверия;

– развитие самостоятельности.

Развитие самостоятельности проходит во многом в течение нескольких этапов:

– на первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только воспитателем или совместно с детьми;

– на втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле;

– на третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность;

– на четвертом этапе появляется творческая инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации. Способствует развитию решительности и выполнению «опасных» упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

Педагогом И. П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям – со страховкой воспитателя и без страховки. Как младшие, так и старшие дошкольники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на физкультурных занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса-Додсона, согласно которому повышение физической силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива так же, ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих физических возможностях. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать определенные физиологически задания и оказывать помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели тему работы, и в качестве вывода стоит отметить, что в настоящее время все больше организаций дошкольного развития детей уделяют внимание физическому развитию детей в связи с фактом негативного влияния процесса глобализации и формированием устойчивых тенденций молодежи на проведение времени за компьютерами, телевизорами, игровыми приставками.

В условиях растущей занятости родителей и невозможности, а зачастую и нежеланием корреляции занятости своих детей, ДОУ остаются единственными организациями, чья профессиональная деятельность должна направляться на преломление данной негативной ситуации.

В то же время, как показывает практика, дети, которые проявляют незначительную физическую активность в большей части склонны к заболеваниям и психическим расстройствам в будущем, что и составляет в конечном счете негативную тенденцию.

Мы выяснили, что физическое развитие воспитанников ДОУ должно быть направлено на укрепление здоровья ребенка, его закаливание, формирование правильной осанки, развитие произвольных физиологических движений, высокой работоспособности, тренировки кровеносной, дыхательной систем жизнеобеспечения организма и вестибулярного аппарата. В дошкольном возрасте согласно проведенным исследованиям, движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.

В ходе работы мы изучили психологические аспекты занятий физической культурой в условиях детских образовательных учреждений, вникли в процесс занятий физической культурой в ДОУ. Проанализировали психологические аспекты занятий физической культурой в условиях детских образовательных учреждений.

Мы предположили, что для эффективного привития основных качеств физической деятельности дошкольникам следует создавать необходимую программу развития и видов упражнений, основанную на психологических особенностей, связанных с проведением занятий в условиях ДОУ, в связи с чем, мы создали примерные планы программ тренировок разных возрастных групп воспитанников ДОУ, в которых выделили особенности и включили в них необходимые виды упражнений, направленных на эффективное проведение занятий по физической подготовке с учетом возрастного и физикомоторного развития.

2.Психолого-педагогические факторы, оказывающие влияние на проведение физической подготовки в условиях ДОУ

Что касается личных физических факторов воспитанников ДОУ дошкольного возраста, то все факторы, влияющие на рост и развитие конкретного ребёнка можно довольно условно разделить на эндогенные и экзогенные. К эндогенным факторам относятся питание материи во время ее беременности, наличие врожденных аномалий физического развития и прочие факторы, которые невозможно изменить и появление которых связано с личностью конкретного ребенка

Главными факторами, регулирующими и определяющими рост ребенка, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонения в состоянии здоровья матери во время беременности, различные патологии, возникающие на данном этапе, а так еже течение родов и возможные отклонения от нормы рождаемости могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребёнка в условиях ДОУ.

Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, а затем, после окончания первого года жизни - щито­видной железы, далее, с 3–4 лет – гипофиза.

На ранних стадиях полового со­зревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата приобретают наибольшую активность половые гормоны (андрогены – у юношей, эстрогены – у девушек).

Соматотропный гормон гипофиза стимулирует хондрогенез, а на остеогенез имеют большее влияние тиреоидные гормоны.

Реали­зации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсу­линоподобных ростовых факторов 1, 2 и 3. Наибольший глобальный эффект тироксина достигается в первую пятилетку жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах.

Действие андрогенов в качестве стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка», но по своей стногтуре, является кратковременным. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность мышц и тканей к их действию определяются генотипом человека и структурой его гендерного кода. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, насчитывается более ста.

Генетические факторы. Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у воспитанников ДОУ. Наследственность, в виде комплекса гендерных кодов определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания. Тем же самым образом определяются и способности к выполнению конкретных упражнений.

Экзогенные факторы имеют иную философию происхождения: климатические и географические усло­вия расположения ДОУ, организация питания и ухода за ребенком во время пребывания в ДОУ, заболевания, двигательная и умственная активность и так далее, оказывают, как правило, боль­шое влияние на интенсивность развития качеств физической деятельности и навыков.

Рост отражает особенности пла­стических процессов, протекающих в организме человека, что обусловливает важность организации качественного питания в ДОУ, особенно содержания в еде необходимого объема сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е.

Дефицит некоторых пищевых компонентов - витамина А, цинка, йода – избирательно нарушает процессы роста воспитанников ДОУ. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревания, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функций ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Как правило, полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития воспитанников ДОУ и влияет на продолжительность жизни.

Именно поэтому в ходе проведения занятий В ДОУ необходимо уделять особенное внимание питанию ребенка.

Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна. Ведь именно во сне осуществляются основные метаболические и рационально-физиологические процессы, влияющие на готовность к проведению физической культуры и восприимчивость к нагрузке.

Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета являются подвижные игры, соответствующие возрасту ребенка.

Просмотров работы: 422