Принципы этики деловых отношений - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Принципы этики деловых отношений

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Принципы этики деловых отношений

Деловая этика устанавливает нормы и правила поведения в коллективе компании. Она представляет собой систему идеалов, необходимых любому сотруднику для достижения поставленной цели, вне зависимости от его места в служебной иерархии. Принципы и нормы деловой этики базируются на восприятии труда в качестве моральной ценности. Профессиональная деятельность рассматривается не только как источник дохода, но и как способ укрепления чувства человеческого достоинства. Эти абстрактные принципы не подкреплены законодательством, но им следуют все организации, ведущие предпринимательскую деятельность. В основе деловой этики лежат моральные и нравственные принципы общества. Они обязывают работодателей быть честными с подчиненными, клиентами, партнерами и конкурентами. Это профессионально-цивилизованные отношения, позволяющие вести компетентный, честный, новаторский бизнес, соблюдая закон.

Деловая этика — это сложная система принципов, норм и правил, включающая следующие элементы:

Социальные моральные нормы (нравственный закон, определяющий поведение людей в обществе);

Правила поведения (порядок поступков в постоянных или изменяющихся условиях);

Принципы общения в бизнес-среде (нравственные положения, закрепляющие общий характер профессиональной деятельности, сформулированные в виде кодекса, соглашения или хартии);

Коммуникационные закономерности (взаимосвязи, выявляемые в процессе профессиональных контактов);

Права сотрудников: трудовые и личные.

Золотой стандарт бизнес-этики во многом схож с главным правилом нравственности: “относиться к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они отнеслись к вам”. В служебном контексте это правило распространяется на руководителей и подчиненных, коллег, деловых партнеров и конкурентов. 

Универсальные принципы и нормы деловой этики крайне сложно сформулировать, но можно привести базовые положения, актуальные для большинства представителей бизнеса:

Не совершать поступков, не входящих в сферу долгосрочных интересов компании и ее владельца;

Не делать того, о чем нельзя сообщить открыто;

Поступать в соответствии с гуманистическими принципами, делать добро и работать на общую цель;

Соблюдать закон, отражающий социальные нормы;

Приносить пользу обществу за счет собственного нравственного поведения;

Уважать права окружающих;

Стараться сделать прибыль максимальной в рамках закона, рыночных требований и эффективных затрат;

Не вредить слабейшим в обществе;

Не препятствовать праву человека на самореализацию и саморазвитие;

Существующие принципы и нормы деловой этики основаны на моральных и правовых нормах общества. Моральные нормы складываются на базе традиций, обычаев и привычек. Правовые выражаются в законах, правовых актах и регламентирующих документах. Деловые этические нормы направлены, в первую очередь, на предотвращение споров, решение конфликтов и урегулирование отношений. Они выражаются в поведении во время переговоров и деловых приемов, официальном дресс-коде, деловых беседах, организации места работы.

Многообразие этических принципов и норм позволяет им воздействовать на все сферы профессиональной деятельности. Соблюдение этических норм требует от любого профессионала выполнения следующих требований:

Пунктуальность

Специалист делает все вовремя, грамотно распределяет свое время, не опаздывает и соблюдает установленные сроки.  

Конфиденциальность

Служебные секреты компании необходимо беречь так же, как свои собственные. Профессионал не говорит лишнего, не сплетничает и не пересказывает услышанное на работе.  

Доброжелательность

Приветливость и вежливость важны в общении со специалистами любого уровня. Данный принцип позволяет профессионалу хранит самообладание и вести себя доброжелательно вне зависимости от ситуации.  

Сочувствие и внимание к окружающим

Хорошая репутация обеспечена тому, кто уделяет время чужим проблемам и уважает чужое мнение. Скромность и уверенность в себе не всегда противоречат друг другу.  

Внешний вид

Умение органично вписываться в окружение высоко ценится в бизнес-среде. Необходимо одеваться со вкусом, но, в то же время, соответствовать контингенту своего уровня.  

Грамотность

Грамотный литературный язык, как правило, является показателем профессионализма. Внутренние документы, корреспонденция, составленные хорошим грамотным языком производят положительное впечатление.

Цивилизованное поведение означает следование правилам служебного этикета. В числе основных требований к настоящему профессионалу можно назвать: корректность, тактичность, скромность и обязательность. Соблюдение принципов и норм деловой этики — это рациональное поведение, которое способствует успеху любого специалиста.

Нормы и принципы этики делового общения в разных странах могут значительно отличаться. На формирование бизнес-культуры оказывают огромное влияние такие факторы как национальный менталитет, особенности мышления, идеологические и религиозные установки, традиционная система ценностей. Деловая этика в России имеет свои особенности. Она не является универсальным инструментом и во многом является наследием 20 века.

Среди основных особенностей служебного этикета в России можно выделить:

Особый подход к выявлению лица, несущего ответственность за этичное поведение. В отечественных компаниях таким лицом, чаще всего, является руководитель. Поведение сотрудников может отражать этические принципы руководства даже при наличии противоречий с их собственными нормами.

Мнение руководителя является основным источником этических норм в компании. Государственное регулирование и объективные потребности могут быть второстепенными нормативами.

Основная этическая проблема — управление компанией. Среди главных недостатков системы — злоупотребление полномочиями и низкая социальная ответственность бизнеса.

Участие в бизнес-процессах государства и организации на равных правах. При этом для каждой стороны приоритетны собственные интересы, что зачастую негативно отражается на конечном результате деятельности.

Данные особенности служебного этикета не всегда положительно влияют на отечественный бизнес. Очевидно, что этические принципы, которыми руководствуются многие организации, все еще нуждаются в совершенствовании. Основными направлениями работы в этом вопросе можно считать:

создание новой категории бизнесменов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, надежностью и ответственностью;

формирование положительного имиджа современного предпринимателя как воспитанного, образованного и порядочного человека;

профессиональная подготовка и развитие всех без исключения сотрудников компании;

Соблюдение принципов деловой этики — залог хорошей репутации в бизнесе. Цивилизованные профессиональные отношения обеспечивают успех и процветание компании. Компетентный, честный, законный бизнес может быть построен только с учетом общепринятых этических норм. Этот путь является самым рациональным: он позволяет компании повышать свою эффективность, сохраняя и укрепляя свой позитивный имидж.

Список литературы

1. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2010 г.

2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по экон. специальностям / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2012 г.

3. Джордж, Р.Т.Де Деловая этика. Т. 1 / Р.Т.Де Джордж; Пер. с англ. Р.И. Столпера. - СПб.; М. 2011 г.

4. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010 г.

5. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М. Изд-во РАГС, 2013 г.

Просмотров работы: 2273