Влияние ИТ на образование - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние ИТ на образование

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения, вызванные внедрением новых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, оказали значительное влияние на людей, живущих в каждом уголке земного шара. Информационные технологии управляют различными аспектами нашей жизни и влияет на то, как мы живём. Данные технологии прошли несколько этапов эволюции и развития, и сегодня занимают важнейшую роль в процессе употребления информационных ресурсов современного общества, а также поиска и хранении информации. Этапы развития ИТ:

Ручные технологии.

Механические технологии.

Электрические технологии.

Электронные технологии.

Компьютерные технологии.

Кроме того, существуют несколько предпосылок, которые повлияли на развитие информационных технологий (рис.1).

Рис.1. Предпосылки развития информационных технологий.

Инструментальная база информационных технологий включается в себя три класса средств: технические, методические и программные. Данные классы, в свою очередь, включают различные средства, посредством которых и выполняются главные функции ИТ: сбор, поиск, хранение и обработка информационных данных.

Инструментальная база информационных технологий

Технические средства

Методические средства

Программные средства

Личный компьютер;

Оргтехника;

Линии связи;

Оборудование сетей.

Осуществляют функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Совокупность данных, представленных в определённой форме для компьютерной обработки.

Таблица 1. Инструментальная база информационных технологий.

В связи со стремительным развитием, технологии стали удовлетворять информационные потребности не только частных лиц, но и крупных организаций и компаний. Внедрение технологий в сферу образования не заставило себя долго ждать: традиционный процесс преподавания и обучения остался далеко позади, и сегодня уже включает в себя использование стремительно развивающиеся информационные технологии.

Информационные технологии влияют на все сферы образования – учебные программы, методы обучения и преподавания, и т.д., а также помогают в продвижении знаний по всему миру, что помогает преподавателям и студентам в получении актуальной, полезной и доступной информации. Следовательно, информационные технологии – это набор инструментов, которые помогают в поиске и получении необходимой информации в любое время суток.

В связи с тем, что знания, эрудиция и владение информацией являются основой для производительности, конкуренции, богатства и комфорта, внимание человечества сконцентрировано на создании чётких подходов для получения лучшего качества образования. Методы образования 21 века находятся в постоянном изменении, доработках, где использование информационных технологий является важным составляющим звеном. Таким образом, информационные технологии также включают в себя функции сбора, организации, хранении, публикации информации в виде звуков, графических изображений, текста, используя при этом компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Компьютеры и, в частности, интернет-технологии произвели революцию в области образования и сегодня играют там важную роль. Взаимодействие учитель-ученик кардинально изменилось с момента внедрений технологий в структуру и процесс обучения. Учитель больше не является центральным звеном, а скорее является посредником между информацией и учеником. Использование технологий в образовании позволяет учащимся свободно находить информацию самостоятельно или с помощью групповых занятий. А преподаватели, в свою очередь, с помощью технологий стремятся заинтересовать учеников с помощью проведения увлекательных и интерактивных уроков, повышая тем самым активность учащихся.

Следующие типы технологий используются в образовании:

Смарт-доска.

Смарт-доска представляет собой интерактивную белую доску на которую учитель может проецировать изображение с компьютера, смартфона или проектора, а также цифровым образом вести урок.

Оснащённые компьютерами классы.

Такие классы дают возможность ученику вести личные заметки во время урока, а также лучше ориентироваться в учебе.

Проекторы.

Проекторы дают возможность подключиться к компьютеру, чтобы вывести необходимое изображение в большом формате на белую доску.

Телевизоры.

Телевизоры могут использоваться для показа учебных DVD-фильмов или для просмотра важных текущих событий.

Школы и университеты, в которых используют технологии в образовательном процессе - называют «умными» или же «smart».Сегодня такие учебные заведения можно встретить во всем мире.

«Умные» учебные заведения сделали большой скачок также в виртуальном обучении. Онлайн и дистанционное обучение являются одними из новых форм образования в 21 веке.

Онлайн обучение – это метод, в котором образовательным инструментом является доступ, использование интернет-ресурсов и персонального компьютера. Такой вид обучения также называют «облачным», так как вся информация находится в Интернете, использовать которую можно в любое время и в любом месте. Следовательно, студент имеет возможность обучаться на дому, что является бонусом онлайн-обучения, но не его основной функцией. Студенты используют онлайн-обучение в течение некоторого времени, прежде чем перейти к обсуждению в классе, практическим занятиям, лекциям или проектам.

Р
ис.2. «Облачное» обучение

Д
истанционное обучение – это обучение без личного контакта с преподавателем и одногруппниками посредством личного компьютера и Интернета. Зачастую, ученики обучаются дома, на работе или в любой зоне, где есть доступ к Интернету. Такой процесс обучения создаёт индивидуальный подход к каждому ученику. Преподаватели могут использовать вебинары, видео, чаты, аудиозаписи, электронную почту, онлайн-книги. Такой вид обучения является интерактивным, где студент может общаться с преподавателями и коллегами. Иногда уроки проходят в режиме онлайн, где можно поднять руку и коммуницировать в реальном времени. Всегда есть учитель или преподаватель, который общается со студентом, и оценивает его участие в уроках, задания и тесты.

Рис.3. Принцип работы дистанционного обучения.

Главным отличием между онлайн и дистанционным обучением является место нахождения студента, но также имеет место быть здесь взаимодействию студента и учителя. Так, ученики могут находиться в классе с преподавателем, но при этом использовать онлайн-обучение. Таким образом, требуется определённая степень личного общения между студентом и учителем, ведь технологии являются лишь дополнением в процессе образования. В дистанционном обучении же студенты отделены от преподавателей и не имеют личного контакта. Технологии здесь являются основным элементом в получении знаний.

В ходе данной работы были выявлены преимущества и недостатки внедрения и использования информационных технологий в сфере образования (таблица 2).

Преимущества

Недостатки

Способствует росту интереса студентов к самостоятельному обучению.

Подготавливает студентов к будущей жизни.

Предоставляет большое количество ресурсов для получения информации.

Помогает учителям проводить увлекательные и интерактивные уроки.

Способствует развитию новых методов обучения.

Расширяет границы мировоззрения.

Позволяет обучаться на дому.

Постоянно обновляемая информация.

Доступ студентов к неприемлемому контенту.

Минимизирует личное общение.

Студенты могут столкнуться со взломом личных аккаунтов.

Негативные взгляды на технологии.

Пропадает ценность личного общения.

Препятствует развитию базовых навыков.

Отсутствует воображение.

Не все студенты могут позволить себе современные компьютерные технологии.

Таблица 2. Преимущества и недостатки использования информационных технологий в сфере образования.

Информационные технологии играют большую роль в образовании 21 века, позволяя студентам и преподавателям получать, хранить, передавать и обрабатывать информацию в Интернете. Процесс обучения стал увлекательным и интерактивным, что повышает активность и интерес учащихся. В ходе работы было выявлено не только положительное влияние технологий на образование, но и негативное. Несмотря на это, 21 век - это век внедрения технологических инноваций во все сферы жизнедеятельности человека, что и способствует постоянному развитию новых методов обучения.

Список литературы.

1. Несговорова Г.П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях и их гуманитарном образовании //в сб.: Информатика в науке и образовании Касьянов В.Н. Сер. «Конструирование и оптимизация программ» Новосибириск, 2012. С. 90-105.

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://studme.org/47008/psihologiya/informatsionnye_tehnologii_obucheniya. – Учебные материалы для студентов.

5. Интернет вещей. Исследования и область применения: монография / Е.П. Зараменских, И.Е. Артемьев.- М.: ИНФРА-М, 2018.-188с.

Просмотров работы: 10