Преемственность — одна из закономерностей общественного развития и развития культуры в том числе. Процессы глобализации приводят к экспансии проамериканского типа культуры в ее массовом варианте. Принимая ее как данность, локальные, национальные культуры начинают в известном смысле «подстраиваться» под массовый потребительский стандарт, что приводит к вымыванию ценностных компонентов из них. Мы имеем ввиду и повсеместное употребление заимствованных слов (директор- менеджер, вечеринка- пати и т.д.), в художественных жанрах включение элементов потребительских вестернских сюжетов (насилие, секс и т.д.). Кроме того, молодёжь воспринимает в большей степени именно массовую, потребительскую культуру, чем подлинно-духовную, национальную. Проблема ослабления преемственности национальных культурных образцов приводит к трансформации ценностных ориентаций молодёжи. Посредством интериоризации массовой вестерн-культуры, культуры «сниженного образца» формируются установки потребительства, тунеядства. Как констатируют результаты психолого-социологических исследований, которые проводились исследователями в разных городах нашей страны с 2014-2017гг., включая исследования ценностных ориентаций молодёжи г. Тобольска, проводимыми группой студентов под руководством А.А. Новиковой - ценности морали, нравственности, интеллектуального развития, уважения к старшим, патриотизма и т.д. не являются значимыми во внутренней структуре личности молодых людей.
Считаем, что именно поддержание и сохранение ценностей национальной культуры, традиций, выраженными в форме литературных произведений, песен, видах искусств и мастерства, национальных традиций - будут способствовать формированию высоких ценностей в структуре личности молодого человека, а также гармоничному существованию представителей разных культур, национальностей в социуме.
С целью изучения проблемы преемственности национальных культурных образцов, традиционных ценностей в молодёжной среде, нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие учащаяся молодёжь г. Тобольска в возрасте от 16 до 35лет. Всего было опрошено 125 респондентов разной национальной культурной принадлежности.
Как показали результаты исследования – 40% опрошенных респондентов знают национальные традиции хорошо; 30% - знают немного и 30% -затруднились ответить на данный вопрос. Те же данные актуальны и в вопросе о сохранении и поддержании культурных традиций в семье, что подтверждает известное утверждение о том, что именно семья формирует ценностную систему личности молодого поколения.
Результаты позволяют задуматься о популяризации и сохранении национальных традиций, выраженных в семейно-бытовом укладе: постоянно поддерживают национальные, религиозные праздники- только 49% опрошенных респондентов; 28%- редко. В этом контексте коррелируют следующие данные: только у 26 % опрошенной молодёжи старшее поколение, родители, родственники транслируют особенности национальной культуры в виде научения традиционной кухне, языковой культуре, религиозным традициям и т.д. Часто на родном языке общаются – 40% респондентов; Редко – 52%.
Заслуживают внимания и результаты исследования в контексте национального искусства: результаты ответов на вопрос: «Знаете ли Вы национальные виды искусства и мастерство?» представлены в таб.1
Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы национальные виды искусства и мастерство?»
Знаете ли вы национальные виды искусства и мастерство? |
|||
Знаю хорошо |
Знаю немного |
Не знаю |
Затрудняюсь ответить |
35% |
40% |
5% |
20% |
Исследование показало, что молодёжь ( представители «нерусской национальности) постоянно читают журналы на родном языке -11%, смотрят передачи -25%. Отмечается, что только 57% всех опрошенных респондентов читают книги. Постоянно посещают национальные культурные мероприятия, связанные – 28%; 39% - иногда; 16% -редко и 17 % затруднились ответить. Однако кино посещают: 60% опрошенных респондентов - постоянно; 35 – иногда и 5% - редко.
Немного радует тот факт, что 46% опрошенных респондентов хотели бы больше знать о своей культуре, истории, традициях; - 39% опрошенных респондентов считают важным сохранять и передавать культурные ценности, традиции; - 68% опрошенных респондентов хорошо относятся к представителям других национальностей, 16 % - нейтрально; - 45% опрошенных респондентов хорошо отнесутся или относятся уже к появлению в семье представителя другой национальности, 23% - сдержанно. В целом, 24% опрошенных респондентов хотели бы также знать о культуре и традициях других национальностей, 44% - не очень бы хотели интересоваться культурой других народов и национальностей.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что степень преемственности национальных культурных образцов в молодежной среде нашего города – «ниже среднего». Меньше половины опрошенных респондентов знакомы с национальной культурой и традициями хорошо, в их семьях отмечается тенденция преемственности, т.е. передача и сохранение национальных культурных образцов. Только 39% опрошенных респондентов считают важным передавать и сохранять ценности национальной культуры – т.е. понимают значимость национальной культуры.
Для большей половины опрошенных респондентов аспект преемственности национальной культуры в семьях выражается в национальных праздниках, просмотре передач. Более высокий уровень национальной культуры - творческо-художественный компонент (чтение книг, посещение выставок, интерес к истории, религии, мастерство –не совсем знаком опрошенным респондентам. Однако радует тот факт, что для более, чем 40% опрошенных респондентов было бы интересно больше узнать о своей национальной культуре и для 24% - культуре других национальностей.
С целью усиления степени преемственности национальной культуры в молодёжной среде мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Популяризация традиционных национальных ценностей посредством проведения культурных мероприятий на базе учебных заведений;
2. Введение культурологической компоненты в воспитательный процесс учебных заведений (конкурсы национальной истории, конкурс чтецов на родном языке и т.д.). Активизация межкультурных мероприятий (проекты национальной культуры);
3. В общеобразовательных школах, средне-специальных учебных заведениях проводить родительские собрания-лектории, направленные на усиление аспекта преемственности и значимости национальных культурных образцов.
Список использованной литературы:
1. Тимченко А.А. Молодежь в процессе преемственности и смены поколений современной России: социально-дезорганизационный аспект: автор.дис. на соск. уч. степени к.с.н., Краснодар, Краснодарский университет МВД России. -24 с.
2. Новикова А.А. Развитие социальной компетентности в процессе социализации обучающихся в высшей школе. Современные исследования социальных проблем, 2016. -№1. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2016.html.