Еще 20 лет назад курсы повышения квалификации персонала выглядели как стандартные лекции с применением простейших видов тренажеров и компьютерных технологий. За последнее десятилетие технологии виртуальной реальности (VR-технологии) стремительно ворвались в нашу жизнь и заполнили все информационное пространство. Появилась масса интереснейших возможностей применения VR-технологий, прежде всего в образовании. Под виртуальной реальностью, прежде всего мы понимаем Интернет, но на практике, это понятие трактуется гораздо шире.
Вопрос внедрения VR-технологии в современный образовательный процесс на сегодняшний день стоит очень остро. Что бы достичь высокой планки в обучении и переквалификации персонала, требуется идти в ногу со временем. Виртуальные уроки, лекции, семинары и экскурсии давно используются как в начальной, так и в высшей школе. Они активно применяются и в системе повышения квалификации. Но это только малая толика использования возможностей виртуальной реальности.
VR-технологии помогают обучающемуся рабочему или иному специалисту смоделировать любой процесс своей деятельности на производстве или в любой другой области деятельности.
На сегодняшний момент эти технологии широко используются при обучении и повышении квалификации:
в науке;
в авиации при обучении летного состава;
в военно-промышленном комплексе при подготовке командирского и боевого состава;
в медицине - при отработке сложных медицинских манипуляций, изучении различного высокотехнологичного оборудования при повышении квалификации медицинского персонала;
в промышленности;
в образовании, для повышения квалификации педагогических работников;
в банковской сфере для тренинга сотрудников, обучая их общению с клиентами;
в транспортной отрасли для обучения вождению железнодорожного транспорта;
и так далее.
Широкое внедрение виртуальных классов с использованием специализированных очков, шлемов, специального обучающего оборудования позволит качественно обучить персонал. Сейчас для обучения используются два типа оборудования:
управляемые с помощью ПК или игровых приставок
Рис. 1.
управляемые с помощью мобильных телефонов.
Самым перспективным с точки зрения и удобства и экономии является смартфон.
Рис. 2.
Удешевление процесса обучения, возможность удаленного обучения, наглядность, безопасность, эффективность, виртуальные уроки, помогут быстро освоить новые возможности своей профессии и получить расширенные знания по заданному предмету. Рассмотрим все эти положительные стороны подробнее.
Удешевление процесса обучения. VR-технологии помогают удешевить переобучение специалистов, так как появляется возможность использовать оборудование и материалы фактически без износа, отпадает необходимость арендовать новые помещения или оборудование. Для переобучения летного состава теперь не надо эксплуатировать летательный аппарат, расходовать топливо. Современные авиа-симуляторы позволяют обучить летный состав тому или иному виду летательного аппарата, не выходя из учебного кабинета.
Эффект погружения. Обучающийся имеет возможность погрузиться в процесс целиком, рассмотреть все до мелких деталей.
Виртуальные уроки. Удаленное обучение позволяет получить необходимые знания, сдать тесты по удобному и гибкому графику.
Наглядность, визуализация. Возможности 3D-графики позволяют продемонстрировать любой процесс или явление с любой степенью детализации.
Безопасность. Использование VR-технологий способствует отработке навыков и умений персонала спасательных служб в экстремальных ситуациях. Подобные тренажеры широко используются в военной отрасли, при обучении военных безопасному применению любого вооружения.
Эффективность. Создание игровых программ с использованием такого оборудования, как шлем, специальные очки, перчатки, позволят обучить любому технологическому процессу, вплоть до приготовления пищи.
Формы образовательного процесса с применением VR-технологий
Использование VR-технологий предлагает различные формы обучающего процесса
ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Виртуальные технологии предлагают интересные возможности для передачи различного материала, занятие можно дополнить 5-минутным погружением. Можно урок разбить на несколько частей и в каждой части применить погружение, с использованием специального оборудования. Это позволит сделать урок уникальным, запоминающимся и современным.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
При дистанционном обучении и преподаватель и обучающийся может находиться где угодно. Использование аватара позволит присутствовать на виртуальном уроке и создаст иллюзию присутствия. Эти уроки позволят создать так же виртуальные группы, на которых будет присутствовать несколько человек. Использование видео материала, музыкального сопровождения усилит эффект усвояемости информации.
СМЕШАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Если на данный момент невозможно посетить то или иное занятие, лекцию или семинар, то наличие видеокамеры, которая ведет видео съемку формате 360-градусов - позволит смотреть трансляцию в режиме реального времени прямо из аудитории. Участники такой трансляции смогут общаться с преподавателем, задавать вопросы и отвечать на них.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Все виртуальные курсы обучения разрабатываются с возможностью самообучения. Уроки размещаются на онлайн-ресурсах, и обучающийся может самостоятельно повторять материал.
Усвоение материала при использовании VR-технологий, как правило, очень высокий. Процент усвоения материала более 80%. Как правило, после прохождения таких курсов, специалист получает высокую квалификацию.
Но существуют и проблемы, связанные с использованием VR-технологий в обучении. Во-первых, это использование больших ресурсов для создания самого программного продукта и его наполнения. Высокотехнологичные тренажеры и симуляторы до сих пор являются большой редкостью. Современные компании, занимающиеся разработкой такого продукта, не имеют возможности окупить свои затраты до выхода его на рынок. Для учебных учреждений потребуются внушительные средства для закупки оборудования и программного продукта. К сожалению, большинство VR-технологии не являются функциональными, ведь для создания обучающих программ, как правило, используется лишь малая толика возможностей виртуальной реальности.
Список литературы:
1. Задоя Е.С. ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 6. – С. 75-76;
2. Чернов К. С., Косенко Е. А., Ермолаева В. В. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 358-360. — URL https://moluch.ru/archive/208/51049/ (дата обращения: 09.01.2019).