К ВОПРОСУ О КУРИТЕЛЬНЫХ ТРУБКАХ КОРЯКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ О КУРИТЕЛЬНЫХ ТРУБКАХ КОРЯКОВ

Казимиров И.В. 1
1Северо-Восточный Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рис.1 Корякская курительная трубка из фондов Северо-Эвенского краеведческого музея (фото автора, 2019 г).

В районном краеведческом музее п. Северо-Эвенск хранится корякская курительная трубка (Рис. 1). Изготовлена она из лиственницы – прочного дерева, чья твердость при длительном воздействии приобретает качества камня, и обладает большей огнестойкостью в сравнении другими хвойными породами.

Курительная трубка – изделие из дерева или другого материала, состоящее из головки с полостью для размещения табака, соединительной трубки и мундштука, и предназначенное для курения трубочного табака [Курительная…]. Считается, что табак являлся для коренных народов наркотическим веществом – обострял ум, давал заряд энергии, в больших дозах мог вызывать галлюцинации и видения [Tushingham et al., 2018].

Курительные трубки это часть материальной культуры северных народов, в том числе и коряков, являющихся коренным населением Севера Дальнего Востока России. Знание об использовании, традициях изготовления и украшения курительных трубок помогает выявить особенности культуры коряков, определить степень влияния на них других народов.

Об использовании коряками специальных трубок для курения известно из работ В.И Иохельсона [1905, 1997], В.Г. Богораза [1991], Н.В. Слюнина [1990], И.С. Вдовина [1973] и др. Кроме того, в 2018 г. проводился опрос коряков, проживающих в Северо-Эвенском районе Магаданской области.

Неизвестно, когда коряки впервые начали использовать специальные приспособления для курения – в археологических источниках данных о курительных принадлежностях коряков нами не обнаружено. Курение табака и использование курительных трубок у коряков связывают с приходом в XVII в. на территорию их расселения русских [Иохельсон, 1997, с. 113]. Не исключено, что коряки использовали трубки для курения и до этого, получая их в результате торговых связей с Китаем [Утагава, 1996, с. 71]. В.И. Иохельсон наблюдал у коряков китайские медные трубки, которые попали к корякам через купцов из Владивостока [Иохельсон, 1997, с. 113]. Могли попадать трубки к корякам и из Америки, где наиболее древние доказательства использования курительных трубок и употребления табака свидетельствуют о начале их использования около 1685 л. до н.э. [Tushingham et al., 2018].

Для изготовления курительных трубок коряки использовали рог горного барана, клык моржа, реже древесину и медь [Слюнин, 1990, с. 656–658; Вдовин, 1973, с. 88–89]. Рог барана и клык моржа отлично подходили для изготовления курительных трубок, так как имели схожую с ними форму, а также для прокалывания прямого отверстия, которое служило каналом для прохождения дыма. Трубки были различны по размерам – встречались экземпляры до 60 см в длину и в силу своих размеров они могли служить оружием. Привозные китайские трубки были комбинированными – изготавливались из металла и древесины. Мундштук таких трубок состоял из древесины, соединялся напрямую с чубуком и табачной чашей, которая была сделана из олова или меди [Богораз, 1991, с. 137].

Курительные трубки коряков состояли из мундштука, чубука и табачной камеры. На трубки из кости коряки наносили орнамент. Это могло быть изображение человека, например рыбака или пастуха, или же изображения животных, например, ездовой собаки, оленя, медведя и т.д. Иногда корякские косторезы наносили на свои курительные трубки по несколько животных сразу. Чашечка трубки нередко оформлялась в виде человеческой головы со срезанной верхней частью черепа. Черенок украшался миниатюрными фигурками животных, птиц, пресмыкающихся. Иногда на черенке располагаются и миниатюрные фигурки людей и сопровождающие их олени и собаки [Каплан, 1980, с. 84]. Мундштук также украшался костяными фигурками людей и животных, так же резьбой рельефного типа. Нанесение подобного орнамента являлась тонкой работой по кости, и у коряков встречалась чаще, чем у чукчей, юкагиров, эвенов и т.д. [Богораз, 1991, с. 137].

Возможно, коряки изготавливали свои курительные трубки по образу завезенных из вне, но из своих материалов, так как материал импортных трубок был мало пригоден в условиях мороза и сырости климатической зоны территории проживания коряков.

В начале XX в. В.И. Иохельсон отмечал, что «среди коряков встречалось мало курильщиков, они употребляли табак они по-разному, в основном жевали и нюхали. Но были среди них и те, кто предпочитал курить табак». Курили табак в основном мужчины, очень редко можно было встретить курящую женщину или ребенка [Иохельсон, 1997, с. 113].

Сравнительный анализ корякских трубок с соседними с ними народами показал, что корякские трубки уступали в плане разнообразия форм и типов чукотским. Возможно, это объясняется тем, что курильщиков среди коряков было значительно меньше – коряки предпочитали жевать табак, нежели его курить [Иохельсон, 1997, с. 113; История.., 1993, с. 39–40]. Чукотские трубки были сложнее по строению, имели разные формы и размеры. Курительные трубки эскимосов Аляски имели более высокие головки и широкие края [Богораз, 1991, с. 137]. Общей особенностью для курительных трубок коряков, чукчей и эскимосов являлось наличие орнамента. При этом орнамент на корякских трубках был более сложным и разнообразным [Каплан, 1980, с. 84; Иохельсон, 1997, с. 113].

С начала 1960-х гг. трубки стали выходить из употребления, ими пользовались в основном старики [История.., 1993, с. 40]. По данным нашего опроса сегодня с появлением привозных сигарет надобность в трубках у коряков отпала.

Список литературы

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей – М.: Наука, 1993. – 224 с.

Вдовин И.С. Очерки этнографической истории коряков. – Л.: Наука, 1973. – 304 с.

Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. – СПб.: Наука, 1997. – 238 с.

История и культура коряков. СПб.: Наука, 1993. 235 c.

Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980. 125 с.

Курительная трубка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rus-official-terms.slovaronline.com/10785-Курительная%20трубка (дата обращения – 27.10.2018).

Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. – СПб., 1900. – 694 с.

Jochelson W. The Koryak. Religion and Myths. Publication of the Jesup North Pacific Expedition // Memoirs of the American Museum of Natural History. – Leiden; New York, 1905. – P. II. – 842 p.

Утагава Х. Курительные трубки и ритуал курения у северных народов // Бюллетень лаборатории археологии факультета литературы университета. – Токио, 1996. – № 10. – Ч. 1. – С. 71. Пер. сяп. яз. А. В. Фетисова.

Tushingham Sh., Snyder Ch. M., Brownstein K. J., Damitio W.J., Gang D. R. Biomolecular archaeology reveals ancient origins of indigenous tobacco smoking in North American Plateau // PNAS, 2018. – №115 (46). – P.1174211747.

Просмотров работы: 109