Причины попадания подростков в «группу риска» разнообразны, следовательно, необходимо выбрать правильную технологию при работе с ними.
В большом энциклопедическом словаре «технология» определяется как «совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки… Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики» [5,c.88].
П.Д. Павленок указывает на то, что социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействии, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решение тех или иных социальных проблем [7, с.13].
В.И.Курбатов определяет два основных подхода к определению понятия технологий социальной работы. Первыйрассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата [6].
Е.И.Холостова рассматривает социальные технологии как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата [9c. 469].
Таким образом, под технологиями, применяемыми в социальной работе, понимаются действия, направленные на достижение определенных целей.
В Федеральном законеот 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ определены учреждения и предприятия социального обслуживания, где отдельными пунктами выделены учреждения для детей. В соответствии со статьей 17 данного закона к таким учреждениям относятся:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями [1].
В социальной практике различают индивидуальный и групповойуровень работы с данными детьми.
Индивидуальная работа строится на основе всестороннего обследования ребенка, психолого-педагогического изучения.
Н.Вебб считает, что индивидуальная работа с детьми должна представлять ряд последовательных шагов, каждый из которых определяется логикой развития отношений и возникающих трудностей в процессе взаимодействия [11].
К основным индивидуальными методами М.В. Фирсов определяет:
-терапевтическая работа;
-консультативная работа;
-работа по профилактике и социальной реабилитации.
Рассмотрим каждую из них.
Терапевтическая работа направлена на осознание и преодоление ребенком своих страхов и проблем. Социальный работник должен использовать «детский язык» в своей работе и адекватно реагировать на специфические запросы. Данный метод работы начинается тогда, когда у ребенка начинает проявляться определенная симптоматика: у него меняется поведение, он перестает общаться с другими детьми, не может «решать задачи» своего возраста [8].
Общая модель терапевтической работы с детьми:
1 -й шаг Установление отношений с ребенком
2 -й шаг Наблюдение и слушание ребенка
3 -й шаг Определение тем в детской игре
4 -й шаг Формулирование динамического понимания ребенка
5 -й шаг Ответ ребенку в зависимости от понимания
Среди основных терапевтических моделей индивидуальной работы с детьми исследователи выделяют:
-клиенто-центрированную детскую терапию,
-психодинамическую терапию с ребенком,
-когнитивно-поведенческую терапию с ребенком [8].
Данный метод социальной работы может быть применим, также к детям «группы риска», особенно пережившим насилие, но лишь в том случае если необходима работа по изменению поведения ребенка в преодолении страхов.
Следующий метод индивидуальной работы – это консультативная работа.
Консультативная беседа представляет собой личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений, оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.
По мнению Н.Ф. Михайловой, в процессе консультирования, чрезвычайно важно установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации и заботы о нем [2,с. 5].
Существует различные модели консультирования. Большинством специалистов используется пятиэтапная методика консультирования:
1 этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений. Специалист поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности, вызывает к себе доверие как к профессионалу.
2 этап. «Исповедь» клиента. У специалиста возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психосоциальных проблем клиента, и появляются первые рабочие гипотезы- предположительное суждение о причинной связи явлений.
3 этап. Анализ (осмысление, обдумывание) социально-психологической проблематики клиента; проверка генеральной рабочей консультативной гипотезы.
4 этап. Всесторонняя профессиональная проработка консультантом значимых проблем клиента, поиск осуществления специалистом вместе с клиентом оптимальных решений проблем и нахождение ресурсов.
5 этап. Рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса, краткое обобщение специалистом того, что происходило в течении всего процесса консультирования, повторное «проговаривание» выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблем [ 4,c.106].
Консультативная работа актуальна при социальной работе со всеми категориями детей, подростков «группы риска», но с детьми пережившим насилие существуют свои особенности.
Е.И.Холостова и Л.И Кононова рекомендуют проводить консультирование с детьми,пережившим насилие моральное, физическое или сексуальное, в игровой или релаксационной комнате, так как это способствует снятия напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. Следует остерегаться группового консультирования детей, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказать свои чувства на группе [10,c.419].
Еще одни метод индивидуальной работы– работа по профилактике и социальной реабилитации.
Социальная профилактика – система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение психосоциальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения [9].
Результатом социальной профилактики является формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях, усвоенных клиентом в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе, а также повышение устойчивости личности клиента воздействию неблагоприятных факторов социальной среды.
В настоящее время принято выделять три вида социальной профилактики:
Первичная социальная профилактика, включающая в себя комплекс социальных, образовательных и социально-реабилитационных мероприятий, способствующих, сохранению, поддержанию нормального уровня жизни. Она направлена на содействие в достижении клиентом поставленных целей и развитие его способностей. Во время проведения первичной профилактики проводится социальный патронат – форма социальной профилактической работы с клиентом и его семьей, осуществляющая на основании договора о социальном патронате, заключающийся между клиентом и учреждением социального обслуживания.
Социальный патронат включается в себя:
Консультирование;
Социальный патронаж на дому;
Привлечение клиента к участию в различных программах учреждения.
Вторичная социальная профилактика проводится в том случае, когда у клиента происходит нарушение социальных норм, требований, возникают первые проявления противозаконных действий. Возможно, что он может входить в малые группы с выраженным отклоняющимся характером поведения. Вторичная социальная профилактика – это комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных мероприятий, предупреждающих, устраняющих или нейтрализующих основные причины и условия, вызывающие социальные отклонения.
Здесь применяются такие формы социальной работы как:
уличное патрулирование;
посещение на дому клиентов, проживающих в социально-опасных семьях.
Далее с клиентами, имеющими склонность к противозаконным действиям, устанавливают доверительные отношения, их информируют о различных программах, привлекают к различным мероприятиям социальной направленности. Впоследствии в отношении подростка и его семьи устанавливается патронат, ориентированный на коррекцию семейных отношений, восстановление межличностных связей с родственниками, определение четких ролей в семье.
Третичная социальная профилактика проводится в отношении клиентов, которые совершили правонарушение. Под третичной социальной профилактикой понимается комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных, социально-терапевтических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов противозаконных действий, а также физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп. Целью здесь будет коррекция поведения клиента и развитие его личности. Результатом такой деятельности будет восстановление социального статуса человека, возвращение в семью, продолжение дальнейшего образования или профессиональной деятельности [3,c. 83].
Социальная реабилитация основана на создание условий в обществе для восстановления и развития способностей навыков самостоятельного социального функционирования профессиональных навыков и навыков взаимодействия с окружающим миром [10,c.134].
К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса индивида, определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъектов к новым условиям жизнедеятельности.
В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.
Однако, как отмечают Е.И. Холостова и Л.И. Кононова, социальная реабилитация в теоретическом плане не проработана, что не позволяет развивать реабилитационную практику в отношении лиц с девиантным поведение, детей «группы риска» [10,c.134].
Групповая социальной работы основывается, на том,где учитываются возрастные, коммуникативные, ценностные ориентации, жизненный опыт детей и подросток. Данный уровень работы начинается с индивидуального интервьюирования, где социальный работник предварительно определяет роль и место ребенка в процессе будущего группового взаимодействия [8].
Групповая работа с детьми и подростками по своему составу и структуре может быть структурированной и неструктурированной, центрированной на руководителе и на участниках, рациональной и эмоциональной [8].
Данная работа строится из методов, которые применяются при индивидуальной работе. Но они являются более эффективными, когда их применяют с детьми и подростками «один на один».
Следует отметить, что образовательные учреждения являются лучшей средой для профилактики, выявления и корректировки отклонений у детей и подростков. Поэтому технологий социальной работы в сфере образования состоят из таких направлений как:
-технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;
- технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;
-технологии работы с семьями школьников;
-технологии работы с школьными учителями;
-технологии социальной работы с учащимися и со студентами;
-технологии работы с преподавателями училищ и вузов;
-технологии профилактики девиантного поведения;
-технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах [10, c.469].
Таким образом, технологии социальной работы с подростками «группы риска» имеют своей целью помочь детям преодолеть трудные жизненные ситуации, оказать помощь в устройстве благоприятных условий для их успешной социализации, наиболее эффективно работа будет проходить, когда с ребенком проводится индивидуальная работа, так как она ориентируется именно на особенности, специфичность проблемы, но групповая работа позволяет охватить большой спектр детей «группы риска», имеющих похожие трудные жизненные ситуации, или находящиеся в одной категории.
Библиографический список:
Федеральный закон № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. (ред. ред. от 30.12.2015).
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Организация психолого-педагогической работы с подростками, пережившими насилие. // Вестник ОГУ, №9 (170), сентябрь 2014– С. 5–10.
Басов Н.Ф Социальная работа: Учебное пособие для бакалавров / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дакшков и К», 2015.– 352 с.
ГацаловаЛ.Б., ПарсиеваЛ.К., КусовТ.Э // International Journal of Applied and Fundamental Research. – 2014. –№ 9. – С. 166
Гулина М. А Словарь-справочник по социальной работе/Гулина М.А. –Спб.: Питер,2008. –400 с.
Курбатов В.И.Социальная работа/В.И.Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дакшков и К», 2008. – 607 с.
Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изда-тельствоЮрайт, 2014. – 557 с
Холостова Е.И. Социальная работа : Учебное пособие. – 6-е изд / Е.И Холостова .– М.: Издательско –торговая корпорация «Дакшков и К», 2009. – 860 с.
Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы : учебник для бакалавров / под.ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 503 с.
Холостова, Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, М.В. Вдовина.- М.:ИздательствоЮрайт, 2014.-345с.