Факторы роста эндотелия в механизмах ангиогенеза - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Факторы роста эндотелия в механизмах ангиогенеза

Рева И.В. 1, Гармаш А.И. 1, Гармаш Р.А. 1, Фургал А.А. 1
1ДВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одной из причин детской смертности являются врождённые пороки развития сосудов. Критичные для жизни нарушения ангиогенеза,по даннымBrewster L с соавторами (2017), достигают от 1% до 10% случаев, что свидетельствует об актуальности изучения механизмов ангиогенеза в целом и развития вен, в частности. Аномалии развития артерий и вен, как агенезия, аплазия, артериальные и венозные аневризмы, недоразвитие клапанного аппарата вен возникают при нарушении образования сосудистых стволов, также сосудистые аномалии связывают с нарушением регуляции пренатального ангиогенеза, являющегося ключевым в патогенезе нарушений кровообращения. Перспективными для лечения этих групп пациентов являются методы клеточной терапии, но вопросы преимущества использования клеток костного мозга или мезенхимальных стволовых клеток (мск) в качестве альтернативы реваскуляризационной терапии не решены и требуют глубоких исследований. Знания о патофизиологических основах сосудистых аномалий резко возросли за счёт молекулярно-генетических находок. Нарушения общих внутриклеточных сигнальных путей, часто активирующие мутации, по мнению автoров новых концепций, вызывают эндотелиальную  клеточную дисфункцию. Mathiyalagan P, Sahoo S. (2017) большую роль отводят СD34+ стволовым клеткам, аффилированным, по данным некоторых авторов с фактором роста эндотелия (VEGF), который, по их мнению, способны через паракринную секрецию влиять на ангиогенез. Подавляя и одновременно модулируя экспрессию генов, участвующих в ангиогенезе, таких как сосудистый эндотелиальный фактор роста,  ангиопоэтин 1 и ангиопоэтин 2 (ANG1, ,ANG2), metallopeptidase 9 (MMP9), thrombospondin 1(TSP1), они оказывают терапевтический эффект при ишемии задних конечностей  у мыши, что может быть перспективным для экстраполяции в медицинскую практику. В связи с этим знания по вопросам профилактики, этиологии, патогенеза, лечения и прогнозирования врожденных пороков развития имеют большое значение. Ibrahim M, Richardson MK. (2017) свидетельствуют о важности изучения ангиогенеза, так как состояние этого вопроса тормозит развитие трансплантологии, методов репаративной регенерации во всех областях медицины, и на современном этапе имеет недостатки в изучении на материале человека, что определило направление наших исследований.

Целью нашего исследования явилось изучение локализации клеток с экспрессией маркера CD34 в активно разрастающихся сосудах.

Материал и методы исследования. Исследование выполнено в рамках госзадаия 17.5740/2017/6.7 с учётом положений Хельсинской декларации (2000) и с разрешением этического комитета ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». Биоптаты для исследования были получены в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.94 N 82 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» и в соответствии с номенклатурой клинических лабораторных исследований МЗ РФ (приказ 21 февраля 2000 г. № 64).Изучен материал 15 пациентов с врожденными пороками развития сосудов нижних конечностей.

Результаты исследования. Установлено, что CD34 моноклональные антитела экспрессируются на эндотелии нормальных кровеносных сосудов. Стенки капилляров и вен большинства тканей CD34 положительны, как и некоторые стромальные элементы.  Белок может быть идентифицирован с помощью с антител CD34 не только в изолированных эндотелиальных клетках стенки сосудов, но также в других тканях, богатых сосудистым эндотелием. Эти данные свидетельствуют о том, что связывание антител CD34 с сосудистым эндотелием происходит с продуктом гена CD34. Факт того, что, несмотря на присутствие мРНК, VEGFв пролиферирующих эндотелиальных клетках не связывают антитела к CD34, свидетельствует о том, что антиген CD34 не может быть активирован факторами роста. Молекулярные механизмы, регулирующие эндотелиальную активность клеток на различных этапах сосудистого роста, ремоделирования, созревания и покоя, остаются неясными. Можно сделать вывод, что при высоком регенераторном потенциале эндотелия, протеин CD34 ингибирован или переведен в другую форму, которая неактивна для антител CD34. Анализ препаратов показал, что молекулы CD34 концентрируются на мембранных поверхностях эндотелия, отсутствуя в зонах межклеточных контактов эндотелиоцитов, что свидетельствует о том, что CD34 может действовать как молекула адгезии как для эндотелиальных клеток, так и для сосудистых предшественников, представленных эндотелиальными прогениторными  клетками (Ерс) и мезенхимальными стволовыми клетками (Мск). Учитывая распределение экспрессии белка преимущественно в люминальной части базальной мембраны и прилежащей к ней цитоплазме эндотелия, наши данные согласуются с данными LinCS, LueTF (2013), которые подвергают сомнению роль гладких мышечных прогениторных клеток (SMPCs) и перицитов, как стволовых, на основе экспериментальных доказательств их ингибирующих ангиогенез свойств и функционального разнообразия. Мезенхимальные стволовые клетки (мск) существующие в большинстве тканей взрослого человека и располагающиеся вблизи или внутри кровеносных сосудов, могут быть потенциальными участниками регенерации сосудистой стенки.

Выводы. В условиях растущих сосудов и высокой пролиферативной активности эндотелия наблюдается низкая экспрессия CD34. Активность соответствует люминальной мембранной зоне эндотелиоцита, что косвенно подтверждает наличие адгезии внутривазальных предшественников эндотелия в условиях репаративного ангиогенеза.Это следует учитывать в разработке клеточных технологий в клинической практике для ограничения использования стволовых клеток.

Просмотров работы: 8