В соответствии со ст. 8. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным законодательстве, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Данные нормы устанавливаются и в Закон в Республики Тыва «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Принят Верховным Хуралом (Парламентом) Республики Тыва 14 июня 1996 года.
В ст.9. Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указывается следующие:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные на воспитание в детские интернатные учреждения, семейные детские дома, к родственникам или опекунам (попечителям) сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. Если вселение в это помещение невозможно, то они вне очереди обеспечиваются равноценной жилой площадью органами государственной власти и органами местного управления в соответствии с установленными нормативами.
Порядок использования жилой площади, на которой ранее проживали дети указанных категорий, определяется в соответствии с законодательством.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ранее не имевшие жилой площади, обеспечиваются согласно льготной очереди изолированным жилым помещением, с предоставлением права заключать договор жилищного найма.
Для обеспечения права данной категории детей на жилое помещение на территории Республики Тыва создается специализированный жилищный фонд.
Порядок формирования, распределения жилых помещений, иные вопросы деятельности данного фонда устанавливаются положением, утвержденным Верховным Хуралом Республики Тыва.
Выпускникам интернатных учреждений, не имеющим жилой площади, предоставляется право проживать в этих учреждениях до достижения ими совершеннолетия.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов подопечных во всех учреждениях, в том числе и судебных без специального полномочия.
Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению, в том числе о приватизации, обмене, отчуждении жилых помещений совершаются с разрешения органов опеки и попечительства.
В республике Тыва данные полномочия переданы Агентству по делам семьи и детей по Республике Тыва.
Средства на обеспечение жильем этой категории граждан почти 20 лет государством не выделялись. За это время количество сирот, нуждающихся в жилье, в республике выросло почти до шести тысяч человек. Проблема начала решаться только в 2008 году, когда впервые после долгого перерыва на жилье для детей-сирот в республике было направлено 955 тысяч рублей. Большая их часть –800 тысяч рублей – это были деньги из республиканского бюджета. В последующие годы количество финансовых средств на жилье власти республики целенаправленно увеличивали, активно защищали в Москве.
Более 1200 детей-сирот получили новое жилье с начала реализации программы в Туве. Она началась в 2008 году. За эти годы из федерального и республиканского бюджетов на эти цели направлено около 1,5 млрд. рублей. Контроль за обеспечением своевременного освоения средств, предусмотренных на строительство жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа остается одной из важнейших задач в деятельности Агентства по делам семьи и детей Тувы.
На 1 января 2018 года количество детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение, увеличилось на 1,4 % и составило 4611 человек, из них: от 14 до 17 лет – 1080 чел.; от 18 до 23 лет – 1720 чел.; от 23 лет и более – 1811 чел. Наибольшее число очередников зарегистрировано в Кызыле - 1668 человек, в Дзун-Хемчикском районе - 388 человек, в Кызылском районе - 351 человек.
В 2017 году на обеспечение жильем детей-сирот направлено чуть более 150 млн. рублей. Из них, около 142 млн. рублей - средства федерального бюджета, и более 8 млн. рублей - средства республиканского бюджета. На эту сумму жильем обеспечат 163 человека.
С детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, получившими жилье, регулярно проводится разъяснительно-воспитательная работа о сохранности предоставленных им жилых помещений и права пользования жилым помещением в период социальной адаптации сироты, и раздаются буклеты.
Всего с 2008 по 2017 годы, на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике израсходовано 1 млрд. 496 млн. 306 тыс. 455 рублей. (из федерального бюджета – 1 059 360 917 рублей; из республиканского бюджета – 436 945 538 рублей.)
В бюджете 2018 года на обеспечение жильем детей-сирот заложено: Всего – 433 млн. 247 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета – 228, 6 млн. руб. из республиканского бюджета – 204,6 млн. руб.
II. Обеспечены жильем: 2008 год – 22 человека, 2009 год – 35 человек, 2010 год – 80 человек, 2011 год – 144 человека, 2012 год – 105 человек, 2013 год – 308 человек, 2014 год – 404 человек, 2015 год – 107 человек, 2016 год – 43 человека, 2017 год – 38 человек (данные изменятся после ввода построенных объектов).
Всего с 2008 по 2017 год получили жилье 1286 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На начало января 2018 года – 4611 человек, находится в очередь на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: от 14 до 18 лет – 1080 человек; от 18 до 23 лет – 1720 человека; от 23 лет и старше – 1811 человек.
Больше всего таких граждан в Кызыле - 1668 человек; в Дзун-Хемчикском районе - 388 человек, в Кызылском районе - 351 человек.
В Республике Тыва очень много детей сирот, которым нужна помощь, но не всем удается помочь.Прежде всего причины названных проблем в Республике Тыва связаны с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на строительство жилья для детей-сирот, вызванных тем, что республика имеет дотационную форму финансирование.