ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Четырина Д.А. 1, Баркунова О.В. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», г.Шуя, Россия
2ШфИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нынешнее положение общества обостряет межнациональные отношения, что крайне актуализирует проблему становления и развития этнической идентичности личности. В современном мире этническая идентичность занимает центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий.

Нам импонирует точка зрения А.А.Байченко, что этническая идентичность представляет собой осознание субъектом своей национальной принадлежности, своего места в этнической общности, чувств, мотивов, интересов, действий в системе этнических связей и отношений к ним [1].

Ряд исследований (А. А. Байченко[1], Е. М. Галкина[2], А. Н. Терентьева[3]) описывает этническую идентичность у некоторых русских, проживающих на территории России. В этих источниках обращается внимание, что у русских она либо отрицательная, либо конфликтная. Этническая идентичность русских в результате особенностей исторического развития, в том числе советского периода, мало связана, как показали материалы исследований, с культурными маркерами и больше базируется на государственности, зависит от политического контекста, доверия к власти[3].

Без сформированного положительного отношения человека к своей этнической идентичности невозможно формирование такого чувств как патриотизм, невозможно возникновение плодотворных межэтнических взаимодействий, направленных на достижение общих целей. Младший дошкольный возраст является важнейшей ступенью в формировании и становление идентификации личности, поэтому и представляет огромный интерес со стороны исследователей.

В России сложилась за последние десятилетия ситуация, которая повлияла на процессы обучения и воспитания, поэтому возникли проблемы в их организации. В современных школах у учителей не определены мировоззренческие и воспитательные позиции, нравственные ориентиры и многое другое. Как следствие этого, становление личности школьника затруднено.

Одним из факторов выступают средства массовой информации и реклама. С одной стороны они дают возможность расширения границ общения, осуществления межкультурного диалога, знакомства с иными культурными ценностями и образцами. Еще кроме этого, сегодня есть факты информационного неоколониализма , разрушающего традиционные ценности локальных цивилизации, заменяя их ценностями присущими обществам технологически развитых стран. Поэтому происходят интенсивные иммиграционные процессы, потому что у людей есть явные и скрытые проблемы в межэтнических взаимодействиях. Это обостряет проблемы в формировании этнической идентичности детей [2].

Можно подвести вывод, что современные дети живут в условиях, когда затруднено становление и гармоничное развитие личности. Поэтому проблема развития этнической идентичности младших школьников является весьма значимой и актуальной.

Список литературы:

1. Байченко А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -18 с.

2.Галкина Е. М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в Москве). Авт. канд. дис. на соиск. уч. ст. канд. истор. н. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. - 30 с.

3.Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР/ А. А. Байченко. - М.: Институт социологических исследований, 1974.- 24 с.

Просмотров работы: 6