Вместе с общим развитием научно-технического прогресса, активно формируется сектор банковских услуг. И наряду с уже сформировавшимися методами оказания банковских услуг, появляются и развиваются дистанционные банковские услуги, в том числе и интернет-банкинг.
Интернет-банкинг дает возможность управления своим банковским счетом удаленно, посредством использования сети Интернет, через компьютер, планшет или телефон.
В условиях высокой конкуренции в банковской сфере, присутствии на внутреннем рынке иностранных банков и наличия экономических санкций, российские банки ищут способы оптимизации своих затрат и наиболее выгодного взаимодействия с клиентами.
В современном рынке банковских услуг, можно выделить три основных вида услуг интернет-банкинга:
операционные услуги (перевод денежных средств между счетами; оплата услуг сотовой связи, ЖКХ, Интернета; платежи по кредитам и вкладам, покупки онлайн и многие другие);
информационные услуги (состояние счета, курсы валют, размеры платежей, задолженности и иная финансовая информация);
вспомогательные услуги (консультации онлайн, корректировка личных данных, реквизиты, претензии и замечания и прочие).
По данным исследовательского центра «Ромир», основные операционные услуги представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные операционные услуги интернет-банкинга.
Исходя из данных диаграммы (рис.1), 48% операционных услуг занимает оплата сотовой связи, а вот покупки в интернет-магазинах занимает только 8%.
Ключевыми преимуществами дистанционного банковского обслуживание является оперативное взаимодействие с личным банковским счетом и экономия времени на обращение в банк.
Банк же, в свою очередь, также получает определенную выгоду от развития интернет-банкинга:
сокращение издержек (содержание филиалов, штата инкассаторов и фондировние наличности),
повышает привлекательность своих услуг (внедрение современных технологий; рост клиентов и рейтинга).
Можно выделить определенные тенденции развития интернет-банкинга в России:
рост удобства использования интернет-банка, путем оптимизации и упрощения интерфейса;
внедрение онлайн чатов, для оперативной связи со специалистами банков;
внедрение шаблонов для автоплатежей, для ускорения заполнения платежных поручений;
возможность финансового планирования;
упрощение онлайн-переводов, для которых теперь достаточно просто наличие телефона с доступом в Интернет;
возможность оплаты бюджетных и кредитных платежей, проверка наличия задолженности и штрафов.
Анализ российского рынка интернет-банкинга подтверждает общую тенденцию роста дистанционных банковских услуг.
Все больше банков для продвижения своих сервисов и привлечения новых потребителей, объединяются с информационными базами органов власти, а также снижают и фиксируют тарифы за совершение онлайн-операций.
Таким образом, очевидно, что потенциал развития и роста интернет-банкинга в России огромный. И в будущем произойдет упрощение сервисов интернет-банкинга, повышение безопасности, а сами банки смогут вести свою деятельность практически в виртуальном пространстве.
Уже сейчас появляются и активно развиваются такие банки, к примеру, всем известный «Тинькофф банк» (ТКС Банк), который занимает, в том числе одну из лидирующих позиций в рейтинге интернет-банкинга.
Агентство Markswebb Rank & Report проводит ежегодные исследования в области развития эффективных интернет-продуктов. Исследования специалистов Markswebb Rank & Report 2014 года, базирующиеся на основании 200 ключевых критериях (функциональные возможности, элементы и качество интерфейса, отвечающие за удобство пользования, и другие критерии, определяющие потребительские качества интернет-банков) определили Рейтинг эффективности интернет-банков для физических лиц (Таблица №1).
Таблица 1. Рейтинг эффективности интернет-банков для физических лиц, февраль-март 2014 года.
При всей положительной динамике развития интернет-банкинга в России, необходимо отменить существующие проблемы:
малообеспеченность россиян, по объективным экономическим факторам, приводит к консолидации интернет-банкинга в крупных городах, а более мелкие регионы мало охвачены, и их вовлечение идет значительно медленнее;
сравнительно низкое качество розничного обслуживания;
наличие на рынке недобросовестных поставщиков;
наличие хакеров;
недостаточное законодательное регламентирование деятельности и юридическая практика;
отсутствие достаточной финансовой грамотности населения, что приводит к недоверию к электронным сервисам и деньгам.
В решения существующих проблем, в качестве рекомендаций можно выделить следующие аспекты:
ориентация на нуждах клиентов, для более четкого понимания и выявления потребностей;
постепенное внедрение электронных финансов и технологий во все слои населения, что требует грамотной маркетинговой политики;
работа с внутренним персоналом банков, рост их квалификации и юридической грамотности;
повышать доверие граждан к новым технологиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на некоторые трудности, в скором будем интернет-банкинг охватит полностью всю страну, что связано с объективными факторами: научно-техническим прогрессом, социальной автоматизацией и появлением новых информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы:
1. Официальный сайт Центрального банка России. [Электронный ресурс].
2. Куршакова Н.Б. Банковский маркетинг. СПбидр.: Питер, 2014. 150 с. Internet Banking Rank, 2018. [Электронный ресурс].
3. Кондрашов В.А. Тенденции развития банковских инноваций в современной России // Российское предпринимательство. 2012. № 8.
4. Резник И.А. Перспективы развития Интернет-банкинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 24-1
5. Косой А.М. Современные деньги // Деньги и кредит. 2002. № 6. Крахмалев С.В. 6.Современная банковская практика проведения международных платежей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 208 с.
7. Internet Banking Rank, 2014. [Электронный ресурс].
8. Панова Г.С. Инновации в банковском бизнесе – искусство банковских технологий /Современные банковские технологии: теоретические основы и практика. М.: Финансы и статистика, 2005.