О ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Джафарова Д.Ф. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское общество переживает сложный процесс своего становления. Необходимыми условиями социально-экономических и политических преобразований, формирования правового государства является прочная законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой культуры.

В конце XX века активизировался поиск новой системы ценностей, призванной стать основой гражданского общества. В рамках правовой реформы в Российской Федерации, осуществляемой на принципах верховенства права и закона, произошло обновление законодательства. Значительно возрос престиж юридических специальностей, актуализировалась проблема правового просвещения, обучения и воспитания граждан. Все это обусловило необходимость создания целостной системы правового образования в стране, становление которой стало осуществляться в 90-е годы XX века [1].

Юридическая грамотность - несомненный атрибут граждан в условиях правового государства, свободного гражданского общества. Это то, от чего зависит сам уровень демократии, степень господства закона, реальность прав и свобод личности. Вот почему формирование правосознания, соответствующих убеждений, мировоззрения становится обязательными слагаемыми развития общества. Поэтому перед государством стоит важная задача - повышение правовой культуры общества, личности. Практика и теория определили следующие направления ее совершенствования: совершенствование законодательства путем отражения и закрепления в нем различных прав и интересов граждан, потребностей общества; повышение уровня правового образования; доведение до общественного и индивидуального сознания граждан необходимости и целесообразности проведения в стране соответствующих правовых реформ; совершенствование деятельности правоприменительных органов в части реализации действующего законодательства; повсеместное пресечение противозаконной деятельности должностных лиц.

Пути повышения правовой культуры складываются как из пропагандистских, просветительских и образовательных мероприятий, так и из практических мер по совершенствованию законодательства, деятельности правоприменительных органов, добросовестному исполнению должностными лицами своих обязанностей.

Правовое образование рассматривается как важнейшее средство, дающее возможность всем членам общества получить правовые знания и умения применять их на практике.

На этапе перехода общества к новым условиям жизни необычайно активизируется роль правовых знаний граждан, и особенно подростков, активно вступающих в социальную жизнь и не имеющих возможности в силу своих психолого-возрастных особенностей надлежащим образом адаптироваться в ней. Поэтому необходимым условием в процессе правовой социализации личности является формирование ценностно-правовых ориентации в соответствии с которыми они будут осуществлять свой выбор поведения. Немаловажную роль в этом играют семья, школа, правоприменительные органы. Но как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования. Другими словами, школа - это центральное звено в решении проблемы формирования и совершенствования правовой культуры общества, отдельных граждан. Важность школьного правового образования определяется тем, что молодые люди, с одной стороны, представляют собой самую обширную и наиболее деятельную часть общества, а с другой стороны, ту часть, которая является самой неустойчивой и сильно подверженной различным негативным влияниям. Именно среди этой части российского общества широко и повсеместно распространяется правовой нигилизм и апатия. Тем более, что у подрастающего поколения правосознание и правовая культура находятся еще в стадии формирования, их правовые знания носят бессистемный характер, они еще весьма смутно понимают роль и значение права и законов в жизни нашего общества [2].

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании дисциплин правового блока.

На современном этапе цель правового образования – формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к правовым нормам, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьного правового образования имеет три уровня: 1 формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.

Изменились цели, меняется концепция преподавания предмета «право». Произошла интеграция школьных правовых курсов. На первый план в содержании правового образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – это те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

Сейчас перед учителем права стоит иная методическая задача. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, кружки, факультативы, практические работы и т.д.

Список использованной литературы:

1.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Уч. пособие для студентов вузов. М.: 2003 г.

2.Кропанева Е.А. . Теория и методика обучения праву. Уч. пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2010 г.

3.Панина Т.С.Современные способы активизации познавательной деятельности. М.: 2003 г.

4. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования //Педагогика. 1999. № 2. С. 3-8.

Просмотров работы: 10