Динамичное развитие всех сфер жизни общества обусловливает необходимость высокой психолого-педагогической подготовки офицеров для эффективного руководства подчиненными военнослужащими и воинскими коллективами. В настоящее время актуальной задачей выступает повышение педагогической культуры военных кадров. Решение ее рассматривается как одно из важнейших средств совершенствования учебно-воспитательного процесса в войсках.
Необходимость совершенствования системы обучения и воспитания военнослужащих связана с опытом проведения контртеррористических операций, выполнения миротворческих операций, с изменением военно-политической обстановки в мире, характером современных войн и вооруженных конфликтов.
В 2002 г. президентом Российской Федерации утверждена Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воспитания.
В 2004 г. приказом министра обороны № 70 был принят основополагающий правовой акт Министерства обороны Российской Федерации в области воспитания – Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Она определяет сущность, цели, задачи, виды и направления воспитания военнослужащих.
В современном российском обществе по-новому осмысливаются такие исторически сложившиеся ценности, как «Отечество», «патриотизм», «верность традициям», «долг», «честь», «достоинство», «защита Отечества».
В развитии Вооруженных Сил, в процессе решения стоящих перед ними задач, особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их подготовки, от способности и готовности к руководству подчиненным личным составом, обучению и воспитанию военнослужащих в решающей степени зависит успех подразделений, частей, соединений.
Именно поэтому вопросы обучения и воспитания офицеров являются наиболее важными для обеспечения готовности вооруженных сил к выполнению боевых задач и гарантии безопасности страны.
По своему содержанию процесс воспитания в вузе включает в себя следующие основные направления: государственно- патриотическое; воинское; нравственное; правовое; экономическое; эстетическое; физическое; экологическое и др. Все эти направления воспитания отражают содержательную сторону единого воспитательного процесса, построенного на основе идей Российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу и готовности защитить Родину. Для достижения целей воспитания используется вся совокупность средств и методов воспитательной работы.
Особое место в этой структуре принадлежит государственно- патриотическому воспитанию, сущность которого заключается в формировании у обучаемых высоких патриотических качеств, чувства гордости и ответственности за свою Отчизну, ее будущее, ее безопасность.
Главным звеном всестороннего развития личности обучаемого является создание системы воспитательного воздействия на него во всем учебно-воспитательном процессе. Важнейшими звеньями такой системы выступают две подсистемы: воспитание курсанта в процессе обучения и во вне учебное времяпрепровождения.
Процесс воспитания в вузе осуществляется на четырех уровнях:
на уровне вуза;
на уровне факультета;
на уровне кафедры;
на уровне курса (подразделения).
Кафедра является центром воспитания курсантов и слушателей в учебном процессе. В соответствии с требованиями к учебному процессу она определяет основные задачи воспитания по каждой учебной дисциплине, разрабатывает воспитательную программу по учебной дисциплине, которая показывает возможность практической реализации целей не только обучения, но и воспитания курсанта и слушателя в процессе ее изучения. Программа учитывает содержание каждой темы и воспитательные возможности вида занятия, места его проведения. В соответствии с воспитательной программой кафедр по отдельным дисциплинам составляется воспитательная программа учебного процесса вуза в целом.
Необходимо помнить, что кафедра имеет свои воспитательные возможности. Ибо каждая тема учебной дисциплины, форма занятия имеют специфические возможности воспитательного воздействия. Это может быть беседа, связанная с темой занятия, презентация, реализация долгосрочного проекта, ролевая или деловая игра. Исходя из этого, определение воспитательной цели ориентирует преподавателя и нацеливает его на поиск путей их практической реализации в ходе занятия. Воспитательная цель занятия определяется преподавателем в соответствии с рекомендациями воспитательной программы изучаемой дисциплины.
Определив цели занятия, преподаватель подбирает необходимый дидактический материал для обеспечения практической реализации задач воспитания.
Наиболее современными адекватными целям образования и воспитания являются ролевые и деловые игры. Ролевые игры повышают интерес участников к данной теме и предмету в целом. В процессе проведения деловых игр, где создается квазипрофессиональная ситуация в рамках аудиторного занятия, появляется возможность для преподавателя не только наблюдать, но и корректировать процесс формирования личности будущего офицера.
Моделирование ситуации в игре при максимальной заинтересованности участников может привести к превосходным результатам. Трудно решаемые задачи могут быть разобраны до мелочей и впоследствии решены. Коллектив во время работы над задачей будет сплочен. Развиваются навыки командной работы.
Таким образом, было установлено, что в ходе образовательного процесса курсант получает не только знания по основным дисциплинам, но и также развивается как личность, у будущих офицеров формируется аналитический образ мышления, способность решать различные задачи. Эти качества, несомненно, будут полезны офицерам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991, 106 с.
2 Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998, 236 c.
3 Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997, 322 c. www.plam.ru>voennaja_pedagogika
4 Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004, 46 c.
5 Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995, 322 c. www.plam.ru>voennaja_pedagogika