К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Московкина М.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема адаптации школьников при переходе на новый образовательный уровень очень волнует педагогов и психологов. Обучающиеся оказываются неподготовленными к изменениям социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается и до окончания школы, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода на новый образовательный уровень.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организации и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, А. В. Мудрик, Л. И. Божович, И.В. Дубровина, В. К. Зарецкий, И. А. Липский, В. М. Махова, С.В. Масолова, Д. В. Рязанова, А. Б. Холмогорова и др.

Процесс адаптации обучающихся будет эффективным, если: выявлена сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение адаптации», определены особенности, этапы, направления и содержание сопровождающей работы. Адаптация учащихся из начальной школы в среднем звене будет успешной, если:

выявить психологический ресурс учащихся, характеризующийся сочетанием и уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие); мотивационно-личностного (внутренняя мотивация учения);

установить уровень сформированности школьного коллектива, учитывать особенности адаптации мальчиков и девочек.

В соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой и методологическими основаниями была разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методики:

«Социометрия» Д. Морено;

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина;

Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. ;

Методика «Самооценка психических состояний» (по Г.А.Айзенку);

«Методика диагностики межличностных отношений Р.В.Овчаровой».

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

Планируемый результат: адаптация обучающихся к учебному процессу при переходе на новый этап обучения в школе.

Виды профессиональной деятельности педагога-психолога: развивающая; психокоррекционная; просвещение и консультирование родителей; просвещение и консультирование педагогов, администрации.

Формы работы: с учащимися (индивидуальная, групповая); с педагогами (индивидуальная, групповая); с родителями (индивидуальная, коллективная).

Методы работы: упражнения, разминочные психотехники, игра, элементы психогимнастики, тематическое рисование, беседа, наглядные (выставки психолого-педагогической литературы, информационные стенды и др.), лекции, консультации и методические семинары, круглые столы и др.

Литература:

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000. — 298 с.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе / Под ред. М.Р.Битяновой. 2-е изд.- М.: Генезис, 2001. — 352 с.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба /И.В.Дубровина - М.: Просвещение, 1991. — 200 с.

Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе /Е.Г.Коблик - М.: Генезис, 2003. — 122 с.

Просмотров работы: 38