МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Джамалудинова М.Б. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а метапредметные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в системе деятельностного подхода [4, с.160].

При реализации ФГОС в реальных условиях школы необходимо решать две проблемы – методики, технологии, обеспечивающие формирование УУД и способы оценки сформированности УУД. Для решения этих задач нужна программа формирования УУД над которой я работаю. Исходя из опыта работы в этом направлении, я пришла к выводу, что наиболее разработанным, соответствующим требованиям ФГОС является УМК «Сферы». В тетради-тренажере этого УМК были подобраны группы заданий, выполнение которых и предполагало формирование различных УУД, была разработана оценочная система, что позволяло учителю оценивать как степень сформированности того или иного УУД всего класса, так и выстраивать линию индивидуального развития каждого ребенка. Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции [2, с.140].

Навыки работы с информацией очень важны для учителей гуманитарного цикла. Очень актуальна при формировании УУД технология развития критического мышления. Для развития этих навыков достаточно эффективно использование приема «Зигзаг», которая предполагает и развитие коммуникативных и регулятивных УУД, так как работа детей строится в парах и группах. Прием «Зигзаг», являясь частью технологии развития критического мышления, развивает у учащихся следующие умения:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Самым главным достоинством «Зигзага», с моей точки зрения, является овладение навыками совместного критического анализа. Во взрослой жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения.

В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме; генерировать (создавать) идеи в группе и много другое. Именно для достижения всех этих целей и предназначена стратегия «Зигзаг».

В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача в результате работы на этом занятии: им нужно совместно создать некий текст, написанный в определенном стиле и обобщающий различные аспекты изучаемой темы. Условно назовем эти группы рабочими. После того, как каждая группа определит основные ключевые идеи (опорными словами, планом и т.п.) будущего текста, то есть, то, что в их будущем тексте должно отразиться, учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называются экспертными. Это делается обычно путем простого раcчёта на первый-четвертый. Затем – первые номера рассаживаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую и т. д. Каждая экспертная группа работает с отдельным текстом, являющимся частью изучаемой темы. [5, с.119].

Итак, в каждой экспертной группе над текстом работают по одному-два представителя от каждой рабочей группы. После того, как эксперты поработают над текстом, они возвращаются в свои рабочие группы и – теперь уже вместе – создают общий текст. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим сотрудникам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего связного текста по теме. После составления текста учащиеся представляют его всему классу. Развитие критического мышления подразумевает формирование умения решать проблемы любого плана. Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая поможет увидеть проблему, проанализировать ее с разных точек зрения, выделить составляющие, оценить различные варианты решения и выбрать оптимальный. Эта стратегия решения проблем получила название «ИДЕАЛ». Этапы работы с проблемой или поставленной целью можно представить в таком виде:

И — Идентифицируйте проблему или цель своей работы

Д — Доберитесь до ее сути

Е — Есть варианты решений

А — А теперь за работу!

Л — Логические выводы

А теперь подробнее.

1. Идентификация проблемы. Выбранная цель определяется в самом общем виде.

2. Формирование проблемы в виде вопроса. Он должен быть предельно точным и конкретным, начинаться со слова «как» и не содержать отрицания (например, частицы «не»)

3. Генерирование максимального количества числа вариантов проблемы. Чем больше идей, тем лучше. Эта работа осуществляется посредством мозговой атаки и без отсутствия любой критики.

4. Выбор оптимального варианта или вариантов. Взвешивание «за» и «против».

5. Анализ действий, предпринятых для решения проблем. Логические выводы.

Таким образом, для эффективного развития УУД необходимо менять структуру урока, которая в новой технологии делиться на три части: вызов, осмысление, рефлексия. На каждом из этапов урока мы применяем приемы, технологии, формирующие у обучающихся определенные группы УУД.

Список литературы:

Гурская О.В. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся на уроках истории // По материалам конференции «Знаменские чтерия» СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Образовательный портал Завуч.Инфо. http://www.zavuch.info/metodichka

Обухова Т.Н. Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания - http://pedsovet-133.ucoz.ru/news/

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/

Просмотров работы: 7