Основной задачей непрерывной практики студентов, начиная с первого курса, является ознакомление будущих учителей со школой, учениками, учебными занятиями, интерактивными ресурсами, нормативной частью системы образования и многим другим. Эта деятельность помогает студентам преодолеть барьеры страха и неизвестности перед профессиональной деятельностью.
Во время непрерывной практики студенты посещают мастер-классы, открытые уроки, проводимые известными учителями, внеклассные мероприятия и тематические игры. Каждый студент ведет дневник педагогической практики, что способствует усвоению различных аспектов будущей профессии. Таким образом, главные плюсы непрерывной педагогической практики заключаются в профориентации студентов, а также в расширении и углублении знаний об образовательном процессе, способах его организации, особенностях форм отчетности.
Но нет ничего более сложного и необходимого для будущего педагога, чем научиться взаимодействовать с людьми, в частности, с учениками.
В своей работе мы предлагаем студентам направления подготовки «Педагогическое образование» проводить со 2 курса факультативные занятия по информатике для школьников. Студенты обладают достаточными теоретическими, практическими и методическими знаниями в области информатики для ведения таких занятий. В процессе такой деятельности будущие педагоги смогут компенсировать недостаток общения с учениками.
На наш взгляд, комфортнее всего будет проводить занятия с учащимися 4-6 классов. Укажем некоторые причины этого:
в этом возрасте ученик обладает высокой учебной мотивацией, его познавательные интересы расширены. Это способствует восприятию и хорошему усвоению интересного для ребенка материала;
психологическая особенность данного возраста - высокий авторитет взрослого, желание получить от него похвалу, основанное на стремлении быть компетентным. Благодаря этому студентам будет довольно легко завоевать авторитет у учащихся.
В основу факультативного занятия рекомендуется брать следующие методы обучения:
Игра: материал, полученный на занятии, проведенном в игровой форме, усваивается учениками лучше;
Эвристический подход к обучению: в ходе непрерывного взаимодействия с наставником учащиеся сами делают теоретические и практические выводы, задача наставника – направлять в нужную сторону мысли учащихся;
Частая смена видов деятельности: чтобы предупредить быструю утомляемость учеников во время занятия, необходимо как можно чаще менять виды деятельности (работа всего класса с доской, самостоятельная работа с раздаточным материалом, разминка, практика на компьютерах и другие);
Для реализации данного проекта достаточно одного академического часа в неделю для ведения занятий в школе. При этом урок рекомендуется делить на три равных по значимости части:
развитие познавательных способностей и логики (направлено на формирование качеств, которые не только облегчают процесс обучения, но и помогают во многих жизненных ситуациях);
изучение определенной области информатики (цель данной части урока состоит в получении более глубоких знаний об информатике и информационных технологиях, в которых необходимо разбираться каждому человеку в условиях повсеместной информатизации);
физические упражнения (во время данной части урока ученики изучают физические упражнения, необходимые при работе за компьютером, гимнастику для глаз, тренируют правильную посадку на рабочем месте);
Включение возможности ведение факультативных занятий дает преимущества будущему учителю:
формирование собственной (уникальной) методики преподавания;
дополнительная профориентация в “реальных” условиях;
накопление преподавательского опыта.
Положительное влияние оказывается и на учащихся:
развиваются фундаментальные познавательные способности и логическое мышление;
формируются правильные привычки, которые минимизируют урон здоровью в процессе работы с цифровыми устройствами;
формируется понятие цифрового устройства, как инструмента;
повышается интерес к информатике и современным технологиям;
Данные предложения по прохождению студентами непрерывной практики, не требуют больших ресурсных затрат, помогут обогатить практические познания будущих педагогов, дадут возможность взвесить свои способности и выявить слабые стороны, а также морально подготовиться к дальнейшей активной практике и работе по профессии. На наш взгляд, в результате проведения таких занятий можно понять, что педагогическая работа - это не только рутинная документация, уроки и проверка домашнего задания, но еще и непередаваемые эмоции и энергия, которые возможно получить только в диалоге с учащимися.