ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ К. А. КОРОВИНА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ К. А. КОРОВИНА

Косарева Е.В. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индивидуальные особенности каждого живописца ярко проявляютсяв избранной им системе техники и методе выполнения работы. В масляной технике живописи К.А. Коровин выполнял свои живописные произведения методомписьма основными цветовыми массами. Суть данного метода заключается в том, что холст раскрывается и обрабатывается художником на всем пространстве одновременно, основными цветовыми массами

с постепенным углублением формы и цвета по сырому, непросохшему красочному слою [8]. Благодаря совершенству владения этой техникой и непосредственному восприятию образа природы все произведения художника обладают необыкновенной свежестью передачи виденного и пережитого им самим. Система техники Коровина основана на лепке и моделировке форм тонко нюансированным цветом, на выразительных приемах нанесения на холст цветовых пятен-мазков, положенных строго по форме. Современники К. А. Коровина, наблюдавшие его работу над своими произведениями, подтверждают: «Создавалось впечатление, что на палитре он видит целиком свою будущую картину. Оканчивал он вещь в два - три сеанса» [10].

Касаясь своего метода работы, Константин Алексеевич говорил: «Живопись - удивительно точное дело. Все держится на чуть-чуть, не попадешь в чуть-чуть, и ее нет. А почему не попадал правильно, потому что до того старался взять верно, что забыл про вечную истину: не тень нужно брать, а соотношение всех тонов вместе с тенью. То есть смотреть одновременно, не нарушать точнейшей взаимозависимости живописных отношений. Два-три тона взять точно вместе трудно, пять-шесть еще труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, — невероятно трудно. Воспитывая глаз сначала понемногу, потом по шире распускай его, а в конце концов все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник все видит одновременно, так же, как хороший дирижер слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты. Это, так сказать, вершина мастерства, подходить к этому надо постепенно. Самое трудно в живописи — писать сближенные тона, очень мало разнящиеся друг от друга. В живописи не существует ничего отдельного. Чем точнее связь, тем красивее. Тень нельзя написать отдельно от полутона и света так же, как нельзя ее написать без сравнения с другой тенью. Мало составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде. Нужно тон к тону не доводить, брать отдельно тени и света, ляпать на холст, не стушевывая» [9].

Для понимания метода живописи К.А. Коровина многое дает описание наглядного урока, записанного своим учеником Б. В. Иогансоном.
«Он любил начинать с самых густых, темных мест. Это не позволяло влезть в белесость». К.А. Коровин составлял на палитре тон черного бархата чернее черного; туда входили берлинская лазурь в чистом виде, краплак темный и прозрачная краска типа индийской желтой. На холст был положен «черный» мазок, который смотрелся посторонним телом. Далее, на палитре же, он составлял теневые части различных материй и теневую часть волос, находя все тона вокруг черного бархата, цвет которого лежал па палитре,
как камертон. «Видите, на палитре я [К.А. Коровин] приготовил эту кухню как начало для предстоящих сложных поисков дальнейших отношений».
Все найденное на палитре было положено на холст, но на палитре остался след от найденного и к нему подбиралось дальнейшее. Такой способ поисков был строгим контролем над собой, и все для того, чтобы найти эту предельную точность отношений. «Надо в процессе живописи быть хитрым. Придется написать точно окружающее, чтобы уже на верно найденном фоне безошибочно ударить» [6].

П. В. Кузнецов, ученик К.А. Коровина осмысляя специфические авторские стратегии цветопередачи учителя, писал: «У него был свой метод композиции и определения пространства и цветовых отношений. Если иногда это производило впечатление дробления цвета, то на расстоянии оно сливалось в единое гармоничное целое, звучное, незаметно выявляющее композицию сюжета». Иными словами, метод передачи цвета К. А. Коровиным выражается в «дробление – целое». Этот способ накладывания цветов на холст отдельными мазками и рассчитывание на оптическое смешение их в глазу зрителя указывает на импрессионистические тенденции в творчестве художника. Для того, чтобы ясно видеть цветовой тон и светлоту предметов дальнего плана, К.А. Коровин не видит там отдельных предметов, а старается увидеть общее цветовое пятно [3]. Отказ от зрительного анализа формы предмета, чтобы яснее увидеть цветовые отношения – это один из приемов импрессионистического видения живописца. К.А. Коровин считал, что главное в живописи – цвет, создающий формы изображаемого, то есть внешние очертания, наружный вид предмета. Для художника цвет является основным средством живописного и вербального творчества, позволяющим изображать практически все многообразие действительности. Цвет помогает строить форму изображений, образует ритм, моделирует пространство и передает настроение живописца. Для создания верного цветового образа живописец считает необходимым соблюдение таких цветовых характеристик, как: яркость, тональность и контрастность [5].

Под впечатлением спектакля «Снегурочка» К.А. Коровин пишет картину «Северная идиллия» (1886 год). Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. В живописной манере ощущается эклектичность–детализированное изображение пейзажа соединяется с широкими, обобщенными цветовыми пятнами фигур. Размашистая манера письма возникает у Коровина под влиянием увлечения творчеством шведского импрессиониста А.Л. Цорна. Группа выразительно скомпонована выделена общим бело-красным пятном на фоне плотных вечерний тонов зелени [4]. В сущности здесь впервые красота народного русского костюма предстает не в затейливом узорочье, а в декоративности крупных пятен, простых и звучных цветовых отношений, в пластике лаконичных форм. В профессиональном значение эскиз к картине «Северная идиллия» много значил для художника, поскольку эскиз был написан широко и плотно, на одном дыхание. Просто и тонко по ощущению переданы сумеречные тона травы с цветами, леса. В окончательном варианте все выглядит традиционнее, но суше. Зато колористическая находка произведения получила дальнейшее развитие. «Горение» красного цвета среди зелени стало нередко определять характер коровинской красочной гаммы: многие работы оживлены непременным красным пятном, повышающим звучность колорита. Цветовое решение и приемы стилизации форм, найденные
К.А. Коровиным в этой композиции, будут впоследствии использованы художниками неорусского стиля: А.Е. Архиповым, Н.К. Рерихом, И.Я. Билибиным [1].

Во второй половине 1900-х в станковом творчестве художника окончательно формируются та характерная только ему манера широкого и свободного эскизного письма, что навсегда будет связана с именем К. А. Коровина [7]. Колористический метод Константина Алексеевича Коровина сломал традиционно-академические представления о законченности произведения, при этом раскрепостив художника в задачах пленэрной живописи. Благодаря Константину Алексеевичу "этюдность" стала одной из характерных черт русского импрессионизма. Он разрабатывал эту манеру письма на протяжении всей жизни. Завораживает легкость и артистизм "крымских" и "французских" этюдов "Парижское кафе" (1890-е), "Кафе в Ялте" (1905), "Улица в Виши" (1906), "На юге Франции" (1908), "На берегу моря в Крыму" (1909), "Пристань в Гурзуфе" (1914), "Рыбачья бухта. Севастополь" (1916).

Во многих произведениях пейзажного жанра, выполненных в период 1916-1925 годах К. А. Коровин часто пользовался при передаче форм веерообразной системой кладки фактурно выраженными мазками красок. Этот прием, в особенности характерный для данного периода творчества художника, можно наблюдать в ряде его полотен, например в «Костре» (1919), «Летом» (1919), «К весне»(1919), «Ночь. Дуэт» (1921) [2].

Цвет для К.А. Коровина - это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда [3]. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды — это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени [5]. Именно это принципиально и отличало живопись К. А. Коровина.

Список литературы:

Басыров А.Я. Константин Алексеевич Коровин. - Л.:Художник РСФСР, 1985. - 104с.

Баулин, Н.Б. Чёрный цвет в колорите станковой живописи К. А. Коровина // Научные труды. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А.И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 146—155.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. - М.:Академия художеств СССР, 1961. - 504с.

Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.:Сварог и К, 2004. - 232 с.

Зильберштейн И. С., Самков В. А. Константин Коровин вспоминает...— М.: Изобр. иск-во, 1990. — 608с.

Прокофьев Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Владос, 2010. - 250с.

Суздалев П.К. Основы понимания живописи. - М.:Искусство, 1964. - 87с.

Тютюнник В. В. Основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи. - М.: Академия художеств, 1965.- 216с.

Фейнберг Л. Е., Гренберг Ю. И. Секреты живописи старых мастеров. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 320с.

Этюд - как работать над пейзажем. Техника. [Электронный ресурс] // Практикум. Академия Художеств – URL http://www.practicum.org/index.php?option=comcontent&view=article&id=108:2012-06-29-15-3041&catid=23:painting&Itemid=39 (дата обращения: 28.05.2018)

Просмотров работы: 906