МИНИ-МУЗЕЙ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МИНИ-МУЗЕЙ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Васильева А.Д. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания подрастающего поколения, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В нашей статье мы рассматриваем, что из себя представляет мини-музей, его роль как часть предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.

Музейная педагогика — это наука о воспитании средства­
ми музея. Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека [9].

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Исходя из вышесказанного можно сказать, что мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям.

Музейная педагогика в условиях ДОУ:

является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;      

способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;    

 помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Цели и задачи мини-музея:

музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми [8].

Среда - система предметных сред, насыщенных пособиями, игрушками, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему действий и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [12].

Развивающая образовательная среда - это такая среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [5].

Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность природных и социально-культурных предметных средств ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Она имеет релаксирующее воздействие на личность ребенка [4].

Учитывая полноценность образования и воспитания, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна создавать условия для:

 познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности;

 возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

 усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопрос и постановки новых вопросов);

 эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

 оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

 формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для ежедневного наблюдения за живыми объектами и общения с ними);

 формирование желания и умения беречь окружающий мир природы (воспитание чувства ответственности за состояние пространственной среды, эмоционального отношения к природным объектам);

 формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования и ухода за растениями).

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, морально-ценностного и деятельностного [1].

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования [11].

Функции предметно-развивающей  среды:

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

Иметь привлекательный вид;

Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

Снимать утомляемость;

Положительно влиять на эмоциональное состояние;

Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;

Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной     деятельности с педагогом;

Совсем незнакомые предметы и материалы.

Развивающая среды охватывает следующие образовательные области:

социально‑коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие;

физическое развитие [11].

При использовании музейной педагогики в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

Наглядности

Доступности

Динамичности

Содержательности [6]

Мини-музей является компонентом развивающей среды в дошкольной образовательной организации, так как при создании он опирается на основные принципы организации образовательной среды в ДОУ основываясь на ФГОС ДО, а именно: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости, и использует следующий ряд принципов, который следует учитывать при организации элементов развивающей среды:

Принцип интеграции. Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреж­дения создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников, детей разного возраста и семей. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и тому подобное. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

Принципы деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую ини­циативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы — поделки из природного материала и т. д. Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини-музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду; в мини-музее воздуха — провести элементарные опыты, поиграть со свистульками; в мини-музее хлеба — слепить изделие из теста и т.п.

Принцип научности. Экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка.

Принцип природосообразности. При организации мини-музеев надо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для рас­крытия личностного потенциала ребенка.

Принцип культуросообразности. Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм кон­кретной национальной и региональной культуры.

Принцип гуманизации. Мини-музей ориентирован на создание условий для всесто­роннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принципы динамичности и вариативности. Эти принципы тесно связаны с принципами интерактив­ности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и так далее. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию.

Принцип разнообразия. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип экологичности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал.

Принцип безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п.

Принципы глобализма и регионализма. Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые прожива­ют в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип креативности. Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

Принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Также важным является и расположение мини-музеев. Например, они могут располагаться:

В групповых комнатах. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты. Однако расположение мини-музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею имеют дети одной только группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

В приемных помещениях (раздевалках). У детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатком является то, что доступ к музею получают дети только одной группы.

В помещениях для дополнительных занятий. Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д. Недостатком является то, что музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

В холлах. В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения [7].

Таким образом, рассмотрев предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации, можно прийти к выводу, что мини-музей является компонентом этой среды, так как при создании он опирается на основные принципы и функции образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении основываясь на ФГОС ДО. А также выполняет все условия, которые создает предметно-пространственная среда для полноценного образования и воспитания детей.

Список литературы:

Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Том 1. [Текст] / П.П. Блонский; под редакцией А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

Браузман, Т.В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Браузман. // Молодой ученый. - 2017. - № 9. С. 310-312

Береснева, С.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / С.И. Береснова // Управление дошкольным образовательным учреждение. - 2006. - № 6. - С. 60-70.

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.Просвещение,1988. - 340 с

Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А. Карабанова, - Москва, 2014 г.

Морозова, А. Н. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / А. Н. Морозова, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ “Сфера”, 2006.- 416 с

Рыжова, Н. А. Мини-музеи в детском саду / Рыжова Н.А., Г.Б Ларионова., А.И. Данюкова // Дошкольное образование 2002 –№ 22 –С. 14–21.»

Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова – М.: Линка-Пресс , 2003. – 191 с.,

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История. Теория. Практика. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.;

Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. – СПб., 2013. – 316 с.

ФГОС ДО [Электронный ресурс] // http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.

Просмотров работы: 356